Авиастроение

Автор Slava16, 18 октября 2022, 17:49

« назад - далее »


Zakk Wylde

Невиданный «Беркут»: к 25-летию первого полета Су-47

Истребитель Су-47, впервые поднятый в воздух 25 сентября 1997 года летчиком-испытателем ОКБ Сухого Игорем Вотинцевым, считается одним из самых необычных самолетов. В первую очередь, благодаря своей главной особенности — крылу обратной стреловидности. Не такими приметными внешне, но не менее передовыми технологиями в Су-47 стали цифровая система управления и композитные материалы.

Полет Су-47 не пошел в серию, машина выпущена в единственным экземпляре. Однако технологии, примененные на «Беркуте», легли в основу новейших российских самолетов — истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

История создания

В конце 1970-х годов советские конструкторы начали работы над созданием истребителя следующего поколения. Ведущие конструкторские бюро задумались над концепцией новой машины, предлагали свои варианты внешнего вида и определяли основные характеристики. По мнению военных, новый многофункциональный истребитель должен был развивать сверхзвуковую скорость на крейсерских режимах полета, вести всеракурсный обстрел воздушных целей в ближнем бою, а также обладать малозаметностью для радаров.

Помимо всего этого, одним из главных требований являлась сверхманевренность. Именно эта черта определила футуристичный вид новой машины. Сделать истребитель более маневренным должно было необычное конструкторское решение — крыло обратной стреловидности (КОС).

Работы по данной теме начались в ОКБ Сухого в 1983 году под условным шифром С-22. К тому времени уже были, в основном, завершены работы по испытаниям и внедрению в серию базового истребителя Су-27. В этой ситуации по инициативе М.П. Симонова ОКБ Сухого получило от Министерства авиационной промышленности СССР задание по созданию экспериментального самолета с крылом обратной стреловидности (КОС).

Впоследствии, после распада СССР и последующего кризиса в авиапроме, финансирование проекта прекратилось, и работы продолжались по инициативе ОКБ Сухого. Решено было остановиться на постройке одного прототипа, который получил обозначение «С-37». ОКБ Сухого удалось не только построить новую машину, но и осуществить программу ее летных испытаний.

Самолет впервые поднялся в небо 25 сентября 1997 года. Широкой публике новинка была представлена на авиасалоне МАКС в 1999 году под именем С-37. Название Су-47 и прозвище «Беркут» истребитель получил в 2001 году — за свою способность быстро менять направление движения или угол атаки.

Самолет крыльями вперед

Су-47 отличался от своих современников более продвинутыми характеристиками и практически приближался к пятому поколению. Но главная особенность этого самолета — крыло обратной стреловидности (КОС). Если большинство рассматривает КОС просто как стильную деталь, которая, безусловно, придает самолету необычный вид, то у специалистов обоснования более аргументированные.

Экспериментировать с таким крылом авиаконструкторы начали давно. Еще в 1944 году впервые взлетел немецкий бомбардировщик Ju-287. Впрочем, до серии он так и не «долетел». Сразу же после войны исследовать КОС начали и у нас в стране. Например, в 1947 году был создан планер с КОС и пороховым ускорителем, который достигал скорости 1150 км/час.

Подобные эксперименты проводились как отечественными, так и зарубежными конструкторами. Чем же их так привлекали модели «с крыльями вперед»? Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить следующие достоинства: меньшее сопротивление воздуху, хорошее «поведение» на больших углах атаки, отклоненная «внутрь» передняя кромка для лучшей малозаметности. Из этих особенностей вытекает и сверхманевренность, даже без применения двигателей с управляемым вектором тяги.

Достоинства крыла обратной стреловидности плавно перетекают в его главный недостаток, а вернее в техническую сложность при конструировании. При увеличении скорости растет нагрузка на крыло, и оно изгибается. Справиться с таким «саморазрушением» крыла пытались, увеличивая жесткость, что приводило к утяжелению конструкции.

Здесь на помощь пришли композиты — крыло Су-47 наполовину состоит из них. Новая технология стыковки длинных композитных панелей позволила повысить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. Планер Су-47 в общей сложности на 13% состоит из композитов, что позволило снизить общий вес самолета, а также его радиолокационную заметность.

