Арктика и Сeвepный Мopcкoй Пyть

Автор Zakk Wylde, 27 октября 2022, 18:31

« назад - далее »

Zakk Wylde

Единственный в мире атомный транспортник активно работает на Северном морском пути

Российский атомный контейнеровоз «Севморпуть» в 2022 году выполняет субсидируемые каботажные рейсы по маршрутам Санкт-Петербург – Мурманск – Петропавловск-Камчатский – Мурманск и Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург. Единственный в мире 260-метровый атомный транспортник, работающий под флагом российского «Атомфлота», осуществляет перевозки с загрузкой до 90 процентов. Рейсы выполняются при поддержке государства – по программе освоения Северного морского пути.

«Севморпуть» не просто грузовое судно с атомным реактором, это – огромный (размером почти как авианосец) лихтеровоз водоизмещением 61000 тонн с корпусом ледокола, оснащенный мощным электрическим краном, поднимающим грузы до 500 тонн. Также с левого борта установлены грузовые краны, которые могут помогать портовым, либо вовсе осуществлять самовыгрузку. Уникальное российское судно может работать полностью автономно, без использования специально оборудованных портов.

«Севморпуть» чудом избежал уничтожения, которое ему готовили отечественные либеральные менеджеры, много лет не находившие применение 260-метровому атомному гиганту, построенному в последние годы существования СССР в Керчи: они запускали информацию о якобы ненужности и затратности для России атомохода и необходимости его утилизации.

Но в 2014-2015 годах специалисты Росатома и российские кораблестроители вернули судно к жизни, и после модернизации оно снова трудится в интересах большой страны, выполняя перевозки на огромные расстояния. На Дальний Восток наш атомный лихтеровоз в 2022 году доставляет экспортные (в контейнерах) и генеральные грузы (оборудование, краны, машины...), в обратном направлении судно везет 40-футовые контейнеры с дальневосточной рыбой и также генеральные грузы.

Рассказывает капитан российского транспортного атомохода Сергей Бралгин: «Севморпуть» может самостоятельно преодолевать ровный лед толщиной более 1 метра. Поэтому большую часть года мы ходим без ледокольного сопровождения. Самые сложные месяцы – январь, февраль, март, но даже в это время бывает, что ледокол не всегда требуется.

Например, в прошлом году, в один из рейсов мы проскочили всю трассу Северного морского пути всего за неделю – это очень хороший показатель. Рейсов очень много. Одна смена экипажа – это четыре месяца, за которые получается сделать три-четыре ходки. В основном рейсы коммерческие: мы обслуживаем российские добывающие компании, для которых возим все необходимое оборудование. Все дело в возможностях нашего судна, которое может взять за раз существенное количество груза, крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

Другие грузовые суда просто не могут совладать с подобными масштабами. Мы одни заменяем сразу несколько кораблей, не говоря про железнодорожные составы. Отдельные грузы по земле просто физически не перевезти. Так что простоев у нас нет. А учитывая, что к процессу сейчас активно подключилось государство, то их и не предвидится. Экипаж «Севморпути» – это более 50 человек, которые полностью обеспечивают его автономное функционирование как в море, так и в порту».

Добавим, что в нынешнюю навигацию у «Севморпути» добавилось и научное задание. На судне отправились в экспедицию российские ученые Центра морских исследований Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с целью изучения фауны и воды морей Северного ледовитого океана.



Zakk Wylde

Современный аварийно-спасательный флот сделает Севморпуть глобальным коридором

Создание современного аварийно-спасательного флота сделает Северный морской путь глобальным коридором. Об этом, как сообщает ТАСС. заявил вице-премьер — полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

«Сегодня, когда значительная часть грузов развернулась на Восток, значение Северного морского пути для развития экономики России возросло. Он может стать вторым глобальным транспортным коридором после Суэцкого канала, одновременно разгрузив Восточный полигон железных дорог, но, чтобы это произошло, предстоит еще многое сделать. В том числе, сформировать аварийно-спасательный флот, который обеспечит безопасное судоходство в акватории Северного морского пути, позволит быстро добираться до места ЧП и оказать необходимую помощь», — сообщил Юрий Трутнев.

Известно, что Владимир Путин поставил к 2024 году задачу по увеличению объема перевозок по Северному морском пути до 80 млн тонн в год. С прошлого года непосредственно в акватории СМП на постоянной основе осуществляется несение аварийно-спасательной готовности восьми многофункциональными аварийно-спасательными судами Морспасслужбы. Еще построят 16 судов. Так, аварийно-спасательный флот будет увеличен до 24 судов.

Александр Пошивай, заместитель министра транспорта России, рассказал, что 6 судов из 16 должны быть сданы уже в следующем году (в 2024 году – 10). В процессе строительства находятся 15 судов аварийно-спасательного флота, по строительству еще одного судна сейчас заключают контракт.

Как доложил руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев, для обеспечения поставок нужного оборудования верфи проработали варианты альтернативных поставщиков, по линии Минпромторга ведется работа по выпуску необходимого оборудования на российских предприятиях.

По поручению президента сегодня идет модернизация Восточного полигона, благодаря которой к 2024 году будет увеличена пропускная способность магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 180 млн тонн в год.

Zakk Wylde

#3
«Магнит» опробует доставку товаров из Китая по Севморпути

Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU - Ритейлер "Магнит" начал тестировать доставку товаров из Китая в Петербург по Северному морскому пути.

Шесть сорокафутовых контейнеров с товарами народного потребления были отправлены из Китая на российском арктическом контейнеровозе "Мончегорск" напрямую в порт Санкт-Петербурга, сообщила компания. Планируемое время в пути составит около 30 дней, партия поступит в Россию в конце ноября. После доставки в порт товары перевезут на складской хаб ритейлера в центральной части России.

