Авиастроение

Автор Slava16, 18 октября 2022, 17:49

« назад - далее »


Zakk Wylde

ВКС получили новый транспортный самолёт Ил-76МД-90А

28 ноября Ульяновский авиазавод «Авиастар» передал Министерству обороны очередной серийный тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А, построенный по гособоронзаказу.

«Ростех» наращивает производство этих машин для российского военного ведомства, «следующий транспортник находится в высокой степени готовности», подчеркнул глава госкорпорации «Ростех».

Для наращивания объёмов производства ульяновский авиазавод продолжает набор и обучение специалистов.

«В настоящее время уже принято более тысячи человек, из которых 80 процентов — ученики по рабочим специальностям. В 2023 году завод планирует прирасти более чем на 1100 производственных рабочих», — добавили в корпорации.

«Сегодня в поточной линии сборки находится очередной Ил-76МД-90А. На заводе уже создаётся производственный задел на будущий год. В цехах в различной степени готовности находятся несколько воздушных судов, которые планируется сдать в 2023 году», — сообщил генеральный директор Объединёной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

Ил-76МД-90А — глубоко модернизированная версия транспортника Ил-76. На новой машине усилено крыло, выполненное по современным технологиям, установлены более мощные двигатели ПС-90А-76, усилено шасси с более энергоёмкой тормозной системой, установлено цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование с экранной индикацией. Благодаря модернизации возросли дальность полета самолёта и перевозимая полезная нагрузка.


Zakk Wylde

#63
ОАК передала ВКС России очередной Ту-22М3

ПАО «Туполев» (входит в состав ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) в рамках выполнения государственного оборонного заказа передало в эксплуатацию Дальней авиации ВКС России очередной ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 после выполнения ремонтных работ.

На самолете были проведены необходимые регламентные работы, успешно выполнены предъявительские и приемо-сдаточные испытания. После ознакомительного полета самолет был передан эксплуатирующей организации.Сервисное обслуживание и поддержание летной годности парка строевых машин дальней авиации — одно из важнейших направлений работы ПАО «Туполев», в рамках которого выполняется большой объем работ. Ту-22М3 — дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик, предназначен для поражения наземных и морских целей во всем диапазоне скоростей самолета с больших, средних и малых высот.

Zakk Wylde

#64
ОДК первой в России внедряет электрохимическую технологию изготовления «блисков» авиадвигателя

В Научно-исследовательском институте технологии и организации производства двигателей (АО «НИИД», филиал Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха) внедряют технологию электрохимической обработки лопаток «блиска» — одного из важнейших узлов компрессора силовой установки. Обработка данным методом производится в России впервые, работы ведутся на оборудовании с числовым программным управлением, созданном в ОДК.

На данный момент серийное производство этих узлов осуществляется методами механической обработки, которые требуют значительных временных затрат, специального оборудования и инструмента. Кроме того, фрезерная обработка лопаток моноколес требует применения полировки и проведения дополнительных термических обработок.

Метод электрохимической обработки (ЭХО) «блиска» состоит в воздействии на деталь электрического тока в электролите, что позволяет значительно ускорить её производство. Для этой цели по техническому заданию НИИД на одном из предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации было разработано специальное оборудование — электрохимический комплекс «ЭХК-МК» с программным управлением для обработки моноколес.

«На данный момент НИИД совместно с разработчиками оборудования осваивает технологию производства ,,блисков" электрохимическим методом. Работы ведутся на имитаторе моноколеса, который отличается только тем, что имеет сборную конструкцию. Одновременно с технологической частью мы ведем работу по созданию специального программного обеспечения для этого оборудования», — рассказывает руководитель проекта Михаил Жуплов.

В следующем году специалисты НИИД приступят к работам на полноценных заготовках моноколес. После подтверждения эффективности оборудования испытаниями готовой продукции, планируется производство комплексов «ЭХК-МК» для серийного производства моноколес электрохимическим методом.

