Авиастроение

Автор Slava16, 18 октября 2022, 17:49

« назад - далее »

Zakk Wylde

ВКС России получили за 10 лет получили 543 новых боевых самолета

Согласно данным российского специализированного блога bmpd, российские военные получили с авиационных заводов в течение минувшего года следующие новые самолеты: 10 фронтовых бомбардировщиков Су-34М, 7 истребителей Су-35С и 4 – Су-30СМ2, 6 истребителей пятого поколения Су-57, 2 учебно-боевых самолета Як-130, а также 5 военно-транспортных Ил-76-МД90А. В это число не входят 2 новых стратегических бомбардировщика Ту-160М2, вышедшие в 2022 году на испытания (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/7387). На 2023 год прогнозируется увеличение объемов производства новых боевых самолетов для ВКС России.

В целом, поставки за последние 10 лет (2012-2022 годы) боевых и учебно-боевых машин новых типов российским военным осуществляются неравномерно. В отдельные годы они достигают достаточно высоких показателей (101 единица в 2014 году), в отдельные – выглядят крайне скромно (20 единиц в 2021 году). Исходя из такой статистики, трудно понять, что влияет на подобные колебания. При этом за минувшее десятилетие ВКС России получили не менее 543 новых боевых самолета: 16 МиГ-29 (модификации СМТ и УБ), 25 корабельных МиГ-29 (К и КУБ), 8 МиГ-35 (С и УБ), 140 Су-30 всех версий (М2, СМ и СМ2), 132 Су-34 (из них 16 новейших Су-34М или Су-34НВО), 108 Су-35С, 9 Су-57, 105 Як-130.

Экспортные поставки новых военных самолетов из России в течение 2022 года по официальной информации составили 2 истребителей Су-30СМЭ для Мьянмы, 6 учебно-боевых Як-130 для Вьетнама, неизвестное количество Су-30МКИ(А) для Алжира. Западные СМИ активно раскручивают тему запланированных поставок первой партии Су-35 в ВВС Ирана, высказываются предположения о том, что это будут машины из числа «зависших» на заводе в Комсомольске-на-Амуре и ранее предназначавшихся Египту (около 30 машин).


Zakk Wylde

Стала известна стоимость новых самолетов Superjet, МС-21 и Ту-214 для «Аэрофлота»

Группа должна получить в лизинг 63 новых отечественных лайнера в 2023–2026 годах


Минимальная стоимость новых самолетов Superjet из российских комплектующих для группы «Аэрофлот» составит 2,256 млрд рублей, первых МС-21 и Ту-214 — 3,144 млрд рублей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные инвестпроекта льготного лизинга российских воздушных судов, который утвердил премьер Михаил Мишустин.

Согласно проекту, 63 лайнера (34 — Superjet New, 18 — МС-21-310, 11 — Ту-214) закупит лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» («дочка» «Ростеха») и передаст их «Аэрофлоту» с декабря 2023 года по январь 2026-го. 

В период реализации проекта стоимость Superjet вырастет на 9,2%, до 2,464 млрд рублей с учетом НДС, а МС-21 и Ту-214 — на 4,5%, до 3,285 млрд рублей. Таким образом, стоимость всех самолетов достигнет 175,4 млрд рублей. 100% этих средств планируется привлечь из Фонда национального благосостояния. На эту сумму Минфин купит облигации «Авиакапитал-Сервиса» со ставкой купона 1,5% годовых. Основной долг по облигационному займу должен быть погашен за 18 лет с момента поставки последнего лайнера в «Аэрофлот», то есть до начала 2044 года, следует из паспорта проекта.


Zakk Wylde

Прототип российского комплекса ледовой разведки испытан на летающей лаборатории ТВС-2МС

В рамках программы стратегического и академического лидерства «Приоритет 2030» сотрудники летно-исследовательской базы ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») совместно со специалистами Центра мониторинга окружающей среды Московского физико-технического института (МФТИ) успешно провели испытания нового программно-аппаратного комплекса оперативной ледовой разведки.