Ожидается, что с учетом высокой загруженности порта Владивосток время доставки товаров из Китая через СМП будет на 10 дней меньше, чем при использовании мультимодальной логистики, а снижение затрат для ритейлера за счет запуска нового направления при текущих транспортных тарифах может достигнуть 15%, сообщил ритейлер.

В ходе эксперимента "Магнит" оценит экономический эффект от запуска логистического коридора и отработает операционные процессы. Если пилотный маршрут будет признан эффективным, компания начнет регулярные поставки через СМП с весны 2023 года и будет осуществлять их весной, летом и осенью.

Кроме того, поставки "Магнита" через СМП позволят увеличить загрузку порта Санкт-Петербурга, операции которого сократились на фоне отказа крупных морских перевозчиков осуществлять доставку в Россию, отмечается в сообщении.

Директор по цепочкам поставок и логистике "Магнита" Федор Павловский через пресс-службу подчеркнул, что компания стала первым российским ритейлером, который решил протестировать доставку товаров по Севморпути.

"В условиях нарушения многих привычных логистических маршрутов логистика на российских судах через СМП имеет для нас большое значение как альтернативная транспортная артерия, возможность диверсифицировать свою импортную логистику", - добавил он.

"Магнит" - крупнейший по числу магазинов и второй по выручке ритейлер в России. На конец июня под управлением компании был 26 731 магазин.

Zakk Wylde

Опыт компании «Иннопрактика» по проектному управлению на стыке прикладной науки и бизнеса

Ученые проведут анализ современного состояния арктических морей на примере Белого моря как модельного объекта. Источник изображения: Пресс-служба ПАО «НК Роснефть»

«Роснефть» и «Иннопрактика» приступили к изучению изменения арктических экосистем в акватории Белого моря. В рамках VII Восточного экономического форума компании заключили договор о выполнении научно-исследовательских работ по оценке влияния глобальных климатических и локальных антропогенных факторов на состояние экосистем арктических морей. Об этом проекте и опыте реализации ряда других научно-технологических проектов «Иннопркатикой» пишет журнал об инновациях в России «Стимул».

Учёные проведут анализ современного состояния арктических морей на примере Белого моря как модельного объекта, повторив наблюдения вековой давности (1922-1923 гг.) известного исследователя-зоолога Константина Дерюгина. Для этого будут применены не только классические гидробиологические методы, но и лучшие доступные на сегодняшний день методики, в том числе молекулярно-генетические.

Участники экспедиции планируют пройти по тому же маршруту, а затем будут проведены аналогичные исследования, но уже с применением современных аналитических подходов. Определенные территории исследования подвергались антропогенному воздействию, а какие-то из них остались нетронутыми. Сравнение позволит увидеть степень влияния человека на экологию северных морей, оценить климатические изменения, которые происходили вне зависимости от непосредственного локального воздействия человека.

Значительная часть работ будет проводиться на базе Беломорской биологической станции им. Н. А. Перцова биологического факультета МГУ. При поддержке «Роснефти» на биостанции также завершается модернизация корпуса морских проточных систем, который является полигоном для испытаний микробного препарата, предназначенного для утилизации углеводородных загрязнений северных морей. Это еще один проект «Иннопрактики» в сотрудничестве с Арктическим научным центром «Роснефти», в ходе которого был разработан биопрепарат, не имеющий аналогов в мире.

В основе разработки — способность психрофильных (холодолюбивых) микроорганизмов использовать углеводороды нефти в качестве источника пищи. Гранулы, покрытые гидрофобной оболочкой, которая разрушается при соприкосновении с углеводородами, содержат клетки микроорганизмов в состоянии покоя и питательные вещества, необходимые для их начального активного роста. Выделенные микроорганизмы составляют микрофлору северных морей, поэтому их применение не только наиболее эффективно, но и экологически безопасно.

Заместитель исполнительного директора, директор по исследованиям и разработкам компании «Иннопрактика» Владимир Лакеев. Источник изображения: Пресс-служба компании «Иннопрактика»

ОТ ИДЕИ ДО ПРОМЫШЛЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

Помимо совместных арктических исследований негосударственный институт развития «Иннопрактика» занимается реализацией проектов по многим другим направлениям. О том, какие это проекты и как они способствуют инновационному развитию России, «Стимулу» рассказал заместитель исполнительного директора, директор по исследованиям и разработкам компании Владимир Лакеев.

«Дирекция исследований и разработок ,,Иннопрактики" — команда, которая специализируется исключительно на проектном управлении на стыке прикладной российской науки и бизнеса, — говорит он. — Выбор стратегии развития не случаен. Поняв, что бизнесу и нам интересны сложные проекты, направленные на практический результат, мы решили не наращивать в своей организации многочисленные научные компетенции, а пойти по пути усиления компетенции в области проектного управления».

Это позволяет собирать для каждого отдельного проекта по совершенно различным тематикам компетентные команды, включающие в себя специалистов экспертного уровня со всей страны — научных сотрудников, инженеров, технологов из институтов РАН, прикладных отраслевых институтов, вузов страны, научно-производственных объединений и инжиниринговых компаний.

«Сейчас научно-технологические проекты настолько сложные, — поясняет Владимир Лакеев, — что один человек не может быть компетентным во всей цепочке реализации, начиная с генерации идей на основе фундаментальных знаний и заканчивая выстраиванием технологического процесса на каком-то предприятии. Для сложных проектов приходится создавать команды из специалистов разных областей знаний, состоящие порой из 100-150 единомышленников, привлеченных из различных организаций. Формирование таких команд позволяет нам выполнять проекты по самым разным направлениям: геология, биология, география, химия, наука о материалах, физика, медицина, экономика, информационные технологии, искусственный интеллект и так далее».