«Блиск», или моноколесо — ступень компрессора газотурбинного двигателя, изготавливается путем фрезерования лопаток сложной геометрической формы из цельной металлической заготовки.

Применение моноколес позволяет значительно снизить вес узла, а также способствует повышению его ресурса и надежности. Блисковые конструкции применяются в современных газотурбинных двигателях, таких как ПД-14 для гражданского самолета МС-21-300 и АИ-222-25 для самолета Як-130.

https://t.me/good_events_russia/4471


Zakk Wylde

МС-21 — новости за ноябрь-2022

Главное событие ноября 2022 года — окраска в Ульяновске опытного самолёта МС-21 с бортовым номером 73054 в ливрею авиакомпании «Россия».

10 ноября самолёт перелетел из Подмосковья в Ульяновск, где на производственной площадке компании «Спектр-Авиа» был «переодет» из корпоративной ливреи «Иркута» в ливрею «России». 29 ноября лайнер вернулся на аэродром Раменское в Лётно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. А.С. Яковлева, где пройдёт подготовку к совместной лётной эксплуатации, в рамках которой «Иркут» и «Россия» планируют провести обучение командно-инструкторского состава, пилотов-инструкторов, наработать опыт полётов на типовых маршрутах авиалайнера, а также отработать эксплуатационные процедуры.

В пресс-службе «России» пояснили, что на данный момент самолёт проходит программу импортозамещения и ещё не может быть внесён в свидетельство эксплуатанта, осуществляющего коммерческие перевозки.

«Сначала фирменную серо-красно-белую ливрею ,,России" получат три опытных самолёта корпорации ,,Иркут", которые не включены в парк перевозчика. Потом она будет наноситься на МС-21 в составе флота авиакомпании. Опытный образец самолёта МС-21 будет эксплуатироваться корпорацией ,,Иркут" для обучения пилотов-инструкторов авиакомпании ,,Россия"», — рассказали в пресс-службе.

В ОАК добавили, что программа полётов находится на согласовании в профильных федеральных ведомствах. На первом этапе пилотирование будет осуществляться лётчиками-испытателями ОКБ им. А.С. Яковлева.

В связи с предстоящими полётами у одного из подписчиков нашего телеграм-канала «Механизация крыла» возник вопрос: «А какой смысл в опытной эксплуатации самолёта в варианте с иностранными компонентами, если потом придётся переучиваться?»

Действительно, третий опытный экземпляр МС-21-300 б/н 73054 (з/н МС.0004) был собран на Иркутском авиазаводе в декабре 2018 года и совершил первый полёт 16 марта 2019-го. Крыло этой машины изготовлено из иностранных полимерно-композиционных материалов, и он оснащён двигателями PW1400G. Но в эксплуатацию «России» и другим отечественным авиакомпаниям поступит версия МС-21-310рус, т. е. полностью «русифицированный» самолёт — с российскими двигателями, крылом из российских ПКМ, БРЭО и другими самолётными системами и агрегатами отечественного производства.

За разъяснением мы обратились к лётчикам-испытателям ОКБ им. Яковлева, которые объяснили, что для пилотов, летающих, например, на модификациях А320 с двигателями CFM-56 или IAE V2500 нет никакой разницы выполнения полётов, и дополнительного обучения не требуется. Это также относится к самолётам А319 и А321, поскольку у них и у А320 полностью идентичная кабина и практически не отличаются эксплуатационные процедуры.

«Разница по работе с двигателями и системами будет только для инженерно-технического состава, но их пока никто ,,переучивать" не собирается, а обеспечивать обучение лётного состава будет инженерно-авиационная служба ЛИиДК ОКБ им. Яковлева», — пояснили нам. Представитель ОКБ добавил, что юридически пока возможно переучивание только на версию -300, поскольку только она имеет сертификат типа.

* * *

2 ноября стало известно, что московский завод нетканых материалов «Монтем» с начала 2022 года поставил 150 тысяч квадратных метров нетканых материалов для изготовления консолей крыла самолётов МС-21. Об этом сообщил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский.