Таким образом, Су-47 «Беркут» стал первым отечественным прототипом боевого самолета, получившим «черное крыло». В его основу был положен опыт, полученный при создании композитных изделий для «Бурана» в Обнинском НПП «Технология». Работа над крылом для «Беркута» позволила впоследствии применить композиты из Обнинска при создании истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

Несмотря на то, что «Беркут» не пошел в серию, проект этот можно по праву назвать удачным. Испытания Су-47 позволили конструкторам ОКБ им. Сухого отработать ряд технологий, которые впоследствии появились в истребителе пятого поколения Су-57.






Zakk Wylde

ОАК изготовила и передала Минобороны самолеты Су-30СМ2 и Як-130

Иркутский авиационный завод Объединенной авиастроительной корпорации изготовил и передал Минобороны России новые истребители Су-30СМ2 и учебно-боевые Як-130.

Истребители Су-30СМ2 представляют собой дальнейшее развитие самолетов, состоящих на вооружении ВКС РФ и авиации ВМФ России. Новые машины получили усовершенствованный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Благодаря проведенной по заданию Минобороны России модернизации возросли боевые возможности самолетов. В частности, увеличилась дальность обнаружения и опознавания воздушных целей. В состав вооружения истребителей введены новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских объектов на дальности несколько сот километров.


Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе сверхманевренных истребителей поколений «4++" и «5».



Zakk Wylde

#49
В ЦАГИ прошли испытания усовершенствованной модели самолета «Слон»

Один из перспективных проектов гражданской авиации, над которым работают в ЦАГИ, — это тяжёлый транспортный самолёт «Слон». В настоящее время проводится совершенствование его аэродинамической компоновки и апробация ряда новых технических решений. Работы выполняются по государственному контракту с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках НИР «Технологии-транспорт-2», сообщили в пресс-службе ЦАГИ.

Для того чтобы повысить топливную эффективность и улучшить эксплуатационные свойства самолёта, специалисты института разработали и изготовили ряд модификаций элементов летательного аппарата. Это различные варианты законцовок крыла, альтернативное поперечное сечение фюзеляжа, уменьшенный по размерам обтекатель стыка крыла с фюзеляжем и новые пилоны с мотогондолами. Их влияние на аэродинамику модели было оценено во время недавно проведенного цикла исследований.

Особое внимание в ходе испытаний уделялось законцовкам крыла различной конфигурации. Применение серповидных и удлинённых концевых аэродинамических поверхностей показало ожидаемый рост аэродинамического качества модели на крейсерских режимах полёта. Также были исследованы укороченные варианты законцовок.

«На данном этапе исследований однозначный выбор между вариантами законцовок делать рано. Для первых двух типов в дальнейшем потребуется устанавливать на крыло механизм складывания. Это сделает самолёт тяжелее, сложнее в исполнении и дороже в производстве. Но их внедрение, безусловно, положительно скажется на его аэродинамике в целом. Применение укороченных законцовок приведёт к незначительному снижению дальности полёта, но в то же время позволит облегчить массу конструкции. При этом сохранятся несущие свойства крыла. Сокращение размаха крыла позволит летательному аппарату базироваться в большем числе аэропортов», — рассказал научный сотрудник Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Александр Крутов.

Испытания также показали, что расширение транспортных возможностей самолёта, связанное с увеличением размеров фюзеляжа, не влечёт за собой существенного ухудшения аэродинамических характеристик. Модифицированный обтекатель стыка крыла с фюзеляжем за счёт меньших размеров и упрощенной формы позволяет удешевить производство, при этом практически не ухудшая аэродинамическое качество. Модификация пилонов и мотогондол позволила снизить негативное влияние на обтекание нижней поверхности крыла.

Полученные результаты испытаний подтвердили расчётную эффективность модификаций. Проведённая работа дополнила научно-технический задел по проекту тяжёлого транспортного самолёта «Слон», который также может быть использован в других разработках.