Мониторинг ледовой обстановки является важнейшей задачей в условиях развития Северного морского пути. В настоящий момент отсутствуют средства оперативной разведки, данные с европейских спутниковых систем становятся недоступными. Собственные радиолокационные системы судов мониторят состояния ледовых полей в диапазоне не более 7-8 миль, портовые работают в диапазоне не более 15 миль. Перевозчики попадают в непроходимые ледовые поля, каждый день теряют десятки миллионов рублей, пытаясь найти новый маршрут.

В целях эффективного построения маршрутов и валидации проложенных маршрутов специалистами МФТИ создан программно-аппаратный комплекс (ПАКОМ), позволяющий проводить мониторинг наиболее опасных участков в условиях плохой видимости и освещенности с плечом зондирования в диапазоне до 700 км.

Для летных испытаний программно-аппаратного комплекса ледовой разведки выбран самолет ТВС-2МС с высокими взлетно-посадочными характеристиками, позволяющий выполнять полеты с любого арктического аэродрома с длиной взлетно-посадочной полосы не менее 600 м протяженностью полета более 1400 км. Специалистами СибНИА и МФТИ разработана конструкция для установки ПАКОМ на борт ТВС-2МС, проведена проверка на электромагнитную совместимость, наземная отработка и испытания аппаратуры. В ходе испытаний комплекс выполнил полеты над различными типами подстилающей поверхности, в том числе над водохранилищем.

Во время полета изображения в режиме реального времени синтезировались на вычислителе ПАКОМ из радиолокационных голограмм. Благодаря примененным алгоритмам автофокусировки удалось создать компактное решение, позволяющее получать изображения с высоким разрешением 30 см/пикс с возможностью классификации объектов с применением нейросетевых технологий.

В основе ПАКОМ использовано радиолокационное оборудование и высокопроизводительный вычислитель. В отличие от оптических систем, изображение, полученное с помощью радиолокатора бокового обзора, не теряет свое разрешение с увеличением высоты, позволяет получать их в условиях плохой освещенности и погодных условиях.

Кооперация научных организаций и институтов по программе стратегического и академического лидерства «Приоритет 2030» в области создания современной наукоемкой продукции позволяет комплексно подходить к решению сложных проектов с последующим внедрением разработок в реальные сектора экономики.

Zakk Wylde

ОДК освоила изготовление комплектующих для семейства двигателей ТВ7-117

В производственном комплексе «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) освоили изготовление узлов турбокомпрессорной группы для самолетной и вертолетной модификаций двигателя ТВ7-117. Установочная партия изделий передана на испытания.

Двигатель ТВ7-117СТ-01 для пассажирского самолета Ил-114-300 был доработан и в конце 2022 года получил сертификат типа от Росавиации. По результатам стендовых испытаний достигнуты требуемые эксплуатационные характеристики и показатели надежности.

Кроме того, в этом году предприятие планирует приступить к освоению производства двигателя ТВ7-117СТ-02 — новой модификации силовой установки для турбовинтового регионального пассажирского самолета ТВРС-44 «Ладога».

"С освоением в производстве редукторной и турбокомпрессорной групп «Салют» становится изготовителем большей части компонентов самолетной модификации двигателя ТВ7-117 и таким образом значительно увеличивает свой вклад в развитие гражданского двигателестроения. Кроме того, освоение турбокомпрессорной группы позволяет нам принять участие в создании еще одного вертолетного двигателя", — отмечает руководитель производственного комплекса «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации Алексей Громов.

«Салют» в рамках кооперации предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации с 2017 года занимается серийным производством редукторной группы узлов для двигателей типа ТВ7-117.