«Использование отечественных разработок стало важным фактором производства в ряде отраслей, в том числе авиастроительной. Текущие обстоятельства требуют, чтобы российская техника состояла по большей части из собственных комплектующих и сырья. Только с начала года московское предприятие отгрузило 150 тысяч квадратных метров дренажно-впитывающих материалов для создания крыла самолётов МС-21», — рассказал он.

* * *

Программа по созданию комплексной системы мониторинга самолётов и вертолётов на базе отечественных решений с использованием датчиков различных физических свойств началась в России в 2015 году, когда НИЦ «ИРТ» и Фонд перспективных исследований (ФПИ) запустили научно-исследовательскую работу «Хрусталь». В качестве соисполнителей в ней участвовали институты Российской академии наук, ЦАГИ и другие организации. Помимо военной техники, система может успешно применяться и на гражданский самолётах. По словам главы НИЦ «ИРТ» Николая Львова, система мониторинга в режиме реального времени будет контролировать состояние композитного крыла лайнера МС-21. «У нас подписаны дорожная карта и план, сейчас разрабатывается техническое задание по внедрению системы на МС-21», — заявил он в начале ноября.

* * *

Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» в 2023 году приступит к серийному производству узлов двигателей для среднемагистральных самолётов МС-21-310. В данный момент на предприятии идёт масштабное освоение современного высокотехнологичного оборудования, передовых технологий, планируется постройка нового производственного корпуса.

За «ОДК-Салют» закреплено изготовление трансмиссионных узлов двигателя ПД-14: центрального привода, валопровода, коробки приводов агрегатов. Для изготовления комплектующих двигателя ПД-14 используются тонкостенное литье, аддитивные и роботизированные технологии. Так, например, благодаря их применению толщину стенок корпуса удалось уменьшить на 25%, снизить металлоёмкость штамповок до 30%, а трудоёмкость изготовления узла — на 25-35%.

* * *

Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал поправку правительства РФ к проекту федерального бюджета на 2023-2025 годы, позволяющей ОАК в 2023 году перенаправить до 1,053 миллиарда рублей на приобретение оборудования для производства самолётов МС-21.

Речь идёт о бюджетных средствах, которые ранее предоставлялись Объединённой авиастроительной корпорации для реализации механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов SSJ100, предлагавшихся на экспорт, пояснили в Минфине РФ.

* * *

В НИИ технологии и организации производства двигателей (НИИД) внедряется технология электрохимической обработки лопаток блиска для двигателя ПД-14. Блиск или моноколесо — происходит от английского bladed disk. Так называется ступень компрессора газотурбинного двигателя, изготовленная не фрезерованием в обрабатывающем центре цельной титановой заготовки, а воздействием на неё электрическим током в электролите. Для этой цели по техническому заданию НИИД на одном из предприятий ОДК было разработано специальное оборудование — электрохимический комплекс «ЭХК-МК» с программным управлением для обработки моноколёс.

Сейчас работы ведутся на имитаторе блиска, который отличается только тем, что имеет сборную конструкцию. Одновременно с технологической частью идёт работа по созданию специального программного обеспечения для этого оборудования. В следующем году специалисты НИИД приступят к работам на полноценных заготовках моноколёс. После подтверждения эффективности оборудования испытаниями готовой продукции, планируется начать производство комплексов «ЭХК-МК» для серийного изготовления блисков электрохимическим методом.

1 ноября был выполнен крайний полёт МС-21-310 б/н 73055 по оценке уровней шума. В ходе программы испытаний собрана доказательная база для одобрения главного изменения типовой конструкции в части двигателя ПД-14.

В полётах на сертификацию по шумам, которые могут длиться более трёх часов, машина управляется в ручном режиме с многократным циклическим набором и снижением скорости и высоты полёта. Задача непилотирующего лётчика — точно подобрать режим тяги двигателей, чтобы скорость при проходе микрофонов была постоянной, обороты в этот момент также должны быть постоянными.

