Арктика и Сeвepный Мopcкoй Пyть

Автор Zakk Wylde, 27 октября 2022, 18:31

« назад - далее »

Zakk Wylde

«Роснефть» начала доставку грузов по Севморпути для «Восток Ойл»

«Роснефть» приступила к зимней навигационной кампании по Северному морскому пути для доставки грузов на строящиеся объекты флагманского проекта «Восток Ойл». По данным пресс-службы компании, в рамках зимней навигации по Севморпути планируется завезти более 500 тыс. тонн материалов и оборудования в порт Дудинка, «Бухту Север» и на производственные базы «Точино», «Караул», «Воронцово», «Таналау» на реке Енисей в Красноярском крае.

На сегодняшний день первые морские судна уже прибыли в Дудинку и «Бухту Север». На местах идет разгрузка металлоконструкций и трубной продукции для строительства магистрального нефтепровода Ванкор – Пайяха – «Бухта Север».

В ходе навигационной кампании на строительные площадки «Восток Ойл» будут также доставлены железобетонные изделия, цемент, технологическое оборудование, опоры, кабельно-проводниковая продукция, запорная арматура, спецтехника и автотранспорт, блок-боксы, фасонные изделия. Все материалы предназначены для строительства первоочередной инфраструктуры проекта — магистрального нефтепровода «Ванкор – Пайяха – «Бухта Север», нефтеперекачивающих станций, нефтеналивного терминала и портовой инфраструктуры «Бухты Север», социально-бытовых объектов, в также разведочного и эксплуатационного бурения на месторождениях «Восток Ойл».

На производственных базах «Точино», «Караул», «Воронцово» и «Таналау» разгрузка судов будет производиться на ледовых береговых припаях на Енисее, подготовка к строительству которых уже ведется, пояснили в компании. Также в настоящее время идет подготовка баз МТР для приема грузов. Всего на Таймыре для бесперебойного обеспечения самой масштабной стройки страны «Восток Ойл» будут задействованы 16 новых причалов, возведенных на Енисее.

Доставка грузов осуществляется как по Енисею из Красноярска, Обь-Иртышскому бассейну с Западно-Сибирской группы складов, расположенных в Тобольске, Ямбурге, Лабытнанги, Газ-Сале, так и по Северному морскому пути из Архангельска и Мурманска. Для перевалки грузов дополнительно задействован порт города Дудинки и производственная база «Прилуки» под городом Игарка.

Из портов Мурманска и Архангельска «РН-Ванкор» планирует привлечь 8 морских сухогрузов, ледокольную проводку которых будут обеспечивать 5 ледоколов. Среди них новый атомный ледокол «Урал», уникальная двухосадочная конструкция которого позволяет эффективно работать на открытых морских участках и в устьях полярных рек.


Zakk Wylde

Правительство направит на развитие Севморпути в 2023-2024 годах 7,5 млрд рублей

В России продолжается комплексное развитие Северного морского пути (СМП), в общей сложности на финансирование проектов для его обеспечения планируется выделить 7,5 млрд руб.

Об этом сообщил на совещании с вице-премьерами глава российского кабмина Михаил Мишустин, передает пресс-служба правительства РФ.

По его словам, на создание цифровой экосистемы СМП будет предоставлена субсидия, на которую в федеральном бюджете на текущий и следующий годы предусмотрено почти 4 млрд руб. Система будет состоять из единой платформы, которая объединит все электронные сервисы для участников логистического рынка. «В нее войдут и установленные на судах автоматизированные измерительные комплексы, а также оборудование для оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе летательных аппаратов. Можно будет собирать более полную информацию о погодных условиях и в реальном времени отслеживать ситуацию, повышать безопасность судоходства на Северном морском пути, что очень важно для своевременной доставки грузов, в том числе в рамках северного завоза и на экспорт», — рассказал Мишустин.

Более 3,5 млрд руб. планируется направить на дноуглубление порта «Бухта Север», с которого вывозится нефть с проекта «Восток Ойл» «Роснефти». «Одобрены параметры бюджетной поддержки строительства порта "Бухта Север" в устье Енисея. В ближайшие два года на углубление акватории направим более 3,5 млрд рублей», — сообщил глава российского кабмина.