Производственный комплекс «Салют» принимает активное участие в развитии гражданского двигателестроения. На предприятии изготавливаются узлы для самолетных двигателей ПД-14, ПД-8, вертолетных двигателей ВК-2500, проходит освоение перспективных вертолетных двигателей ВК-650 В и ВК-1600 В. В рамках модернизации производственной площадки на предприятии ведутся работы по созданию корпуса, в котором разместится центр компетенций «Компрессор вертолетных двигателей».

Узлы турбокомпрессорной группы составляют основную часть газотурбинного двигателя и могут применяться в его самолетной и вертолетной модификации. Ведется работа по расширению эксплуатационных возможностей двигателя.



Zakk Wylde

Разработанный «ОДК-Климов» авиадвигатель для самолета Ил-114-300 получил сертификат типа

Росавиация выдала сертификат типа на турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01 разработки АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации.

Об этом сообщает пресс-служба госкорпорации «Ростех», в которую входит ОДК. Двигатель ТВ7-117СТ-01, работающий совместно с воздушным винтом АВ112-114, предназначен для регионального пассажирского самолета Ил-114-300.

«Климовский мотор успешно прошел комплекс сертификационных испытаний. Также в термобарокамере ЦИАМ им. П.И. Баранова подтверждены пусковые свойства и параметры двигателя во всем диапазоне наружных условий», — указывается в сообщении.

Генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев пояснил, что получение сертификата разработчиком двигателя является важным этапом в процессе сертификации всего самолета. «В ноябре мы успешно завершили ответственный этап работы: провели 150-часовые сертификационные и огневые испытания двигателя, в том числе его элементов и агрегатов. Ранее выполнен большой объем стендовых испытаний и серия испытаний в составе самолета Ил-114-300 совместно с агрегатами летательного аппарата. На начальном этапе состоялись летные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ», — рассказал Елисеев.

Двигатель ТВ7-117СТ-01 обладает повышенной мощностью на взлетном режиме (3100 л.с.) и лучшей в своем классе топливной эффективностью, подчеркивается в пресс-релизе. Агрегат управляется инновационной системой типа FADEC (БАРК-65СМ) и работает в тандеме с новым воздушным винтом АВ112-114, имеющим повышенную тягу 4 т.

Ил-114-300 — модернизированная версия турбовинтового самолета Ил-114, который производился с 1990 года (всего выпустили 18 штук). Обновленный лайнер идет на смену массовому региональному самолету Ан-24, который в различных модификациях выпускали с 1962 года по 1979-й (произведено около 1400 единиц). Комментируя первый тестовый полет Ил-114-300 в 2020 году, глава «Ростеха» Сергей Чемезов отмечал, что этот самолет «не требователен к уровню оборудования аэродромов, приспособлен к эксплуатации в суровых условиях Севера, Сибири, Дальнего Востока и благодаря оптимальной вместимости салона может стать базовой машиной для развития региональных перевозок».

Zakk Wylde

В РКС созданы датчики для «СуперДжета»

Специалисты АО «Научно-исследовательский институт физических измерений» (НИИФИ, входит в холдинг «Российские космические системы» Госкорпорации «Роскосмос») разработали датчико-преобразующую аппаратуру для перспективного российского ближнемагистрального самолёта SSJ-New — новой версии «Сухой СуперДжет 100».

В рамках опытно-конструкторских работ в компании были созданы датчики для измерения температуры и контроля потока воздуха в комплексной системе кондиционирования авиалайнера. Новые приборы НИИФИ, в которых используются отечественные компоненты, заменят зарубежные аналоги, что является необходимым условием реализации программы импортозамещения комплектующих обновлённого «СуперДжета».

Генеральный директор АО «НИИФИ» Алексей НОВОСЕЛОВ: «Ключевые компетенции НИИФИ в области датчико-преобразующей аппаратуры позволили нам в короткие сроки создать приборы с учетом всех требований по безопасности и надежности, которые предъявляются на рынке гражданской авиации к пассажирским лайнерам. Это направление на гражданских рынках является для компании одним из приоритетных, поэтому сейчас рассматривается вопрос о техническом дооснащении производственных мощностей, чтобы в будущем обеспечить бесперебойные серийные поставки наших ,,космических" датчиков для ,,Суперджета" и других перспективных российских самолетов».