«Для успешного выполнения полётов по оценке производимого самолётом шума требуется высокий профессионализм лётчиков-испытателей, тренировки и хорошее взаимодействие в экипаже», — рассказали в ОКБ им. А.С. Яковлева.

23 ноября в Иркутске возобновились сертификационные испытания самолёта МС-21-300 с бортовым номером 73361 (з/н МС.0013) — первого МС-21 с крылом, изготовленным из отечественных композиционных материалов. Полёты выполнялись в рамках дополнительных сертификационных испытаний для получения одобрения главного изменения типовой конструкции самолёта в части композитного крыла.

Всего в ноябре полёты выполняли четыре опытных самолёта: 73053, 73054, 73055 и 73361. Выполнено 14 полётов общей продолжительностью 41 час 32 минуты.

Учитывая информацию пресс-службы авиакомпании «Россия» о том, что ливрею перевозчика получат ещё два опытных самолёта, по всей видимости, это будут второй и четвёртый лётные экземпляры: самолёты с бортовыми номерами 73053 и 73056.

В декабре ожидается получение одобрения главных изменений типовой конструкции в части крыла и силовой установки, а также начало совместной опытной эксплуатации борта 73054 в ливрее а/к «Россия».

Zakk Wylde

Российские авиастроители передали Минобороны партию многофункциональных истребителей Су-35С

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (ОАК, входит в Госкорпорацию Ростех) изготовил и передал Минобороны России очередную партию новых самолетов Су-35С.

Многофункциональные истребители поколения 4++ Су-35С прошли цикл наземных и лётных испытаний в различных рабочих режимах и совершили перелёт с аэродрома КнААЗ к месту несения службы.

«Сегодня производственные мощности Комсомольского-на-Амуре авиационного завода полностью загружены. Мы в сроки, предусмотренные контрактами, осуществляем поставку авиационной техники, обеспечивая потребности Минобороны России в современных авиационных комплексах, — сказал генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. — Для выполнения производственных программ сегодня на предприятии продолжается техперевооружение и дооснащение необходимым оборудованием. Мы также решаем кадровую задачу. За 2022 год на КнААЗ уже трудоустроено свыше 500 новых производственных рабочих и инженеров. Столько же новых специалистов планируем набрать на рабочие и инженерные специальности в следующем году».

Су-35С — сверхманевренный истребитель поколения 4++, построенный с использованием отдельных технологий пятого поколения. Он оснащён новым комплексом авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, новой РЛС с фазированной антенной решеткой с большей дальностью обнаружения воздушных целей и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.

На истребитель установлены новые двигатели с увеличенной тягой, он развивает скорость до 2500 километров в час и способен поднимать в воздух восемь тонн боевой нагрузки.

Slava16

#68
Когда появится полностью импортозамещенная версия самолета Superjet 100
Наталия Ячменникова

На самолетах Superjet 100 импортозаместили тормоза, следующий этап - переход на шины, выпускаемые Ярославским шинным заводом.

Полностью импортозамещенная версия самолета SSJ-100 - SSJ-NEW с российским двигателем ПД-8 появится в конце 2023 года. В самолете должны быть замещены около сорока иностранных систем и компонентов. Так, переход на отечественные узлы касается систем кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов. Также замене подвергнутся кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, теплозвукоизоляция.

Напомним, в сентябре глава Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь и губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев посетили производственный центр "Иркут-Региональные самолеты" (в составе ОАК) в Комсомольске-на-Амуре, где собираются импортозамещенные SSJ-NEW. В данный момент на предприятии идет сборка сразу пяти планеров для "Суперджетов" в новой конфигурации. Сертификация и начало серийного выпуска самолетов намечены на конец 2023 года.

Завершить летные испытания и сертифицировать импортозамещенный облик Superjet планируется до конца 2023 года.

По словам Сергея Чемезова, в 2023 году запланирован первый полет SSJ-NEW с российскими двигателями ПД-8 и начало серийного производства. В планах на 2023 год поставка двух самолетов, а в последующие годы - выход на темп по 20 авиалайнеров ежегодно.