Он уточнил, что часть средств при этом пойдет на создание систем безопасности мореплавания, что позволит проводить суда, перевозящие более 120 тыс. тонн полезного груза и увеличит объем грузоперевозок по СМП на 80 млн т к 2024 году.

«Президент подчеркивал, что это позволит России полнее раскрыть свой экспортный потенциал, наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию. Такая работа важна для укрепления суверенитета и безопасности страны», — подчеркнул Михаил Мишустин, выразив надежду на то, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в арктической зоне, улучшат транспортную доступность и ускорят развитие региона в целом.

Zakk Wylde

Кабмин выделит средства на создание «ледового навигатора» Севморпути

 Российские власти в этом и в следующем году направят около 4 млрд рублей на создание цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП), сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в понедельник на совещании со своими заместителями.

«Правительство приняло дополнительные решения для обеспечения круглогодичной навигации в Арктике. Утверждены правила предоставления субсидии на создание цифровой экосистемы Северного морского пути. И для этого в федеральном бюджете на текущий и следующий годы предусмотрено почти 4 млрд рублей», — сказал он.

Как пояснил глава кабмина, система объединит электронные сервисы, через которые оказываются услуги участниками логистического рынка. В нее войдут и установленные на судах автоматизированные измерительные комплексы, а также оборудование для оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе летательных аппаратов.

«Можно будет собирать более полную информацию о погодных условиях и в реальном времени отслеживать ситуацию, повышать безопасность судоходства на Северном морском пути, что очень важно для своевременной доставки грузов, в том числе в рамках северного завоза и на экспорт», — отметил Мишустин.

Как пояснили в пресс-службе кабмина, разработку системы планируется завершить к середине 2025 года. Речь, по сути, идет о создании «ледового навигатора». Платформа позволит получать актуальные данные о погоде, расположении судов и загруженности портов, а также логистические услуги, в числе которых оформление разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризация, управление работой флота.

Zakk Wylde

Резиденты Арктической зоны России реализуют 30 проектов по развитию Севморпути

Компании-резиденты Арктической зоны России планируют выполнить 30 проектов, которые повысят грузооборот Северного морского пути и будут оказывать услуги для его работы. Об этом сообщает пресс-служба АЗРФ.

В 2022 году по Севморпути перевезено 34,1 млн т грузов — плановый показатель перевыполнен на 2,1 млн т. В 2023 году планируется доставить в арктические и дальневосточные регионы 36 млн т грузов. Минвостокразвития России совместно с «Росатомом» заключены соглашения с несколькими крупнейшими грузоотправителями, осуществляющими транспортировку грузов по СМП, направленные на обеспечение перспективного грузопотока. Среди них резидент АЗРФ компания «Северная звезда». Инвестор реализует проект по освоению Сырадасайского месторождения угля на севере Красноярского края. Проект включает создание угольного разреза мощностью 5 млн тонн в год на первом этапе и 10 млн тонн в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры, в том числе морского порта «Енисей».

Аналогичные соглашения планируется подписать с рядом других грузоотправителей — в частности, с компаниями, реализующими в Арктической зоне РФ крупные горнорудные проекты.
ЦитироватьПомимо проектов, влияющих на увеличение грузооборота по СМП, резиденты АЗРФ также реализуют проекты, направленные на развитие его инфраструктуры. Например, «Архангельский речной порт» переваливает и хранит грузы, которые идут морским транспортом на северный завоз. Всего резиденты АЗРФ реализуют 30 проектов, влияющих на повышение грузооборота СМП и предусматривающих оказание услуг для развития морского коридора. Объем уже вложенных в эти проекты инвестиций составляет 18 млрд рублей, создано более 460 рабочих мест, — отметил заместитель директора департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов Владимир Гудков.
На встрече глав Минвостокразвития России и Росатома обсуждались вопросы создания единого морского логистического оператора, который будет по льготным тарифам осуществлять регулярные маршруты в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов. Госкорпорация «Росатом» подтвердила готовность выступить таким оператором, гарантирующим поставки грузов жизнеобеспечения, а также грузов для государственных и муниципальных нужд при осуществлении северного завоза.