По планам, поставки аппаратуры для самолета SSJ-New начнутся во втором квартале 2023 года. Одновременно специалисты компании разрабатывают импортозамещающую датчико-преобразующую аппаратуру и для среднемагистрального самолета МС-21, который был сертифицирован Росавиацией для полетов с российским композитным крылом и отечественным двигателем ПД-14. Датчики НИИФИ заменят импортные приборы в системе контроля температурных режимов шасси самолета и системе кондиционирования воздуха.


Zakk Wylde

ОДК начала испытания опытных образцов топливных фильтров для SSJ-100

Рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн» Объединенной двигателестроительной корпорации (госкорпорация «Ростех») проводит испытания опытных образцов топливных фильтроэлементов двигателя SaM146; сертификацию и поставку первой партии серийных фильтров планируется осуществить в ближайшее время.

«Потребность в отечественных фильтрах для двигателя SaM146 возникла после ухода с российского рынка компании PowerJet S.A, которая поставляла авиакомпаниям топливные фильтры из Франции. Фильтроэлемент был создан специально для двигателя SaM146 и не применялся в других типах силовых установок. Единственный производитель оригинальной запчасти — компания Safran Filtration Systems», — напоминают в пресс-службе «Ростеха».

Поясняется, что двигатель SaM146 разработан для российского лайнера SSJ-100. До введения санкций агрегат производился на рыбинском предприятии «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с французской компанией Safran Aircraft Engines.

«Новые топливные фильтры созданы для замещения импортных комплектующих самолета Sukhoi Superjet 100. В рамках программы SSJ-New, предусматривающей полное импортозамещение деталей, агрегатов и систем самолета Sukhoi Superjet 100, замене подлежат порядка 40 систем и агрегатов, включая двигатель, гидравлическую систему, систему кондиционирования», — указывается в сообщении госкорпорации.

Zakk Wylde

Российские ученые увеличили износостойкость титанового сплава для авиации в 4 раза

Как сообщает пресс-служба Института ядерной физики имени Будкера Сибирского отделения Российской академии наук (ИЯФ СО РАН, Новосибирск), группа отечественных исследователей достигла значительных результатов в улучшении свойств титанового сплава ВТ6. Материал активно применяется в авиационной отрасли при создании деталей летательных аппаратов.

В ходе исследовательской работы в сплав было добавлено керамическое соединение диборида титана, что привело к повышению до 4 раз изностойкости материала (в зависимости от концентрации керамики в сплаве). Специалисты на фундаментальном уровне объяснили причины изменения свойств материала. Оказалось, что импульсное лазерное воздействие приводит к образованию в материале нано- и микроволокон, функцию которых можно сравнить с функцией арматуры в железобетоне. Полученный металлокерамический композит появился с использованием аддитивной технологии (3D-выращивание объектов). Новинка найдет свое место в авиапроме и нефтегазовой индустрии.

В проекте участвовали специалисты Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН совместно с коллегами из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН, а результаты своих исследований они изучали в Сибирском центре синхротронного и терагерцового излучения (ЦКП СЦСТИ) Института ядерной физики имени Будкера СО РАН.

Zakk Wylde

Иран: Поставка Су-35 из России запланирована на 2023 год

В различных СМИ и телеграм-каналах распространяется информация о приближающейся поставке партии новых многофункциональных истребителей Су-35 ВВС Исламской республики Иран. Например, в русскоязычном телеграм-канале «Дневник иранского журналиста» называется срок отправки первых самолетов — март 2023 года. Также говорится, что «по имеющимся данным, иранские пилоты проходят обучение в России».