По словам Владимира Лакеева, компания выступает медиатором между представителями науки и бизнеса, выявляя, анализируя потребности в инновациях, помогая заказчику сформулировать запрос, обеспечивая достижение необходимого результата, создавая компетентные команды, организовывая и обеспечивая их работу. Причем договор заказчик заключает именно с «Иннопрактикой», которая берет на себя ответственность за конечный результат.

Негосударственный институт развития «Иннопрактика» появился в 2012 году, тогда это был совсем небольшой стартап. В 2013-м компания начала проектную деятельность. «В ту модель реализации научно-технологических проектов, которую мы сейчас воплотили в жизнь, многие изначально не верили. Были случаи, когда потенциальные сотрудники, придя на собеседование и выслушав наши планы развития, говорили: ,,Это утопия" — и уходили. Но сейчас мы можем по праву считать себя одним из самых сильных проектных офисов России в своей области», — считает Владимир Лакеев.

Нынешний год в компании, по его словам, выдался непростым: «Из-за санкций у нас возникли сложности с приобретением материалов и оборудования, и сейчас мы больше ориентируемся на Восток. Те проблемы, которые у нас возникли по текущим проектам, были успешно решены, все поставки вновь налажены. На данный момент нерешенных вопросов, связанных с изменением логистических цепочек и сменой поставщиков, у нас нет».

Zakk Wylde

Опыт компании «Иннопрактика» по проектному управлению на стыке прикладной науки и бизнеса(продолжение)

Проект по разработке микробного препарата для утилизации нефтяных загрязнений северных морей реализован компанией «Иннопрактика» в сотрудничестве с Арктическим научным центром «Роснефти»; в основе препарата — способность психрофильных (холодолюбивых) микроорганизмов использовать углеводороды нефти в качестве источника пищи. Источник изображения: Пресс-служба компании «Иннопрактика»

ВСЕ ПРОЕКТЫ — УНИКАЛЬНЫЕ

На сегодняшний день у «Иннопрактики» 160 завершенных проектов НИР, ОКР, аналитических, консалтинговых и других, около 40 — на разных стадиях выполнения, предпроектная работа ведется еще по сотне задач. Выполняются все проектные стадии: проверка научных идей, которые имеют прикладные перспективы, разработка лабораторных прототипов, масштабирование результатов исследований, создание опытно-промышленных установок, научно-практическое сопровождение внедрения в производство конечного результата, постпроектное сопровождение.

Проекты НИОКР, по словам Владимира Лакеева, можно разделить на два вида. Одни выполняются в рамках импортозамещения. К примеру, есть приборы, которые точно определяют объем и пространственное распределение шлама в больших нефтяных резервуарах, но при этом в мире никто не продает такие приборы, предлагают только сервисы и услуги, оказываемые с их помощью. Научная группа «Иннопрактики» создала прибор, который на уровне лучших мировых аналогов выполняет эти функции.

Основная же часть проектов — это создание технологий и решений, аналогов которым в мире нет. Обязательно проводится глубокое изучение вопроса приоритезации — через активный патентный поиск, анализ публикаций и так далее, так как необходимо убедиться, что подобного рода решений пока не существует.

Один из примеров подобных проектов — разработка новых высокоэффективных технологий переработки и утилизации отработавшего ядерного топлива для снижения его экологической опасности для госкорпорации «Росатом». Для решения этой сложной задачи «Иннопрактика» сформировала уникальный научный коллектив. В команду проекта «Создание эффективных экстракционных систем разделения америция и кюрия в ядерном топливном цикле» вошли химики МГУ имени М. В. Ломоносова и институтов РАН, а также технологи и другие специалисты институтов и предприятий из контура управления ГК «Росатом».

Применив методы квантовой химии и самостоятельно созданное программное обеспечение, ученые из МГУ рассчитали структуру сложных органических соединений (лигандов), способных избирательно связывать катионы радиоактивных элементов (актинидов) и редкоземельных металлов. Затем специалисты в области органического синтеза МГУ и Института элементоорганических соединений РАН разработали методы получения этих веществ. Радиохимики МГУ совместно с технологами «Росатома» провели серию экстракционных испытаний новых лигандов и установили, что в полном соответствии с теоретическим прогнозом эти соединения позволяют с очень высокой эффективностью решить сложнейшую технологическую задачу, над которой бьются ученые США, Китая, Франции, Индии, — разделить америций и кюрий, два радиоактивных элемента-«близнеца», содержащиеся в отработавшем ядерном топливе. Их радиационное воздействие на окружающие материалы и среды наиболее значительно. Ученые предлагают «дожечь» америций в реакторе на быстрых нейтронах, а из кюрия путем облучения в реакторе сделать калифорний — источник нейтронов, незаменимый в ядерной медицине.

Технология позволит радикально изменить процесс захоронения ядерных отходов, снизит их опасность и позволит приблизиться к замкнутому ядерному циклу. Совместно со специалистами ГК «Росатом» ведутся работы, направленные на внедрение технологии в деятельность отраслевых предприятий.

«Кроме того, мы можем гордиться проектом по разработке ультразвуковых устройств защиты водоводяных, пароводяных и водонефтяных подогревателей от образования твердых отложений. Эта технология основана на создании ультразвуковым генератором упругих колебаний необходимой частоты и амплитуды. Наличие непрерывных упругих колебаний в напорных металлических трубопроводах приводит к появлению в нагреваемой среде пристеночных течений, направленных от поверхности трубы, что мешает закреплению центров кристаллизации на ее поверхности. На момент разработки приборы с аналогичными техническими характеристиками в России отсутствовали. Сейчас это устройство производится, и оно очень востребовано», — поясняет Владимир Лакеев.