Законопроект о северном завозе будет внесен в Государственную думу до 1 марта 2023 года. Новый закон сделает весь процесс северного завоза надежным и прозрачным. Предусмотрено распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, будет установлен приоритет для грузов жизнеобеспечения, обеспечен трехлетний цикл планирования и переведет основную работу на цифровую основу. Вводится понятие опорная инфраструктура Северного завоза, и предусмотрена федеральная поддержка для ее развития.

Основным механизмом осуществления северного завоза станут регулярные каботажные рейсы. В 2022 году атомный лихтеровоз «Севморпуть» совершил два первых субсидируемых Минвостокразвития России рейса между портами Северо-Запада и Дальним Востоком. Перевезено 8,5 тыс. тонн грузов в удаленные северные районы (контейнеры, строительные материалы, техника и др.). В 2023 году для осуществления каботажных рейсов планируется задействовать суда, способные заходить в порты Арктического бассейна с малыми глубинами. Это позволит увеличить количество рейсов и расширить номенклатуру грузов. Прорабатывается возможность задействования речного транспорта в Обь-Иртышском и Обском бассейнах для осуществления экспортных перевозок угля, пиломатериалов, зерна через акваторию СМП.

Zakk Wylde

Россия развертывает группировку арктических спутников

Российскую группировку из четырех арктических спутников развернут к 2031 году. Первый аппарат «Арктика-М» отправился на орбиту в 2021 году, запуск второго планируется в этом году – он проходит наземную экспериментальную отработку, сообщили РИА Новости в пресс-службе «Роскосмоса».

Как рассказывал ранее экс-глава Российской академии наук Александр Сергеев, система из четырех спутников позволит каждые 15 минут мониторить Арктику с хорошим пространственным и временным разрешением и получать до двух миллионов изображений в год. Аппарат, по его словам, дает возможность строить карты облачности и льдов.

В «Роскосмосе» напомнили, что изначально группировка должна была состоять из двух аппаратов на высокоэллиптической орбите, однако в минувшем году госкорпорация утвердила задание на модернизацию системы до четырех спутников. Такое увеличение позволит вдвое сократить периодичность съемки полярной области, чтобы детализировать сверхкраткосрочные прогнозы погоды, повысить оперативность обнаружения и мониторинга опасных природных явлений и ЧС.

Zakk Wylde

Изучением Арктики в прошлом году занялись 15 научных центров Петербурга

 Более 15 научных центров Санкт-Петербурга были включены в прошлом году в научно-исследовательскую деятельность, касающуюся реализации арктических проектов по нацпроекту «Наука и университеты». Это научно-исследовательские институты, технические, морские, медицинские и гуманитарные университеты, сообщает пресс-служба комитета Санкт‑Петербурга по делам Арктики.

Как пояснили в пресс-службе, Санкт‑Петербургский государственный университет работал над построением оптимальной модели системы безопасности человека в Арктике, занимался изучением арктической флоры и фауны, а также влиянием ландшафтно-антропогенных воздействий на биоразнообразие. Кроме того, университет определял влияние Санкт‑Петербурга на развитие арктической научной дипломатии России. В общей сложности вуз включен более чем в десяток научных арктических проектов.

Работа Арктического и Антарктического научно-исследовательского института была посвящена исследованию ледяного покрова Гренландского и Баренцева морей, изучению архипелагов и прилегающего шельфа западного сектора Евразийской Арктики и многому другому. Кроме того, с осени 2022 года в арктической научной экспедиции находится уникальное судно института — ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс».

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова проводил исследование эффективности ледокольного обеспечения буровых работ на арктическом шельфе, а Санкт‑Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М. А. Бонч-Бруевича испытывал арктическое оборудование в рамках экспедиции в поселок Диксон.