Разумеется, данная поставка вряд ли будет осуществляться во вред собственным растущим потребностям ВКС РФ, и как например предполагают авторы западных информресурсов иранская сторона получит не менее 24 уже собранных ранее машин в экспортной версии для ВВС Египта. Про эти самолеты уже неоднократно сообщалось, что они находятся на территории завода-производителя в Комсомольске-на-Амуре в ожидании решения со стороны заказчика.

ВВС Ирана имеют достаточно большой парк боевых самолетов, но в основном это устаревшие машины американского и позднесоветского производства. С 1990-х годов обновления фактически не было, но производилась модернизация собственными силами машин в наличии. Су-35 ожидаемо сменят флагманскую машину иранцев – F-14 Tomcat, которой несмотря на постоянные доработки на местных заводах, уже стукнуло 45 лет.

Вопреки распространяемым некомпетентными людьми домыслами, что поставка Су-35 в Иран это угроза, в первую очередь, Израилю, который получает новые F-35 из США, стоит заметить, что 24 новых российских тяжелых истребителя послужат лишь укреплению возможностей ПВО Исламской республики, а не ее наступательных возможностей. Для наращивания последних необходимы новые бомбардировщики, например, Су-34, а их иранцы пока не приобретали.

Zakk Wylde

Пермские предприятия получили разрешения на строительство площадок для производства авиадвигателя ПД-35

АО «ОДК — Пермские моторы» и АО «ОДК-Авиадвигатель» получили разрешения от минстроя Прикамья на строительство и реконструкцию корпусов для производства двигателя ПД-35.

Так, АО «ОДК-Авиадвигатель» начнёт возводить корпус цеха 22 для хранения крупногабаритной оснастки и ДСЕ двигателей ПД-35, а АО «ОДК-Пермские моторы» реконструирует корпус теплозащитных покрытий для изготовления опытной партии двигателей ПД-35. Оба объекта будут располагаться по адресу: Пермь, Комсомольский проспект, 93. Согласно реестру, разрешения выданы 24 ноября и 26 декабря 2022 года соответственно.

ПД-35 — российский перспективный двухконтурный турбовентиляторный двигатель сверхбольшой тяги. Его предполагается устанавливать на перспективных широкофюзеляжных самолётах, в том числе российско-китайском CR929, а также Ан-124. Предполагается создание демонстратора в 2023 году, окончание разработки — в 2025-ом. Наладка серийного производства планируется к 2028 году.


Zakk Wylde

#134
УзГА показал, как будут выглядеть отечественные самолеты «Ладога»

На Уральском заводе гражданской авиации показали, как будут выглядеть кабина и салон турбовинтового регионального самолета

«Ладога». Фотографии макетов опубликовала пресс-служба предприятия в официальном telegram-канале.

«Уральский завод гражданской авиации в 2022 году построил макет кабины и салона турбовинтового регионального самолёта ТВРС-44 ,,Ладога". С ним уже успели познакомиться представители авиакомпаний, заинтересованных в обновлении парка региональных самолётов. Специалисты высоко оценили современную авионику, продуманную кабину, удобные кресла», — рассказали в пресс-службе предприятия.

Специально для сборки самолетов «Ладога» и «Байкал» на территории особой экономической зоны «Титановая долина» построили новый цех. На создание дополнительных мощностей из федерального бюджета выделили в кредит один миллиард рублей.

В тоже время на самарском предприятии «Авиакор — авиационный завод» и на Смоленском авиационном заводе идут работы по созданию опытных образцов самолётов, а в Санкт-Петербурге на предприятии «ОДК-Климов» — работа по двигателю ТВ7-117СТ-02. В текущем году будет изготовлено четыре силовых установки, две из которых передадут УЗГА для установки на первый лётный образец.

Окончательная сборка самолёта будет осуществляться Уральским заводом гражданской авиации на площадке «Уктус» «Титановой долины» под Екатеринбургом. Сертификация ТВРС-44 ожидается в декабре 2024 года, запуск серийного производства — в 2025 году.