Авиастроение

Автор Slava16, 18 октября 2022, 17:49

« назад - далее »


Zakk Wylde

#106
Малозаметный новый стратегический: Что с ПАК ДА?

Многие читатели уже не раз слышали о проекте ПАК ДА («перспективный авиационный комплекс дальней авиации»), разработка которого ведется в нашей стране довольно длительный период времени. Наступил 2023 год, на который планировался показ первого опытного образца нового бомбардировщика, который в перспективе должен сменить используемый в ВКС России парк самолетов Ту-95МС (около 60 машин). Изучив открытые источники в виде новостных сайтов и специализированных блогов, медиаресурс «Техносфера. Россия» попытался разобраться в том, как идет работа по ПАК ДА, и что это будет за машина.

История проекта ПАК ДА тянется около 14-15 лет, что кстати для сегмента стратегических бомбардировщиков вполне привычно. Так в США от первых обсуждений и набросков техзадания до показа первого B-21 Raider при фантастических объемах финансирования ушло около 20 лет. Причем сроки регулярно переносились и отодвигались, да и вопрос о серийном производстве пока еще до конца не сформулирован, есть только желание военных иметь 100 таких самолетов. По факту же пока до серийного производства далеко – к концу 2022 года был показан только первый образец на земле. Эта информация должна прозвучать до того, как мы начнем разбираться по теме ПАК ДА, так как российские реалии отличаются от американских еще большими трудностями в виде периодического недофинансирования и смены приоритетов в госпрограммах по поводу того или иного вида вооружения.

Итак, что нужен новый стратегический бомбардировщик российские военные заговорили примерно на уровне 2007 года. Как раз появились первые после более 15 лет падений и кризисов деньги в бюджете, а судьба не только Ту-95МС, но и Ту-160 в долгосрочной перспективе вырисовывалась не самая оптимистичная. Поэтому в 2009 году был проведен конкурс концептуальных проектов ПАК ДА, который выиграло КБ Туполева. Туполевцы получили трехлетнее финансирование на научно-исследовательскую работу (НИР) «Посланник», по итогам которой в 2013 году сдали Минобороны РФ свой эскизный проект «изделие 80». Дальше был технический проект, который одобрили только в 2016 году. В 2017 году военные заключили госконтракт с ПАО «Туполев» на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по теме «Посланник-1». Параллельно на предприятии «Кузнецов» в Самаре («ОДК-Кузнецов») начали примерно с 2014 года заниматься разработкой нового двигателя для будущего бомбардировщика.

Новый двигатель до 2016 года периодически фигурировал в специализированных СМИ под названием НК-65 и звучал в связке с проектом ПАК ДА. Даже сообщалось о начале испытаний двигателя в районе 2015-2016 годов. Тогда же ходила информация о том, что создание НК-65 должно было привести к созданию новой линейки авиационных двигателей тягой от 18 до 30 тонн. Параллельно с прекращением публикации сообщений о развитии НК-65 в 2016 году была озвучена информация о разработке «нового двигателя ПД-30 со степень двухконтурности 8,7 и являющегося модернизацией НК-65». Предполагалось, что новый силовой агрегат должен будет иметь тягу на взлете около 29 тонн и крейсерскую – около 6 тонн с расходом топлива 0,535 кг/кгс•ч. На высоте 11 километров перспективный двигатель должен обеспечивать крейсерскую скорость некоего тяжелого перспективного самолета в районе 809 км/ч. Однако в 2018 году разработка двигателя для будущего российского стратегического бомбардировщика получила еще одно обозначение «Изделие 80» и стала обозначаться как «Изделие Р» и «Изделие РФ».

Пока всё было красиво на бумаге и в 3D-моделях, ПАК ДА и новые двигатели к нему выглядели как довольно близкая к реализации программа, которая к 2019 году должна была выйти на стадию опытного образца, а к 2023-2025 годам – на начало поставок первых бомбардировщиков в части Дальней авиации. Но тут снова произошла смена приоритетов, и сроки сдвинули вправо как минимум на 5 лет. Как раз в 2015-2018 годах стартовал проект по Ту-160М/Ту-160М2, с возрождением производства на Казанском авиазаводе этих самолетов и запуском в серию двигателей НК-32 «второй серии» для них в Самаре. Многое пришлось делать заново. При этом Казанский завод много лет находился далеко не в лучшем состоянии, что также отразилось на всех сроках по всем перечисленным программам. Если судить по СМИ, то предприятие на уровне 2021 года стало выходить на нормальную работу по новым версиям Ту-160, а в 2022 году сверху добавился заказ на возобновление серийного выпуска пассажирского самолета Ту-214 (его также делали в Казани). На этом фоне еще как-то осуществляется программа по превращению части Ту-22М3 в Ту-22М3М путем модернизации на всё том же предприятии. А как же ПАК ДА? Его никто не отменяет, и процесс идет. Не так быстро, как хотелось бы, но давайте разберем, что есть на начало 2023 года.