Председатель Комитета Санкт‑Петербурга по делам Арктики Герман Широков отметил, что участие научных центров города в крупнейших исследовательских проектах подчеркивает уровень компетенций Северной столицы и ее неоценимый вклад в развитие и освоение Арктики. Всего в 2022 году научно-образовательными организациями Санкт‑Петербурга реализовано более 50 научных исследований, а также проведено порядка 100 мероприятий, посвященных Арктике.

Zakk Wylde

Студенты МГУ проведут исследование вечной мерзлоты на Ямале

 Изучить вечную мерзлоту и составить карту-схему распределения снежных покровов смогут студенты Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с целями нацпроекта «Наука и университеты», сообщили в департаменте внешних связей Ямала.

В исследовании примут участие шесть студентов МГУ имени М. В. Ломоносова и их научный руководитель, доцент кафедры криолитологии и гляциологии Географического факультета МГУ, кандидат геолого-минералогических наук Валерий Гребенец. Группа будет работать на Ямале восемь дней. Результаты их работы будут переданы в Российский центр освоения Арктики.

«Климат теплеет, и состояние мерзлоты ежегодно меняется. Очень важно исследовать снег, поскольку это отличный теплоизоляционный материал, который сохраняет мерзлоту. От плотности и толщины снега зависит, насколько хорошо грунт запасется холодом на летний период. По результатам замеров мы составим карту-схему распределения снежных покровов», — отметил Гребенец.

В Салехарде группа студентов уже побывала в Ямальском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Здесь они замерили количество снежных осадков, скопление снега на специальной площадке и зафиксировали показатели температуры нынешней зимы.

Zakk Wylde

Подведены итоги реализации плана развития Севморпути за 2022 год

Под председательством Александра Новака подведены итоги реализации плана развития Северного морского пути в 2022 году, намечены планы на текущий год. Так, на сегодняшний день заключены обязывающие соглашения в части обеспечения грузопотока по Севморпути с ключевыми грузовладельцами, такими как «Восток Ойл», «НОВАТЭК», «Газпром нефть», «ГМК Норильский никель», «Северная звезда», «ГДК Баимская».

Об этом сообщил в своем Телеграм-канале первый замглавы Минвостокразвития РФ Гаджимагомед Гусейнов.  Он отметил, что выполнено два субсидируемых каботажных рейса из портов Северо-Запада России на Дальний Восток.

По словам Гусейнова, потребность в грузовых судах ледового класса, в том числе для завоза грузов снабжения составляет 44 судна, 26 из них уже строятся или заключили контракты.

Обсудили и планы на 2023 год. До конца 2023 года планируется ввод в эксплуатацию терминала СПГ и газового конденсата «Утренний» в порту Сабетта, завершение строительства терминала «Енисей» на базе Сырадасайского угольного месторождения, морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области, комплекса перегрузки угля «Лавна», а также объектов глобальной морской системы связи при бедствии на трассах Северного морского пути. Планируется выполнение не менее 3-х каботажных субсидируемых рейсов по СМП.

Zakk Wylde

Китай стал потенциальным партнером России по развитию Северного морского пути

Глава Минвостокразвития отметил, что Россия открыта для сотрудничества с Китайской Народной Республикой при реализации крупных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики как в инфраструктурном, так и в промышленном секторах. Россия считает Китай потенциальным партнером по развитию инфраструктуры Северного морского пути и международному транзиту, сообщил ТАСС глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

За период с 2012 года отношения России и Китая вышли на качественно новый уровень сотрудничества, наивысший за историю наших двусторонних отношений. Вектор отношений, заданный за этот период, предопределит условия стратегического партнерства России и Китая на десятилетия вперед. Китай — наш потенциальный партнер по международному транзиту с использованием трассы Севморпути, развитию инфраструктуры, в частности, морских портов, — сказал Алексей Чекунков.

Председатель КНР Си Цзиньпин совершает государственный визит в Россию по приглашению президента РФ Владимира Путина. Эта первая страна, которую посещает китайский лидер после переизбрания 10 марта на третий срок Всекитайским собранием народных представителей (парламентом).