Несмотря на непростую ситуацию и в мире, и в стране, «Иннопрактика» совместно с партнерами продолжает развивать проекты экологической направленности. Среди них исследование состояния экосистем арктических морей, которое было упомянуто выше. Активно обсуждаются проекты по декарбонизации технологических цепочек, к примеру улавливание углекислого газа и его захоронение.

«Успешно выполняем и проекты, связанные с научно-технологическим консалтингом: проводим форсайты, анализируем практику работы с инновациями различных российских и зарубежных компаний, анализируем рынок перспективных технологий, готовим обзоры перспектив инновационных технологий для новых направлений развития по запросу компаний. В частности, недавно провели форсайт стратегического технологического развития ОАО ,,РЖД" в контексте развития отрасли на период до 2050 года», — рассказывает Владимир Лакеев.

К научно-консалтинговому направлению относится и аналитика инновационного развития трубопроводного транспорта как в регионах мира, так и в различных технологических нишах, с выявлением мировых ключевых центров компетенций, обзором перспективных проектов НИОКР для отрасли, патентным анализом и анализом научных публикаций. В результате составляется заключение о мировых или региональных трендах и прорывных направлениях развития инноваций для трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.

Сегодня трудно себе представить воплощение инноваций без привлечения искусственного интеллекта. К примеру, при выполнении прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ эти технологии уже стали «рабочей лошадкой». ИИ применяется в большом количестве проектов в качестве одного из научных методов, а иногда используется и как основной инструмент — это, к примеру, задачи в области предиктивной аналитики выхода из строя различного оборудования и проведения его превентивного ремонта.

Один из уникальных проектов компании «Иннопрактика» — разработка технологии подготовки попутных нефтяных газов (ПНГ) на основе микропористых мембран; новый метод мембранной очистки позволяет сделать попутный газ пригодным для дальнейшего использования, повысить его экологичность и обеспечить экономическую эффективность использования. Источник изображения: Пресс-служба компании «Иннопрактика»

Так, в рамках проекта по разработке технологии выделения технеция (ядерная энергетика) первичный отбор наиболее перспективных молекул с заданными свойствами проводился из множества структур с использованием методов искусственного интеллекта (в данном случае это было машинное обучение). Вручную такой отбор сделать крайне сложно — очень много соединений, свойства которых зависят от множества параметров. И это не просто оптимизационная задача — для ее выполнения пришлось применить нетривиальный подход.

«В настоящее время на стыке геологии и математики совместно с ,,Роснефтью" выполняется проект ,,Цифровой керн", — рассказывает Владимир Лакеев. — Построение сложных математических моделей и использование методов искусственного интеллекта, как мы рассчитываем, позволит ускорить прогнозирование нефтеотдачи и планирование добычи нефти по сравнению со стандартными методами. По некоторым задачам ускорение будет измеряться не в днях и неделях, а в годах».

ГЛАВНОЕ — ФУНДАМЕНТ


Науке в России сейчас уделяется повышенное внимание. Как заявил на пленарном заседании Госдумы 28 сентября глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, развитие российского научного потенциала и укрепление технологического суверенитета являются приоритетами ведомства в условиях санкций.

В числе первоочередных направлений — организация производства в авиастроении, автопроме, в малотоннажной химии, фармацевтике, станкостроении. Министр подчеркнул, что стремление к технологическому лидерству потребует серьезной донастройки всех механизмов, в частности госпрограмм, связанных с наукой и образованием, куда интегрированы все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

По мнению Владимира Лакеева, для реализации проектов НИОКР отечественному рынку не хватает большего горизонта планирования. «Когда в голодной послевоенной стране в 1950-х возводилось здание МГУ имени Ломоносова, — приводит он пример, — было принято решение зарезервировать 100 гектаров под будущее строительство, которое потребуется для развития университета через 50-100 лет. И эта предусмотрительность до сих пор помогает развивать инфраструктуру университета».

Как отмечает Лакеев, к НИОКР часто относятся как к стандартным инвестиционным проектам, и в результате поддерживаются только те исследования, которые принесут прибыль в течение ближайших пяти-десяти лет. В 90-е годы прошлого столетия в обществе было очень популярно мнение, что нам ничего не надо придумывать и производить своего, мы все закупим у других стран и будем жить только на нефтегазовые доходы.

«Сейчас все больше людей понимают, что это тупиковая ветвь развития и, если не вкладываться в отечественные образование, науку, культуру, страна не может полноценно развиваться, — говорит Владимир Лакеев. — Движение началось, и оно зримо. Крупные компании принимают программы инновационного развития с участием государства, мы видим эти результаты и видим, что в прикладную науку поступают инвестиции. Но для полноценного развития собственных технологий в целях обеспечения суверенитета страны необходимо увеличивать финансирование».

Директор по исследованиям и разработкам «Иннопрактики» предлагает вспомнить еще один положительный опыт прошлого — отраслевые научно-исследовательские институты, производственную инфраструктуру научного приборостроения, выпуска реактивов. В России пока еще не восстановлен уровень, который был в то время. «Мы часто сталкиваемся со сложностями в подборе компетенций, — рассказывает Владимир Лакеев. — И это связано не с поиском ученых, которые занимаются фундаментальными задачами и генерируют идеи, а скорее с нехваткой специалистов, представляющих конструкцию конечного устройства, итоговый этап технологической цепочки и использующих эти знания на ранних стадиях проекта».