В начале 2021 года российские военные утвердили окончательный облик машины. В октябре 2022 года на предприятии НПП «Звезда» начали испытывать катапультное кресло для пилотов ПАК ДА. Еще раньше – в феврале 2022 года – в Минпромторге РФ обозначили Казанский авиазавод как предприятие, где будут строить новые бомбардировщики параллельно с самолетами программы Ту-160М/Ту-160М2. Новый двигатель для ПАК ДА находился на испытаниях в 2022 году. Сообщалось, что есть несколько готовых образцов, создан испытательный стенд, на «ОДК-Кузнецов» готовятся к серийному производству нового силового агрегата, обозначавшегося в публикациях как «Изделие РФ».

Добавим, что по данным еще 2018 года ПАК ДА должен стать достаточно компактным для привычной к гигантомании Дальней авиации ВКС РФ. Тогда назывались такие цифры – взлетная масса около 145 тонн и полезная нагрузка до 30 тонн (для сравнения Ту-95МС это 185 тонн взлетной массы, а Ту-160 и вовсе 275 тонн, ближе всего к данному показателю Ту-22М3 – около 124 тонн). При названной массе машина получит два экономичных двигателя тягой не менее 23 тонн каждый, что позволит бомбардировщику летать на дальность до 15000 км. Наконец, экипаж планировалось сократить до 2 человек, повысив степень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением.

Что же касается конечного облика российского стратегического бомбардировщика, то тут пока сплошные художественные картинки из российских и зарубежных СМИ. Подтверждены общие ранее сообщавшиеся сведения: схема «летающее крыло», сниженная радиолокационная заметность, внутреннее размещение вооружения, дозвуковая скорость, высокая дальность полета и использование ракетного вооружения большой дальности для поражения всех видов целей на территории вероятного противника. Из относительно последних (2020-21 годы) новостей можно добавить интересную опцию управления группами беспилотных летательных аппаратов. Сборка первой машины должна завершиться в 2023 году, хотя не исключено, что это будет и 2024 год. В любом случае, первые три опытные машины уже заказаны.




Zakk Wylde

Про второй Ту-160М2 и четвертый Ту-160М

На Казанском авиазаводе имени Горбунова в самом конце 2022 года выкатили второй сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 новой постройки (Ту-160М2 или «второй построенный по контракту 2018 года самолет Ту-160М»). Вместе с ним закончили глубокую модернизацию четвертого по счету самолета Ту-160 в вариант Ту-160М. Это хорошие новости, так как только недавно сообщалось о начавшихся полетах третьего Ту-160М (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/7137).

По данным зарубежных источников, все модернизированные Ту-160М (как и новые Ту-160М2) получают новую бортовую РЛС семейства «Новелла» (НВ1.70), современное бортовое радиоэлектронное оборудование (т.н. «стеклянная кабина»), навигационную систему НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М и навигационной БЦВМ, навигационную РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ, систему связи С-505-70, систему госопознавания БКР-70М и бортовой комплекс обороны «Редут-70М». Самолеты получат новое ракетное вооружение, о котором также известно, что сюда входят как уже получившие известность во время спецоперации на Украине крылатые ракеты большой дальности Х-101, так и перспективные, известные как Х-СД, Х-БД (дозвуковые) и ГЗУР (гиперзвуковая). Ракета Х-БД – это дальнейшее развитие Х-101/Х-102 с увеличенной дальностью полета, Х-СД – использующая систему наведения Х-101/Х-102, но более компактная. По проекту ГЗУР пока фигурировали данные, что это что-то новое: дальность не менее 1500 км, при этом скорость – порядка 6М. Вся перечисленная информация по вооружению озвучивалась еще на уровне 2018-2019 годов. Тогда же циркулировали данные, что схожий комплекс вооружения получит проектируемый дозвуковой стратегический бомбардировщик следующего поколения (ПАК ДА) для замены Ту-95МС.