Проект направлен на исследование технологий перспективного транспортного самолёта для замены тяжёлого дальнего транспортного воздушного судна Ан-124 «Руслан». Этот летательный аппарат будет предназначен для перевозки тяжёлых и крупногабаритных грузов на дальность порядка 7 тыс. км со скоростью 850 км/ч. Потребная длина взлётно-посадочной полосы — 3 км. Максимальная коммерческая нагрузка — 180 т (у Ан-124 — 120 т). «Слон» проектируется под российские перспективные двухконтурные турбореактивные двигатели ПД-35.








Zakk Wylde

Документальный фильм о самолёте ТВС-2МС

Мало кто знает, что в России помимо SSJ выпускается и ТВС-2МС — единственный российский лёгкий самолёт, выполняющий пассажирские авиарейсы. За 7 лет эксплуатации на регулярных маршрутах на ТВС-2МС перевезено более 65 тысяч пассажиров в отдалённых труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока, в том числе по маршрутам, полётов по которым не было со времён СССР. Это надёжный и неприхотливый самолёт, способный работать на сложных посадочных площадках. Самолёт, который соединяет между собой населённые пункты там, где это особенно важно. В документальном фильме «ТВС-2МС — нужный России самолёт» рассказывается, как из устаревшей техники получается актуальная и нужная на сегодня вещь.

Если вам интересна малая авиация и любопытно, кто пилотирует эти самолёты и кто их пассажиры — приятного просмотра.


Zakk Wylde

На производящем самолеты Sukhoi Superjet авиазаводе изменят конфигурацию конвейера

В производственном центре корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре для запуска серийного производства воздушных судов Sukhoi Superjet New демонтируют стену между цехом окончательной сборки и строящимся ангаром летно-испытательной станции.

На территории производственного центра корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре выполняется демонтаж стены между цехом окончательной сборки и ангаром летно-испытательной станции с целью изменения конфигурации действующего конвейера в прямоточную линию сборки производительностью не менее 20 воздушных судов Sukhoi Superjet New в год.

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство промышленности и торговли Хабаровского края.

В настоящее время ангар летно-испытательной станции находится в стадии возведения. Уже выполнены работы по фундаменту, далее будет строиться металлический корпус здания под два воздушных судна. Завершение работ под планируется к середине 2023 года.

Стоит отметить, что идея создания прямоточной линии сборки, наличие которой позволяет оптимизировать производственные процессы, появилась еще в 2016 году, но получила развитие лишь сейчас, когда перед предприятием поставлена задача собирать самолеты SSJ New в необходимом темпе.

Напомним, что самолет SSJ New является импортозамещенной модификацией самолета Superjet 100, выпускаемого в Комсомольске-на-Амуре серийно. Одновременно с импортозамещением компонентов у обновленного Суперджета повышены надежность ряда систем, общий уровень комфортности и безопасности эксплуатации. Также решен ряд вопросов, связанных с поддержанием летной годности. 

В настоящее время в производственном центре входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации «Иркута» проводится сборка опытных образцов SSJ New. В следующем году в эксплуатацию авиакомпаниям планируется передать два самолета данного типа с отечественным двигателем ПД-8.

Slava16

#53
Российский авиапарк весной начнут пополнять модернизированными ТУ-204
Евгений Гайва

Первые самолеты типа ТУ-204/214 после капитального ремонта поступят в эксплуатацию авиакомпании Red Wings весной 2023 года, сообщил "РГ" источник в отрасли. Также авиапарк будут пополнять отечественными Superjet 100. В результате перевозчик рассчитывает полностью отказаться от эксплуатации зарубежных Boeing и Airbus.

"Пополнить флот должны среднемагистральные самолеты типа ТУ-204/214, сейчас проходящие процедуру капитального ремонта и модернизации. Первые два таких самолета готовятся к поставке весной 2023 года, еще два планируется получить осенью", - сказал представитель авиаотрасли.

Он отметил, что после модернизации самолеты "Ту" будут соответствовать всем современным требованиям по комфорту и безопасности. Таким образом, Red Wings может стать первой авиакомпанией, которая вновь начнет эксплуатировать самолеты "Ту" на регулярных рейсах. Переобучение пилотов уже начали.