Научный коллектив, сформированный компанией «Иннопрактика», разработал ультразвуковые устройства защиты водо-водяных, пароводяных и водонефтяных подогревателей от образования твердых отложений. Источник изображения: Пресс-служба компании «Иннопрактика»

Если в самом начале работ, когда проверяется научная идея, в группе есть высококвалифицированный технолог, то он в значительной степени определяет направление развития научной идеи. Ведь зачастую для ученого, который занимается какой-либо проблемой на лабораторном уровне, различные пути исследований равнозначны. При этом, с точки зрения технологов, некоторые решения принципиально неприемлемы для производства.

«К примеру, у реактивов это могут быть определенные свойства, — поясняет Владимир Лакеев, — допустим, взрыво- и пожароопасность либо тот факт, что не налажено их средне- и малотоннажное производство, а также высокая стоимость, специфические требования оборудования к их физическим свойствам. Производственники могут подсказать правильное решение в самом начале пути. И мы не раз сталкивались с ситуациями, когда наличие технологов в группе проекта на самых ранних стадиях имело принципиальное значение для качества и эффективности конечного результата».

Для полноценного развития науки, по его мнению, необходимо сохранить фундаментальную основу российского образования. Пока еще потенциал не утрачен (к счастью, это очень инерционные процессы) и те традиции, которые были заложены в прошлом веке, продолжают существовать в отечественных университетах.

«По поводу сохранения образовательных традиций сейчас идут активные споры, — комментирует Владимир Лакеев, — потому что фундаментальная составляющая, например, значительно увеличивает стоимость подготовки специалиста. Надо ли это? Или лучше пойти по пути создания узкоспециализированных школ, которые обучали бы освоению конкретных процессов. Мы в ,,Иннопрактике" уверены, что фундаментальная основа нашего образования — это большая ценность. Скатывание к утилитаризму поначалу удешевляет процесс обучения, но в перспективе мы получим множество узких специалистов, которые не будут способны двигать науку вперед. Российские ученые, получившие фундаментальное образование, имеют очень глубокие специализированные познания. Обладая высокой эрудицией, они предлагают очень интересные новые идеи на стыке различных направлений. Но широчайшая научная эрудиция зачастую становится и недостатком — при всем богатстве познаний у наших ученых не хватает практического опыта и нацеленности на внедрение конечного результата в реальное производство. Но в этом, к счастью, мы им можем помочь. И вот уже почти десять лет делаем это».

По мнению директора по исследованиям и разработкам «Иннопрактики», государство и частный бизнес должны увеличивать финансирование науки, понимая, что за ней будущее страны. Речь идет и о фундаментальной, и о прикладной науке, и об инженерных школах. Как бы ни была выстроена система организации научного сообщества, при недостаточном финансировании утрата компетенций неизбежна.


Zakk Wylde

Российские ученые развернули научный ледовый лагерь в Северном Ледовитом океане

Участники российской дрейфующей экспедиции «Северный полюс-41» Арктического и антарктического научно-исследовательского института завершили обустройство научного ледового лагеря рядом с ледостойкой платформой «Северный полюс». За первый месяц дрейфа ученые завершили все запланированные работы по развертыванию научных лабораторий и полигонов, приступили к выполнению программы наблюдений.

Научный лагерь расположен в пределах 500 метров от ледостойкой платформы «Северный полюс» и включает в себя легковозводимые геофизический, ледоисследовательский, метеорологические дома - лаборатории,  океанографический терминал, магнитный павильон, мастерскую, ледовый морфометрический полигон и полигон «Торос». Ученые приступили к выполнению исследований как в ледовом научном лагере, так и в лабораториях на борту судна.

«В программе экспедиции более 50 видов исследований и наблюдений, направленных на комплексное изучение природной среды Арктики, закономерностей и причин изменений климатической системы, биоразнообразия арктического региона. Полученные данные позволят описать возможные трансформации климата в ближайшие десятилетия. Данные также будут использоваться для обеспечения безопасного судоходства по трассе Северного морского пути, реализации крупных инфраструктурных проектов и получения новой информации для обоснования заявки Российской Федерации на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Новый формат организации работы – с поддержкой ледостойкой платформы, ставшей для полярников уютным и безопасным домом, демонстрирует свою эффективность буквально с первых этапов экспедиции. Для обустройства научного лагеря потребовалось не больше месяца. В ближайшее время в лагере возведут гараж для обслуживания техники, продолжится развертывание уникальной измерительной системы, направленной на исследование крупномасштабных колебаний ледяного покрова и его отклика на атмосферные возмущения. В январе начнется обустройство взлетно-посадочной полосы», - рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

За первый месяц работы дрейфующей станции ученые запустили глубоководный океанографический комплекс и приступили к регулярному зондированию водной толщи Северного Ледовитого океана. Начался анализ проб грунта и воды для оценки общего изменения видового состава, количественных параметров фитопланктона, зоопланктона и бентоса. Специалисты-геологи приступили к отбору проб донного грунта с применением глубоководных пробоотборных устройств. Получаемые образцы анализируются в судовых лабораториях с целью определения минерального и геохимического состава, поровых вод и газообразных включений.

Большой объем работ выполняют ледоисследователи. Изучаются морфометрические, механические и прочностные свойства льда. Проведено обследование нижней поверхности льда с помощью гидролокатора. В пределах 16-километрового экспериментального полигона на льду развернута пространственно-распределённая сеть гидрометеорологических наблюдений, включающая 15 автономных буев. Получаемые данные позволят изучить мезомасштабную и локальную изменчивость процессов тепломассообмена в системе атмосфера – снежный покров – морской лед – приповерхностный слой океана и формирование внутренних волн в океане.

На текущий момент экспедиция «Северный полюс-41» находится в точке с координатами 83.8767N, 147.041E. За первый месяц станция на льдине преодолела более 400 км. Предполагаемое генеральное направление дрейфа проходит через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама ЛСП «Северный полюс» с членами экспедиции на борту своим ходом придет в Мурманск.

Экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением отечественной программы дрейфующих станций, начавшейся в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина. В 2013 году программу пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Специалисты Арктического и антарктического НИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. Судно, не имеющее аналогов в мире, построено на Адмиралтейских верфях и передано в эксплуатацию летом 2022 года. ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического НИИ.

15 сентября 2022 года в Мурманске был дан старт экспедиции «Северный полюс-41». Открытие станции состоялось 2 октября 2022 года в 7 часов утра в точке с координатами  82°37' С.Ш. 155°31' В.Д.




Zakk Wylde

По следам белых медведей, или Как наш вездеход Арктику покорял!

Вездеход ТМ-140 из Кургана принял участие в арктической экспедиции «Умка-2022», проходившей на Чукотке. Машина показала свои превосходные качества первопроходца территорий.

Организовал экспедицию российский ВМФ. Она шла по руслам горных рек, добиралась до горных перевалов, выезжала на курумник — большое скопление крупных камней — и даже останавливалась у чумов чукчей. Ежедневно участники проходили от 60 до 150 км.

Техника от Курганмашзавода (входит в Ростех) с честью выдержала все испытания, продемонстрировав надежность, простоту в управлении и автономность. Наш фоторепортаж вас в этом убедит:










Zakk Wylde

В 2023 году создадут Мурманский арктический университет

Новый Мурманский арктический университет, образованный в результате слияния двух крупнейших вузов Заполярья — Мурманского государственного технического университета и Мурманского арктического государственного университета, завершит процесс реорганизации в апреле 2023 года, сообщила журналистам ТАСС исполняющая обязанности ректора МГТУ Мария Князева.

Об этом Князева рассказала в ходе заседания наблюдательного совета вуза под председательством вице-премьера, министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, который участвовал в заседании в режиме видеоконференции.
ЦитироватьОриентировочно, по регламентам и срокам, ближе к концу апреля должно состояться юридическое объединение двух университетов. И уже с 2023 года, мы надеемся, что абитуриенты будут поступать в новый Мурманский арктический университет, — сказала Князева, отметив, что пакет документов в Министерство науки и высшего образования РФ будет направлен на этой неделе.
И. о. ректора добавила, что все программы подготовки вузов будут сохранены, а преподаватели останутся на своих местах. В ходе реорганизации будут преобразовываться кафедры и факультеты. «Трансформация образовательной деятельности подразумевает два трека — исследовательский и технологический. И второй трек, технологический, подразумевает непосредственное участие индустриального партнера в самой образовательной программе вплоть до курирования этой деятельности. Взаимодействие будет только расширяться и будет содержательным», — подчеркнула Мария Князева.

В ходе заседания наблюдательного совета МГТУ губернатор Андрей Чибис отметил, что в Мурманской области уже идет активная работа с индустриальными партнерами, среди которых компании «Новатэк», «Норникель», «Газпромнефть», «Роснефть», «Атомфлот», «Норебо», Сбербанк, «Мурманский морской торговый порт». А МГТУ продолжает создавать новые образовательные программы актуальных арктических профессий. Так, запущена программа по логистике и управлению цепями поставок в Арктике, программы по кораблестроению, техническому обслуживанию и ремонту судов.


Zakk Wylde

#11
В России начались строительство первой в МИРЕ автономной арктической станции на Ямале работающую на силе ветра.

Стартуют работы по строительству на восточных склонах Полярного Урала в Ямало-Ненецком автономном округе автономной арктической станции «Снежинка». Головной организацией проекта выступает Московский физико-технический институт (МФТИ), проектирование велось за счет средств округа. Станция станет полигоном новых экологически чистых технологий для работы в арктических регионах. Что из себя представляет «Снежинка»?

Это полностью автономная и рассчитанная на круглогодичную эксплуатацию исследовательская станция, где не будет использоваться дизельное топливо, а в качестве источников энергии внедрят водородные и литий-ионные топливные модули, термоаккумуляторы, ветряные и солнечные источники, а также передовые разработки силовой электроники и автоматизированных систем управления (АСУ) с технологиями искусственного интеллекта.

Площадь комплекса составит около 4500 квадратных метров, будут созданы условия для работы и жизни 80 человек. Станция будет модульной и при необходимости новые модули можно будет достраивать рядом с уже существующими. Кроме отработки новых технологий в энергетике для Арктики на «Снежинке» будут проводится различные исследования, в том числе прикладные – по изучению особенностей климата региона и внедрения в изолированных северных поселениях новых технологических решений.

По состоянию на ноябрь 2022 года завершается подготовка к началу строительства. Прошли испытания оборудования и геофизические исследования на месте работы будущей станции, с помощью подводного дрона обследовано дно озера, прилегающего к площадке. Проверку прошли экспериментальные образцы электроснегоходов, литий-ионных аккумуляторов и зарядного устройства для легкого внедорожного электротранспорта.










https://t.me/good_events_russia/4425

Zakk Wylde

Дрейфующие полярные станции: история и опыт первого месяца работы ледостойкой самоходной платформы

Центром экспедиционной работы стало специально построенное судно, вмороженное в лед. Источник изображения: aari.ru

Россия возобновила в Арктике программу исследования природной среды с дрейфующих льдов. В отличие от предшествующих экспедиций, последняя из которых завершилась эвакуацией полярников с треснувшей льдины в 2013 году, центром экспедиционной работы стало специально построенное судно, вмороженное в лед. Об приоритете России в истории дрейфующих полярных станций и о том, как прошел первый месяц работы ледостойкой самоходной платформы «Северный полюс», рассказывается в этом сообщении.