В любом случае, новости об успешной работе Казанского авиазавода имени Горбунова по проектам Ту-160 и Ту-160М2 – хороший знак. Предприятие справляется с трудностями, сопровождающими возобновление производства дорогостоящей сложной машины. Теперь необходимо выйти на темпы производства, чтобы сдать нашим военным все 10 заказанных Ту-160М2 и выполнить модернизацию в вариант Ту-160М до 15 ранее построенных «сто шестидесятых». Кстати, все новые машины оснащаются двигателями НК-32-02, возрождение производства которых также подстегнуло смежную отрасль – двигателестроения и непосредственно самарское предприятие «ОДК-Кузнецов». Ждем новые самолеты в небе в наступившем 2023 году.

Zakk Wylde

Двигатель Ауруса начал использоваться на самолете

#Минпромторг сообщил о начале испытаний перспективного поршневого авиационного мотора АПД-А в составе легкого спортивно-тренировочного самолета #Як52.

АПД-А — это модификация разработанного в #ЦИАМ имени П. И. Баранова авиационного поршневого двигателя АПД-500 (мощностью 500 л.с.), который был создан на базе автомобильного двигателя единой модульной платформы #ФГУПНАМИ. То есть на основе 4,4-литрового бензинового битурбированного агрегата НАМИ-4123.

Уточняется, что Як-52 с АПД-А совершил первые пробежки и подлеты.

Ранее АПД-А успешно прошел комплекс стендовых испытаний, в том числе в перевернутом положении, ведь одна из главных задач двигателя акробатического самолета — обеспечение выполнения фигур сложного и высшего пилотажа в условиях перегрузок, в перевернутом полете, на предельных режимах.

ЦИАМ ведет разработку авиационного варианта мотора #Aurus в сотрудничестве с ФГУП «НАМИ» и ФАУ «СибНИА имени С. А. Чаплыгина».


Zakk Wylde

Первый самолет-амфибия Бе-200ЭС для Алжира

Как сообщил алжирский ресурс «MenaDefense», ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» изготовил для Алжирской Народной Демократической Республики первый из четырех заказанных самолетов Бе-200ЭС.

Самолет изготовлен с полностью цифровой кабиной и индикацией на английском языке, а также адаптирован для использования в условиях тропического климата.

Сообщается, что в 2023 году в Алжир должен быть поставлен еще один самолет Бе-200ЭС.

Для обслуживания самолетов в РФ были подготовлены алжирские экипажи и инженеры.

Контракт на постройку самолетов-амфибий для Алжира был заключен в 2021 году.

Алжир стал вторым зарубежным государством, заказавшим российский самолет-амфибию.

В 2008 году один экземпляр Бе-200ЧС иркутской постройки был поставлен МЧС Азербайджана.



Zakk Wylde


Zakk Wylde

Как движется программа ПД-8 и немного про доработку Ил-114

Поговорим в большей степени о текущих проблемах. Они решаемые, однако их решение требует определённых временных и ресурсных затрат.

Начнём с ПД-8. Он уже немного полетал, есть немного информации от лётчиков-испытателей. Пока что наблюдаются частые случаи самоотключения. Однако, если копнуть историю, то на Sam-146 тоже IMPENDING STALL не был редкостью. Это нормально на первых этапах лётных испытаний. Пока что напрашиваются определённые аналогии. Думается, что к осени доведут до ума, а дальше будут лётные испытания, которые к концу мая можно будет довести до конца, а уже во второй половине 2024 года рассчитывать на первые поставки.
Но наш министр уже пообещал поставить заказчику 2 импортозамещённых Сухих до конца года первому заказчику. Голову вскружил успех от постановки ПД-8 на Ил-76ЛЛ, видимо. В принципе, и это тоже реально. Если все силы подключить к проекту, то к середине лета, возможно, получится и на летные испытания пойти, а после них эти самолёты сразу же скинуть заказчику. Но это сверхидеальный расклад. Серию раньше следующего года всё равно не раскачать, поэтому не вижу смысла в этой спешке. А реальные сроки с такими темпами я назвал.

На Ил-114-300 выделят ещё 554,4 млн рублей на доработку. Что будет входить в доработку – пока неизвестно, однако, судя по всему, ещё летом само КБ Ильюшина признало, что самолёт недоработан. Возможно, дело не только в двигателе. Информации общественности пока никто не даёт.