Также в авиакомпании рассчитывают пополнять авиапарк российскими самолетами Superjet 100. С авиапроизводителем удалось согласовать сверхплановое поступление двух дополнительных таких самолетов до конца этого года, еще один самолет должен быть поступить в компанию в начале следующего года. С учетом поставок самолетов МС-21, авиакомпания в итоге рассчитывает полностью отказаться от использования иностранных самолетов Boeing и Airbus, уточнил собеседник "РГ".

В июле генеральным директором Red Wings был назначен Евгений Солодилин, ранее занимавший пост гендиректора Международного аэропорта Жуковский. Аэропорт и авиакомпания входят в контур управления Госкорпорации "Ростех". В авиакомпании сообщали об обновлении структуры управления. В качестве основных задач назывались расширение процессов интеграции с российскими производителями авиационной техники, создание собственной системы поддержания технического состояния и летной годности отечественных воздушных судов.

Модернизацию самолетов ТУ-204 в ТУ-214 запустили летом этого года. В частности, современные модификации самолета готовит Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова.

В июне этого года сообщалось, что авиакомпания "Аэрофлот" планирует заказать у Объединенной авиастроительной корпорации, которая входит в госкорпорацию "Ростех", самолеты Ту-214, а также Superjet 100 и МС-21.

В конце октября министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял в интервью "РГ", что уже идет сборка пяти первых фюзеляжей самолета Superjet New. В конце 2023 года планируется передать авиакомпаниям первые два самолета, а с 2024 года проект должен выйти на запланированные мощности - 20 машин в год.
https://rg.ru/2022/11/24/rossijskij-aviapark-vesnoj-nachnut-popolniat-modernizirovannymi-tu-204.html

Zakk Wylde


Zakk Wylde

Воронежский авиазавод ОАК Ростеха продолжает делать агрегаты планера по проекту Ил-114-300. Детали для сборки агрегатов оперения и крыла этих самолетов производят именно здесь.

В целом в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) изготавливается более 40% агрегатов планера нового самолета. Как это происходит — смотрите в нашем фоторепортаже.









Zakk Wylde

#56
«Росэлектроника» поставила радиооборудование для российского опытного самолета SSJ-New.

В марте этого года главный конструктор Кирилл Кузнецов рассказал о том, что на замену импортного оборудования самолета Sukhoi Superjet New встает оборудование российского производства. Что, по его мнению, значительно улучшит характеристики самого самолета.

До этого времени такое оборудование поставляли из США, Франции и Израиля. Совсем недавно научно-производственное предприятие «Полет» передало разработчику самолета радиостанцию «Иркут» для приема и передачи данных, а также антенны ближней связи и программное обеспечение для управления и маршрутизации радиосвязи.

Кроме того, была передана аппаратура внутренней связи АВСА-21, с помощью которой осуществляется связь между членами экипажа, а также оповещение пассажиров .

В ближайшее будущее будет передано оборудование и на другой опытный SSJ-NEW.

Zakk Wylde

Шум авиадвигателей снизили с помощью технологии 3D-печати

 Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (Пермский Политех) выяснили, что технология 3D-печати может улучшить свойства звукопоглощающих конструкций авиадвигателей до 20%. Исследование велось по программе «Приортитет-2030» нацпроекта «Наука и университеты», сообщили в пресс-службе программы.

Двигатель — основной источник шума в самолете. Как правило, звукопоглощающие конструкции изготавливают из полимерного композита в виде многослойной конструкции с жестким основанием. С его помощью самолет можно сделать легче, тише и аэродинамичнее. Но изделия из композитных материалов обладают рядом недостатков, один из которых — высокая восприимчивость к образованию и накоплению дефектов между соединенными слоями. Ученые Пермского Политеха выяснили, что помочь авиастроению в решении этой проблемы может технология 3D-печати.

«С помощью рентгена они зафиксировали дефекты в экспериментальных образцах, изготовленных разными способами. Результаты эксперимента показали, что детали, созданные с помощью 3D-печати, более эффективны в звукопоглощении. По словам ученых, это открытие позволит расширить область применения технологии 3D-печати в авиастроении», — отметили в пресс-службе.