В конце ноября в ЦАГИ завершились испытания модели ближнемагистрального SSJ-NEW с российскими двигателями ПД-8. Этот мотор заменит устанавливавшиеся ранее на самолете зарубежные SaM-146. Ученые изучили аэродинамические характеристики модели SSJ-NEW с гондолами ПД-8. Испытания проводились в трансзвуковой трубе ЦАГИ на крейсерских режимах полета при числах Маха 0,75-0,82.

Как рассказал заместитель гендиректора ОАК по гражданской авиации - генеральный директор корпорации "Иркут" Андрей Богинский, это важный этап на пути к летным испытаниям самолета SSJ-NEW, которые планируется начать уже в следующем году.

"Высокие аэродинамические свойства SSJ-NEW с российским двигателем подтверждены, и после испытаний опытного образца двигателя на летающей лаборатории Ил-76 мы готовы будем совместно с коллегами из ОДК начать работы по интеграции новой силовой установки на самолет", - подчеркнул Богинский.

А по словам заместителя начальника отделения аэродинамики самолетов ЦАГИ Ивана Чернышева: ученые подтвердили, что компоновка SSJ-NEW с перспективным российским двигателем ПД-8 имеет аэродинамическое качество не хуже, чем с исходным двигателем.
https://rg.ru/2022/12/05/superjet-100-poluchit-rossijskie-dvigateli-pd-8-i-pochti-40-otechestvennyh-uzlov-vzamen-inostrannyh.html?_openstat=rg.ru;blocks;editors-choice;article



Zakk Wylde

На ВАСО изготовили детали самолёта SSJ-New для статических испытаний

На участке агрегатов для «Суперджетов» цеха композитного производства ВАСО завершили сборку очередной партии изделий для SSJ-New, предназначенных для статических испытаний, сообщили в пресс-службе ОАК.

В комплект входят рули высоты и направления, закрылки, интерцепторы. Ранее для различных испытаний, в том числе в составе планера SSJ-New, на ВАСО были изготовлены детали передней части киля, законцовки и панели новой машины.

«Техпроцессы, чертежи, сборка почти такие же, как для серийных SSJ100. Однако сейчас детали отправляются без покраски, но с нанесённой разметкой нервюр и лонжеронов. Такие испытания в ЦАГИ проводятся периодически и на серийных агрегатах для подтверждения их надёжности», — пояснил начальник участка Андрей Бочаров.

Как рассказали в ОАК, все детали, которые выпускает композитное производство филиала ПАО «Ил» — ВАСО, углепластиковые или стеклопластиковые, кроме металлических узлов навески, монтируются здесь при сборке. Если, например, элероны полностью углепластиковые, то для создания рулей используются детали из обоих композитных материалов.

«Все эти тонкости давно и хорошо знают на ВАСО, потому закономерно, что предприятие участвует в производстве полимерно-композиционных агрегатов практически для всей линейки перспективных гражданских самолётов ОАК», — заявил представитель корпорации.

Zakk Wylde

Корпорация «Иркут» и ЦАГИ завершили статические испытания МС-21

Корпорация «Иркут» и Институт имени Н.Е. Жуковского завершили статические испытания самолета МС-21, сообщает «Ростех».

«В ходе статических испытаний конструкция самолета выдержала огромные нагрузки, сильно превышающие эксплуатационные, подтвердив свою надежность», — сказал первый заместитель гендиректора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.

По его словам, до 2030 года планируется выпустить порядка 270 таких авиалайнеров. На этих судах будут совершать перелеты миллионы пассажиров ежегодно. Серийное производство самолета намечено на 2024 год.

Планер самолета МС-21 испытали на способность выдерживать нагрузки при грубой посадке, то есть приземлении с превышением вертикальной скорости. Также исследовался случай аварийной посадки самолета. При превышении предельных нагрузок стойка шасси безопасно отделяется от самолета.

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок.