Zakk Wylde

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01 получил сертификат типа

Росавиация выдала АО «ОДК-Климов» Сертификат типа на двигатель ТВ7-117СТ-01.Получение разработчиком двигателя сертификата типа является важным этапом в продолжающейся сертификации самолета Ил-114-300.

Двигатель ТВ7-117СТ-01 — авиационный турбовинтовой двигатель со свободной турбиной, предназначенный для использования в составе силовой установки самолета Ил-114-300. Создан на базе двигателя ТВ7-117С/СМ с улучшенными характеристиками, модернизированным цифровым блоком управления двигателем БАРК-65СМ и адаптирован под новый воздушный винт АВ112-114 разработки АО «НПП «Аэросила», который также проходит сертификацию в Росавиации.

В дальнейшем разработчик двигателя планирует проведение сертификационных работ по расширению эксплуатационных характеристик двигателя, а также сертификацию модификации двигателя ТВ7-117СТ-02 для применения в составе силовой установки самолета ТВРС-44 «Ладога».

Пассажирский самолет Ил-114-300 является модернизированной версией турбовинтового самолета Ил-114 и планируется для эксплуатации на местных воздушных линиях.

Zakk Wylde

#115
Московские ученые нашли способ улучшить двигатели ракет и самолетов

 Ученые Сколтеха напечатали на 3D-принтере образцы стали и бронзы, которые смогут улучшить двигатели ракет и самолетов. Разработка проводилась согласно целям нацпроекта «Наука и университеты».

«У технологии 3D-печати большие возможности для изготовления композитов — материалов, состоящих из двух разнородных компонентов и наследующих их свойства. Скажем, у стали высокая жаростойкость, и она выдерживает температуры камеры сгорания работающего двигателя. Но по теплопроводности сталь заметно уступает, например, бронзе, то есть охлаждающая жидкость не успевает забирать тепло, чтобы эффективно предотвращать перегрев. Так вот, на 3D-принтере можно сделать цельную композитную камеру с плавным, бездефектным переходом: внутри она бронзовая и потому хорошо охлаждается, снаружи — стальная, поэтому не происходит разрушения», — рассказал доцент Центра технологий материалов Сколтеха Игорь Шишковский.

В ходе исследования подтвердилось, что составляющие нового железомедного сплава хорошо смешиваются и не образуют дефектов, также были изучены структурные и механические свойства сплава. Ученые выращивали снизу вверх вертикальные бруски и контролировали их форму, химический состав и микроструктуру. Исследование опубликовано в журнале Materials & Design.

«Теперь, когда мы знаем, что бронзу и сталь действительно можно сплавлять технологией прямого нанесения материала на 3D-принтере, и знаем механические характеристики этого нового сплава, мы можем исследовать его возможные применения. В перспективе хотелось бы изготовить и испытать в Сколтехе железомедную камеру сгорания, но могут быть и другие изделия и комбинации металлов. Следующим этапом наших работ будет создание лопаток турбин, каналы охлаждения которых будут сделаны из бронзы, а сама лопатка — из прочного суперсплава. Ключевой момент тут — сочетание сильных сторон двух разных материалов в одном цельном изделии без швов и прочих сочленений», — отметил один из авторов работы, аспирант Сколтеха Константин Макаренко.

https://t.me/good_events_russia/4608

Zakk Wylde

#116
Планер SSJ-NEW прибыл в Новосибирск для испытаний

Планер импортозамещенного самолета SSJ-NEW, изготовленный в производственном центре корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре Объединенной авиастроительной корпорации специально для прохождения статических испытаний, доставлен в Новосибирск. Сертификационные испытания будут проходить в отделении усталостной и статической прочности Сибирского научно-исследовательского института авиации (ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», входит в состав ФГБУ «НИЦ ,,Институт имени Н.Е. Жуковского").

Испытания планера самолета SSJ-NEW выполняются для подтверждения его статической прочности и определения условий безопасной эксплуатации в соответствии с требованиями Авиационных правил. Проведение испытаний обусловлено конструктивными изменениями в крыле и фюзеляже самолета, а также установкой отечественного двигателя ПД-8 и шасси новой конструкции.