С помощью рентгена ученые зафиксировали дефекты и деформации двух образцов, которые влияют на качество звукопоглощения. Первый был изготовлен с помощью воздействия давления и температуры из полимерного композита, а второй — из ABS-пластика при помощи аддитивных технологий, более известных как 3D-печать. Далее их испытали при высоких уровнях звукового давления — 140 и 150 децибел с помощью акустического интерферометра. Это устройство — разработка ученых Пермского Политеха — оно генерирует акустическое воздействие на исследуемые образцы при высоких уровнях звукового давления.

Результаты эксперимента показали, что образец, изготовленный при помощи аддитивных технологий, оказался более эффективен в звукопоглощении, чем его оппонент, созданный традиционным промышленным способом. А значит, технология 3D-печати может найти новое применение в снижении шума авиационных двигателей. Совершенствование этих технологий на основе прочных и легких материалов позволит добиться точной геометрии звукопоглощающих конструкций вместе с быстротой их изготовления и улучшенными характеристиками для снижения шума.

Zakk Wylde

Сенсоры для контроля качества продукции в авиастроении создадут в ТГУ

 Ученые Томского государственного университета (ТГУ) по нацпроекту «Наука и университеты» разработают сенсоры для неразрушающего контроля, используемые в разных областях — от добычи полезных ископаемых до машино- и авиастроения. Ранее их закупали за рубежом, но из-за санкций поставки прекратились, сообщили ТАСС в пресс-службе ТГУ.

«К разработке отечественных сенсоров <...> приступают ученые молодежной лаборатории «Микроэлектроника мультиспектральной квантовой интроскопии» Томского государственного университета. Новое подразделение создано в ТГУ после победы в конкурсе Минобрнауки РФ, проведенного в рамках нацпроекта «Наука и университеты», — отмечается в сообщении.

Как пояснил руководитель лаборатории Павел Космачев, в приоритете для ученых лаборатории будет разработка энергодисперсионных систем неразрушающего контроля, которые применяются для выявления дефектов в космической и авиационной промышленности.

«Они отличаются высокой удельной прочностью и жесткостью, способны работать при повышенных температурах, поэтому наиболее востребованы в таких высокотехнологичных отраслях, как космическая, авиационная промышленность», — отметил Космачев.

Также в лаборатории будут разрабатывать сенсоры для спектрометрии. Спектрометры — основной аналитический инструмент в геологии и горнодобывающей промышленности. Помимо этого, такие инструменты необходимы для контроля качества продукции, изготовленной на 3D-принтере.

Zakk Wylde

Пермские ученые разработали методику контроля выбросов авиадвигателей

 Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали математическую модель, которую возможно встроить в систему управления авиадвигателем, чтобы контролировать уровень выбросов вредных веществ из камеры сгорания и возможность приближения к аварийным режимам, сообщили ТАСС в пресс-службе университета.

«Во время полета двигатель самолета выбрасывает в атмосферу вредные вещества, такие как оксид азота, который образуется при сгорании топлива. Соотношение «топливо/воздух» в составе горящей смеси имеет случайный характер и изменяется по некоторому случайному закону, то есть случайным образом происходит изменение концентрации топлива в составе топливовоздушной смеси. Это и есть один из тех случаев, когда актуальная информация необходима для безопасного полета, но получить ее здесь и сейчас невозможно. Алгебраические функции, описывающие подобные параметры, и составили основу модели», — рассказала кандидат технических наук, доцент кафедры конструирования и технологий в электротехнике ПНИПУ, директор Центра дистанционных образовательных технологий Татьяна Кузнецова.

Предложенный учеными ПНИПУ алгоритм основан на вероятностном подходе, он определяет уровень генерации окислов азота в зависимости от исходного состава топливно-воздушной смеси. Так же в алгоритме учитывается наличие в камере сгорания продольных акустических волн, возбуждаемых выделением тепла при горении, которые влияют на концентрацию кислорода в горящей смеси.

«Компьютерное моделирование процесса горения подтвердило прогностическую точность разработанного метода. Полученный алгоритм можно ввести как элемент системы автоматического управления самолетом или использовать как обучающий алгоритм для нейросети», — отметили в вузе.

Исследование ученых ПНИПУ проводилось по программе академического стратегического лидерства «Приоритет-2030» по нацпроекту «Наука и университеты».