Северный морской путь станет дополнительным маршрутом для транспортировки в том числе экспортных грузов, для которых, как напомнил министр, сейчас остро не хватает пропускной способности Восточного полигона железных дорог и портов. По комплексному плану развития Севморпути до 2035 года предусмотрены мероприятия по строительству 10 ледоколов, 141 транспортного судна ледового класса и судов обеспечения, 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС, в совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 трлн рублей до 2035 года.

Глава Минвостокразвития рассказал, что с 2012 года объем товарооборота России и Китая увеличился менее чем с $90 млрд до более чем $190 млрд в 2022.

Китайские компании в целом лидируют среди иностранных резидентов преференциальных режимов на Дальнем Востоке. В территориях опережающего развития (ТОР) и свободном порту Владивосток (СПВ) с участием китайского капитала реализуется 52 проекта общей стоимостью около $11 млрд, говорится в материале ТАСС.

По мнению главы Минвостокразвития, двусторонним отношениям, в том числе экспортно-импортных операций, способствует развитие транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве двух трансграничных мостов через реку Амур (Хэйлунцзян). Товарооборот по открытому в прошлом году автомобильному мосту Благовещенск — Хэйхэ составит до 1 млн тонн грузов в год. Грузооборот по новому железнодорожному мосту Нижнеленинское — Тунцзян на первом этапе составит 5,2 млн тонн в год с перспективой увеличения до 20 млн тонн в год, сказал Чекунков.

Zakk Wylde

Мурманская область готовится к поставкам грузов в Китай по Севморпути

В Мурманской области приступили к работам по организации поставок грузов в Китай по Северному морскому пути. Об этом сообщил в своем Телеграм-канале глава региона Андрей Чибис.
ЦитироватьВажное для нас заявление сделали Президент России Владимир Владимирович Путин и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин про развитие Северного морского пути. У нас уже ведется работа по организации поставок рыбопродукции и других видов грузов по СМП в Китай.  И Мурманск, как база атомного ледокольного флота, играет важнейшую роль в обеспечении ледовых проводок и в организации круглогодичной навигации, — отметил Андрей Чибис.

По словам губернатора, создание совместного органа по развитию Севморпути позволит более четко и системно организовать работу по диспетчеризации перевозок.

Zakk Wylde

«Росатом» подготовил проект для круглогодичного судоходства по Северному морскому пути

Госкорпорация «Росатом» разработала федеральный проект по развитию круглогодичного судоходства на Северном морском пути, документ находится на утверждении в правительстве. Об этом сообщил в интервью РИА Новости замглавы Дирекции СМП атомной госкорпорации Максим Кулинко.
ЦитироватьЦелевые показатели федерального проекта «Развитие Северного морского пути» должны быть достигнуты в 2024 году. Многие задают вопрос: что дальше? Госкорпорация «Росатом» планомерно движется, по поручению правительства, по продлению целевых показателей, контрольных точек, и бюджетированию до 2030 года, — сказал Максим Кулинко.
Он напомнил, что ранее правительство утвердило инициативу социально-экономического развития «Круглогодичный Севморпуть».

ЦитироватьДо 2030 года грузопоток по СМП должен возрасти до 150 миллионов тонн, увеличена портовая мощность, минимум 13 ледоколов должно обеспечивать круглогодичное судоходство на СМП, а также продлены и увеличены другие показатели, — добавил Максим Кулинко.
Исходя из этой инициативы Дирекция СМП корпорации сформировала новый федеральный проект, который также будет называться «Круглогодичный Севморпуть». Он уже прошел согласования Минтранса, Минвостокразвития, Минэка и Минфина и сейчас находится на утверждении председателя правительства, добавил собеседник агентства.

Замглавы дирекции выразил уверенность, что такой проектный подход позволит без остановок перейти в 2025 и последующие годы и системно развивать Северный морской путь, как стратегическую морскую транспортную коммуникацию России.