,,Сегодня наш производственный центр в Комсомольске-на-Амуре отгружает уже второй планер для проведения наземных испытаний самолета SSJ-NEW, первый планер был доставлен в ЦАГИ в июле прошлого года. Завершить первый этап статических испытаний в СибНИА мы планируем уже осенью этого года, полученные результаты наряду с итогами летных испытаний будут использованы для сертификации самолета в новом импортозамещенном облике. Получение от Росавиации соответствующих одобрений главных изменений в конструкцию планируется до конца 2023 года", — отметил заместитель генерального директора ПАО ,,ОАК"» по гражданской авиации, генеральный директор корпорации «Иркут» Андрей Богинский.

На первом этапе статических испытаний в СибНИА будут испытаны на различные типы нагрузки крыло, фюзеляж, узлы навески стоек шасси, а также пилон и узлы крепления двигателя ПД-8.



Грекачерезреку

То же детальнее:

(с) пресс-служба ОАК. 12.01.2023, 18:27\

На Иркутском авиационном заводе идёт работа по наращиванию темпов серийного производства пассажирских самолётов МС-21. Для увеличения выпуска машин будут расширены механическое, агрегатно-сборочное и другие производства, сообщили в Объединённой авиастроительной корпорации.

Генеральный директор «ОАК» Юрий Слюсарь совершил рабочий визит в Иркутск и посетил месте с губернатором региона Игорем Кобзевым ИАЗ, где заявил, что для реализации поставленных задач в течение пяти лет предприятие предполагает привлечь порядка 4,5 тысяч специалистов. Об этом говорится в сообщении пресс-службы правительства Иркутской области.

«В Иркутске один из самых мощных и самых профессионально укомплектованных заводов авиастроения, который за эти годы заработал репутацию как производитель серийных боевых машин – Су-30СМ, Як-130. Сейчас помимо военных программ завод реализует важнейший гражданский проект по строительству пассажирских самолётов нового поколения – МС-21. Наша задача выйти за пять лет на производство 72 машин в год. Под это разработана программа технического перевооружения. Одна из первоочередных задач – импортозамещение. Мы должны получить российские комплектующие вместо иностранных, которые перестали поставлять с прошлого года, завершить программу испытаний и передать самолёты в авиакомпании. Одним из первых маршрутов для этих машин, может стать, например, Иркутск и одна из двух столиц Москва или Санкт-Петербург», – сказал Юрий Слюсарь.

Игорь Кобзев сообщил, что в ноябре 2022 года создана межведомственная рабочая группа по вопросам кадрового обеспечения Иркутского авиационного завода. Подготовлен пятилетний план замещения кадровой потребности предприятия до 2027 года.

«Мы будем использовать разные формы по реализации этих планов, том числе Иркутская область будет участвовать в конкурсном отборе на предоставление грантов из федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет" в 2024 году. Это позволит привлечь в регион 100 млн рублей на улучшение материально-технического обеспечения условий образовательного процесса при софинансировании авиазавода. Базовой образовательной организацией выступит Иркутский техникум авиастроения и материалообработки. У нас есть конкурс "Моя карьера", я буду предлагать сделать отдельную номинацию, связанную с привлечением специалистов для авиационной отрасли. Кроме того, будем пытаться привлечь специалистов из других субъектов», – сообщил губернатор.

По словам гендиректора ОАК, кадры сейчас выходят на первое место, и сейчас рассматриваются вопросы повышения заработной платы работникам предприятия, планируется её повышение в среднем до ста тысяч рублей в месяц.


Zakk Wylde

#119
Про контракты на новые российские гражданские самолеты

11 января 2022 состоялось уже нашумевшее совещание у Президента России, где тот раскритиковал Минпромторг. Разнос Мантурова по теме гражданской авиации имел место быть, но конкретики в разносе не было, Президент переключался с темы на тему. О каких контрактах шла речь?

Военных или гражданских, между компаниями или лизингодателями или заводами, между заводами и производителями комплектухи, может речь идёт о госконтракт для военных, может в ОДК жалуются. Конкретные заводы не называют. Поэтому мог пожаловаться условный завод в Луховицах или ВАСО, у которых проблемы с Ил-114, мог УЗГА прикрыть свои неудачи, вполне могли в КБ Климова тоже так прикрыться. Могли в ВАСО ляпнуть, что никто Ил-96 не заказал. Заводы знаем, тоже склонны обвинять всех в своих неудачах. Ну, это замкнутый круг.