Аэродинамическое совершенство самолета обеспечивается крылом большего удлинения из композиционных материалов. Двигатели с высокой степенью двухконтурности ПД-14 отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ. Самая большая в своем классе ширина фюзеляжа позволяет расширить личное пространство пассажиров.

Zakk Wylde

В Ульяновске совершил первый полёт очередной Ил-76МД-90А

В Ульяновске совершил первый полёт Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78667 (0302). Воздушное судно построено в рамках контракта с Министерством обороны Российской Федерации.

Это седьмой тяжелый транспортный самолет, собранный на новой поточной линии сборки и пятый в 2022 году.

Zakk Wylde

Истребительный авиаполк ЦВО получил модернизированные самолёты МиГ — 31БМ

Два модернизированных сверхзвуковых высотных истребителя-перехватчика МиГ-31БМ поступили на вооружение истребительного авиационного полка Центрального военного округа (ЦВО), дислоцированного в Красноярском крае.

Полученные боевые машины будут задействованы в несении боевого дежурства по противовоздушной обороне и охране воздушного пространства в регионе. За счет модернизации бортовой радиоэлектроники и новых систем вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в два с половиной раза.

МиГ-31 (по кодификации НАТО — Foxhound, «фоксхаунд», с англ. «гончая») — советский и российский двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в 1970-х годах в Отдельном конструкторском бюро завода № 155 (ныне — АО «РСК «МиГ» в составе «Объединенной авиастроительной корпорации»). Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм, различные модификации МиГ-31 могут оснащаться ракетами «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» разных типов, авиабомбами. Одна из модификаций истребителя-перехватчика, МиГ-31К, является носителем гиперзвуковой ракеты в составе комплекса «Кинжал».

Zakk Wylde

В СибНИА совершил пробежки и подлеты Як-52 с перспективным российским поршневым двигателем

ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (СибНИА) совместно с головным исполнителем ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (ЦИАМ) (входят в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») реализует научно-исследовательскую работу (НИР) по теме разработки и испытания элементов систем авиационных поршневых двигателей для легких самолетов акробатической категории. Заказчиком выступает Министерство промышленности и торговли РФ.

Основным объектом исследований НИР является двигатель-демонстратор АПД-А — модификация разработанного в ЦИАМ авиационного поршневого двигателя АПД-500 (мощность 500 л.с.), созданного на базе автомобильного двигателя семейства «Кортеж» ЕМП ФГУП «НАМИ». Ранее двигатель-демонстратор АПД-А успешно прошел комплекс стендовых испытаний в ЦИАМ.

СибНИА отвечает за подготовку летающей лаборатории и проведение летных испытаний перспективного двигателя. В рамках текущего этапа НИР в отделении аэродинамики и динамики полета СибНИА проведены расчетно-экспериментальные исследования аэродинамической модели летающей лаборатории на базе Як-52 с установленным АПД-А, сделаны выводы о безопасности проведения летных испытаний. Сотрудниками отделения статической и ресурсной прочности СибНИА выполнен прочностной расчет конструкции моторамы и ее элементов. По результатам расчета в отделении по разработке авиационной техники СибНИА составлены техническое задание и конструкторская документация на установку двигателя на летающую лабораторию. В опытном производстве изготовлены мотоотсек, элементы функциональных систем двигателя и управления шагом винта, выполнен монтаж АПД-А на летающую лабораторию.

Летно-исследовательской базой СибНИА разработаны программы и методика наземных испытаний, проведены наземные и летные испытания. Летающая лаборатория выполнила наземные гонки, после них — руление, пробежки по взлетно-посадочной полосе и подлеты.

Заключения проведенных исследований будут использованы на следующем этапе НИР при доработке конструкции АПД-А и его последующих испытаниях на летающей лаборатории. В целом результаты НИР лягут в основу создания систем для поршневых двигателей, которые обеспечат их работу в условиях перевернутого полета и высоких перегрузок в составе силовых установок самолетов акробатической категории, применяемых для высшего пилотажа, в том числе спортивных и учебно-тренировочных.