Дрейфующие станции как вид исследовательской деятельности существуют с 1937 года, и первой в мире стала советская полярная дрейфующая станция «Северный полюс», на которой работала знаменитая четверка папанинцев. Для оборудования лагеря полярников на льдине были привлечены многочисленные научные учреждения и предприятия. Палатку с каркасом из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезентовыми стенами, проложенными гагачьим пухом, и надувным резиновым полом разработали в Научно-исследовательском институте резиновой промышленности и изготовили на московском заводе «Каучук». Для связи с Большой землей в Научно-исследовательском институте радиовещательного приема и акустики изготовили мощную 80-ваттную радиостанцию, питающуюся от ветряка или легкого бензинового двигателя с ручным приводом. Нарты из ясеня построили на Судостроительном заводе имени Каракозова, а Институт инженеров общественного питания приготовил для зимовщиков запас продуктов на полтора года весом пять тонн.

На острове Рудольфа архипелага Земля Франца Иосифа построили промежуточный аэродром, откуда планировался старт к Северному полюсу. Провожал полярников на льдину сам начальник Главсевморпути Отто Шмидт, 30 мая 1937 года по Всесоюзному радио передавался специальный концерт для участников экспедиции, а 6 июня, когда оборудование зимовочного лагеря было завершено, на льдине подняли флаг СССР. Портреты героев первого в мире дрейфа смотрели с плакатов и почтовых марок, с киноэкранов и музейных витрин. Всем четверым — Ивану Папанину, Евгению Федорову, Эрнсту Кренкелю и Петру Ширшову по окончании дрейфа присвоили ученые степени докторов наук и звание Героев Советского Союза.

Их имена нанесены на географическую карту: имя Папанина носит мыс на полуострове Таймыр, остров в Азовском море, подводная гора в Тихом океане; именем Федорова названа группа островов в Карском море; имя Кренкеля носит бухта в море Лаптевых и перевал на западном отроге Кавказского хребта; в честь Ширшова назвали гору в Антарктиде, подводный хребет в Беринговом море, озеро на острове Харли архипелага Земля Франца Иосифа. Судно с именем Папанина входит в состав Байкальского научно-исследовательского флота РАН, его имя носит патрульный корабль ВМФ и сухогруз Мурманского морского пароходства. Научно-исследовательское судно «Академик Федоров», названное в честь участника первого дрейфа Евгения Федорова, — флагман российского арктического и антарктического флота. Имя Кренкеля носили канонерская лодка, речной буксир и морское научно-исследовательское судно. Палатка папанинцев стала центральным экспонатом Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, а дату старта экспедиции с острова Рудольфа — 21 мая — по предложению президента Ассоциации полярников России и начальника дрейфующей станции «Северный полюс — 19» Артура Чилингарова запечатлели в календаре праздничных дат как День полярника.

За девять месяцев льдина участников первого дрейфа трехметровой толщины размером три на пять километров уменьшилась до пятачка 200 на 300 метров. Высаживали папанинцев с помощью эскадрильи из пяти самолетов, а эвакуировали на пароходах «Мурман» и «Таймыр».

Митинг, посвящённый окончанию работы дрейфующей станции «Северный полюс-1», и встреча с экспедицией по эвакуации, 1938 год. Источник изображения: Wikipedia

ОПАСНЫЕ ТРЕЩИНЫ

Повторить подвиг папанинцев получилось лишь спустя 12 лет, в 1950 году, когда на льдине размером три на два с половиной километра открыли станцию «Северный полюс — 2». За год работы на льдине в экспедиции побывали 58 ученых, более 70 раз на льдину садились самолеты.

Дальше высадки дрейфующих полярных станций шли одна за другой. В среднем станции работали по три года. Станция СП-16 работала четыре года, с 9 апреля 1968-го по 22 апреля 1972-го. Но абсолютный рекорд — восемь с половиной лет непрерывного дрейфа — принадлежит станции СП-22. Она работала с 13 сентября 1973-го по 8 апреля 1982 года. За это время на станции работало девять смен полярников — 266 человек. Иногда в Арктике дрейфовали сразу две и даже три советские станции. С открытием станции СП-20 11 апреля 1970 года их стало четыре. Одновременно работали СП-17, СП-18, СП-19 и СП-20.

Трещины и размывы на льдинах были частыми событиями. Например, льдина под станцией СП-9, работавшей с 26 апреля 1960-го по 28 марта 1961 года, размывалась 29 раз. От разрушения льдины полярников не спасала даже ее рекордная толщина и размер. Льдина под станцией СП-19 была тридцатиметровой толщины, а ее размер достигал в начале работы станции 100 квадратных километров, но и такой запас прочности не уберег льдину-гигант от трещин. В ночь с 4 на 5 января 1970 года льдина села на мель вблизи островов Де-Лонга и раскололась.

Направление дрейфа чаще всего соответствовало первоначальным расчетам Отто Шмидта, спрогнозировавшего движение дрейфующих льдов и расположенных на них станций из Восточной Арктики к проливу Фрама и острову Гренландия. Последняя советская станция СП-31 (работала с 22 октября 1988 года по 25 июля 1991-го) совершила круг вокруг полюса, пройдя всю систему дрейфа и побывав в Западной Арктике, вблизи Канадской котловины.

Начальнику третьей смены на СП-31 Владимиру Соколову через 12 лет пришлось заново запускать систему работы дрейфующих уже российских станций в должности начальника Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) Росгидромета. По его наблюдениям, «на Советский Союз приходилось до 80 процентов исследований в Арктике, в 90-е годы этот показатель резко упал, но сейчас присутствие российских исследователей вновь увеличивается довольно быстрыми темпами». Кроме россиян в Арктике в эти годы развернули работу исследовательские группы из США, Канады, Дании, Германии, Норвегии, Японии, в начале нового тысячелетия к ним присоединились группы из Китая. В 2003 году ученые Поднебесной открывали свою первую дрейфующую станцию, проработавшую чуть больше месяца со 120 участниками. Сейчас Китай, по данным местных СМИ, готовится открыть постоянную дрейфующую станцию в Арктике.