Речь не об этом – заводы тоже структуры Ростеха и Минпромторга. Там порядок тоже не торопились наводить. За срыв пассажирских программ можно было зачистить КБ Ильюшина, в ОДК-Климов тоже хватает проблем, они тоже практически утопили ТВ7-117С. Авиастар план не выполняет уже давно. Это всё предприятия, подконтрольные Минпромторгу. УЗГА – им не подчиняется, но в любом случае над ними есть контроль.

Однако по всему интернету уже подтянули к вырванной фразе МС-21, Сухие и Ту-214, где как раз всё более-менее неплохо с законтрактованностью. При этом, эта работа началась не в прошлом году, даже не в позапрошлом году. Не буду обелять Минпромторг – понятия не имею про военный контракт, а также, откуда растут ноги у этого разноса. Не импонирую Мантурову, однако он лучше, чем Христенко, в любом случае. Есть за что хвалить Минпромторг, есть поводы и для критики, о них говорил выше. Справляется ли Мантуров? Мне тяжело судить, не имея всей информации. Поэтому сегодня поговорим про жёсткие контракты на МС-21, Сухие и Ту-214.

Сразу скажу – информации о том, что соглашение о намерениях Аэрофлота перевели в твёрдый контракт у меня нет. Если есть такая инфа – кидайте. Контракты Аэрофлота привёл поэтому только те, которые уже подписаны.

МС-21. В 2022 году историй мутных хватало. Контракт на ВЭФе не был добит – имеется соглашение о намерениях. Мантуров сыпет цифрами больше с перепугу, так как действительности они не соответствуют. Но он всё же ближе, чем те, кто уже приговорил наш авиапром, притянув за уши статью.

В первой половине 2023 года будут закончены планеры самолётов МС.0017, МС.0018 и МС.0019. Комплекты крыла готовы для следующих за ними двух машин, которые построят к концу года. Так что ситуация, что завод стоит и ждёт контракта – не про «Иркут». Там работы ведутся.

На текущий момент жёсткие контракты с предоплатой у МС-21 следующие:

• Группа Аэрофлот — 85 самолётов;
• Ильюшин Финанс Ко (ИФК) — 50 самолётов, в том числе 16 для Ред Вингс;
• ГТЛК — 30 самолётов;
• СберЛизинг — 20 самолётов;
• Ред Вингс — 16 самолётов (через ИФК);
• ЮТэйр — 10 самолётов;
• Ираэро — 10 самолётов.

Эти контракты подписаны, по ним сделаны предоплаты, но перевозчики добровольно от них не откажутся. Это, кстати, к слову, о том, что все самолёты заберёт Аэрофлот. Нет, не заберёт.

Предварительное соглашение Аэрофлот подписал на ВЭФ, про это протрубили на весь интернет, но кроме Аэрофлота такие же соглашения подписали:

• Якутия — 10 самолётов
• Алроса — 6 самолётов (поставки через ИФК)
• Нордвинд — 5 самолётов
• Ангара — 3 самолёта

Кстати, Уральские авиалинии подписали соглашение о намерениях, но конкретики по нему нет.

Сухой Суперджет. Этот самолет поставлялся в неимпортозамещённой версии, поэтому контракты плавно перекочевали на импортозамещённую. Твёрдых контрактов меньше, но они больше сами по весу. Там последний контракт у Аэрофлота только подразумевал сотню Сухих, из которых только несколько штук поставили, твёрдые контракты заключили Якутия и Аврора. У Ред Вингса целых 4 контракта, первый не выполнили и на 10% в этом году. У Алросы тоже скромный контракт был, но там, по-моему, без предоплаты. В общей сложности около 200 самолётов, это не считая контракт Аэрофлота на ВЭФ.

Все контракты заключились через ГТЛК и ПСБ-Лизинг.

Ту-214. Там татары заключили контракт сами с собой – на поставку четырёх самолётов в ЮВТ-Аэро, которая сейчас гоняет на региональных CRJ-200. Аэрофлот пока весь в намерениях. Но в Казани строят, по комплектации решат, по экипажу, по всем опциям и подпишут, там времени ещё много. Здесь Аэрофлот застолбил поляну в любом случае. Остальные перевозчики пока от перспектив Ту-214 не особо в восторге.

В сухом остатке – по основным перспективным машинам контракты уже есть.

По проблемным (вроде Ил-114, Байкала, даже Ладоги) контракты тоже есть – от Полярных, Красавиа, Авроры.
Поэтому хотел бы поинтересоваться мнением – про какие контракты шла речь?