Zakk Wylde

Объем грузоперевозок по СМП в 2035 году превысит 270 млн тонн

Более 270 млн тонн планируется перевезти в 2035 году по Северному морскому пути. Об этом заявил ТАСС специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

По соглашениям, которые на сегодняшний день подписаны со всем основными грузоотправителями, планы на 2030 год — 193 млн тонн, что превышает целевой показатель в 150 млн тонн, и на 2035 год мы уже выходим за 270 млн тонн при целевом показателе в 220 млн тонн, — рассказал Владимир Панов в ходе выступления на пленарном заседании, посвященном арктическому учению, в ЯНАО.

По его словам, в результате увеличения грузопотока в разы вырастет и количество грузовых рейсов по СМП. Если в 2024 году планируется совершить 1 747 таких рейсов, то в 2030 году их уже будет 3 381, а в 2035 году — 3 895. «Стоит задача построить большое количество судов высокого арктического класса, которые обеспечат круглогодичную навигацию по СМП», — отметил Владимир Панов.

В 2030 году, по его словам, таких судов будет уже 158. «На сегодняшний день у нас 29 судов такого класса уже в эксплуатации, 41 судно строится, и 88 судов необходимо построить. Это серьезнейший вызов для нашей судостроительной отрасли», — сообщил Владимир Панов, отметив, что все приведенные цифры пока еще рассматриваются как индикативные, потому что модель судоходства может меняться в зависимости от многих факторов.

Xanderyl

Взметнётся тотчас тысяча ракет, затянет небо мрачной пеленою, и в ужасе померкнет белый свет, сметаемый чудовищной волною.
А мы, надев парадный свой мундир, вопрос последний зададим Мессии: - скажи, зачем нам нужен этот мир, коль в нём не будет места для России?

Xanderyl

Взметнётся тотчас тысяча ракет, затянет небо мрачной пеленою, и в ужасе померкнет белый свет, сметаемый чудовищной волною.
А мы, надев парадный свой мундир, вопрос последний зададим Мессии: - скажи, зачем нам нужен этот мир, коль в нём не будет места для России?

Dober

Портовые мощности на Севморпути по итогам 2023 года выросли до 40,5 млн тонн

Плановый показатель федерального проекта «Развитие СМП» превышен на 12%


ЦитироватьОб этом ИАА «ПортНьюс» рассказал заместитель директора дирекции Севморпути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.

Он пояснил, что в прошедшем году «Департамент реализации проектов СМП совместно с ФГУП «Гидрографическое предприятие» провели колоссальную работу по строительству и введению в эксплуатацию объектов федеральной собственности, освоено 43 млрд рублей бюджетных денег».

Важнейшими проектами, позволившими на 100% выполнить показатели проекта «Развитие СМП», стали работы на терминале «Утренний» (ПАО «НОВАТЭК») и обеспечение проводки основания гравитационного типа (ОГТ) водоизмещением свыше 600 тыс. тонн по Морскому каналу Обской губы. «В короткие сроки, за 3 года, были построены и введены в эксплуатацию объекты федеральной собственности терминала «Утренний» на 100 млрд рублей», — сказал Максим Кулинко.

Собеседник ИАА «ПортНьюс» особо отметил, что в условиях санкционного давления и дефицита дноуглубительного флота в России «был найден иностранный технологический партнёр». В результате на Севморпути было мобилизовано три мощных судна-землесоса: два судна мощностью по 11 тыс. куб. м и одно — 1 тыс. куб. м. За 45 суток было изъято 4,5 млн куб. м грунта из Морского канала Обской губы, что позволило в установленные сроки обеспечить проводку ОГТ.

«Мы не допустили нарушения сроков реализации важнейшего инвестпроекта компании «НОВАТЭК». Кроме того, этот проект вносит огромный вклад в работу по достижению цели завоевания Россией 20% мирового рынка сжиженного природного газа», — подчеркнул Максим Кулинко.

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.


Также добавим, что согласно паспорту федерального проекта «Развитие Северного морского пути» суммарную мощность морских портов вдоль арктической трассы к 2025 году планируется увеличить с 32 до 83 млн тонн в год, объём перевозок — до 80 млн тонн в год.





https://portnews.ru/news/359667/