Владимир Тимофеевич Соколов, начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ. Источник изображения: Наталия Михальченко

После возобновления работы в Арктике отечественных дрейфующих станций, начиная с СП-32 (25 апреля 2003-го — 6 марта 2004 года) продолжительность их работы составляла в среднем около года из-за образования трещин и промоин на льдинах. По словам Владимира Соколова, в 2010-х годах из-за аномально высоких температур в высоких широтах биота поднялась на два градуса вверх по карте (каждый градус на карте мира соответствует 110 километрам), и работа полярников на дрейфующих станциях стала сложнее и опаснее.

Работу станции СП-34 (19 сентября 2005-го — 28 мая 2006 года) пришлось завершить досрочно. Помимо того что станция попала в зону теплого течения и ее пришлось эвакуировать, она вошла в историю рекордной скоростью дрейфа — 28 километров в сутки. Обычно скорость колеблется в пределах двух-трех километров в сутки. Эвакуировать пришлось и СП-37 (7 сентября 2009-го — 6 июня 2010 года). Станция дрейфовала у Канадского архипелага в Западной Арктике, когда льдина подтаяла и потеряла надежность.

Но настоящая драма развернулась во время работы СП-40 (1 октября 2012-го — 8 июня 2013 года), дрейфовавшей в Арктике на три месяца меньше, чем планировалось, из-за образовавшейся на льдине трещины. Как рассказал Александр Данилов, занимавший в тот момент должность заместителя директора ААНИИ, станция СП-40 была оснащена самым современным научным оборудованием, благодаря которому, кстати, и удалось обнаружить опасные трещины вблизи станции, что послужило причиной досрочной эвакуации: «Их зафиксировал на видеокамеру беспилотный летательный аппарат, который ученые использовали для составления и уточнения карт».

Часть полярников с СП-40 вернулась в Петербург, вторая часть высадилась на ледовой базе «Мыс Баранова» на острове Большевик архипелага Северная Земля, чтобы продолжить научные исследования. Этот ледовый стационар простоял в законсервированном виде двадцать лет. В части помещений в поисках припасов похозяйничали белые медведи, другая часть оказалась заполнена льдом — в щели надувало снега, он подтаивал и смерзался, третья часть оказалась пригодна для быстрого восстановления до функционального уровня. С 2013 года мыс Баранова стал для полярников на долгие годы главным наблюдательным опорным пунктом в Арктике, так как найти новую льдину для открытия дрейфующей станции никак не удавалось.

Наблюдения за системой «вода — лед — воздух» продуктивнее всего вести именно со льда, так как любые техногенные факторы, например тепловой и магнитный фон от судна, искажают первозданные природные условия и снижают качество прогноза ледовой обстановки в Арктике и прогнозов погоды в регионе — а это и есть главные практические задачи работы ученых на дрейфующих станциях. На мысе Баранова таким фактором-помехой служат географические особенности базы, расположенной на берегу пролива Шокальского. Динамика движения системы «лед — вода — атмосфера» здесь отличается от открытого океанического пространства, где обычно высаживаются дрейфующие станции.

Трудности с выбором льдины для новой станции заставили ученых сделать ставку на строительство специального судна, которое вмораживалось бы в лед и служило островком безопасности для ученых. Проект начал обсуждаться в 2010-х годах. Одновременно ученые использовали все возможности, чтобы продолжить наблюдения со льда. В 2015 году вблизи Северного полюса была открыта и проработала три месяца дрейфующая станция «Северный полюс — 2015″. Ученые ААНИИ приняли участие в проекте Mosaic — международной экспедиции с участием ученых 17 стран, во время которой судно Polarstern» немецкого Института Альфреда Вегенера вмораживалось в лед и дрейфовало в Арктике в 2019-2020 годах.

Проект ледостойкой самоходной платформы «Северный полюс» разрабатывался специалистами Росгидромета, ААНИИ и КБ «Вымпел». Весной 2018 года Росгидромет подписал контракт с «Адмиралтейскими верфями» на строительство судна, в декабре 2020-го судно спустили на воду. 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания, в августе 2022-го ААНИИ принял ЛСП «Северный полюс» в эксплуатацию, а 1 сентября платформа вышла из Санкт-Петербурга в первый рейс. Продолжавшийся девять лет третий перерыв в регулярной работе отечественных дрейфующих станций завершился.

Мыс Баранова. Источник изображения: Владимир Власов

ЛАГЕРЬ ВОКРУГ СУДНА

Полтора года до выхода судна в первый рейс интенсивно работала ледовая разведка. Нужно было выбрать подходящие ледовые поля для начала первого дрейфа ледостойкой самоходной платформы. Опорной базой для этих работ стала ледовая база «Мыс Баранова». Оттуда, например, велись работы по расстановке дрейфующих буев в районе планируемого открытия ЛСП. «С началом экспедиции на борту ледостойкой самоходной платформы ледовая база ,,Мыс Баранова" приобретает для нас новое, стратегически важное значение. Теперь, кроме плановых научных исследований, она становится опорным пунктом для транспортно-связных операций по обеспечению работ дрейфующей станции. Она также стала значимым звеном пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей ледостойкую платформу ,,Северный полюс", Российский научный центр на архипелаге Шпицберген и гидрометеорологическую обсерваторию Тикси. Научные данные будут в том числе использоваться для подготовки прогнозов ледовой обстановки для обеспечения навигации по трассе Северного морского пути», — сказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

ЛСП «Северный полюс» вышла из Санкт-Петербурга 1 сентября и направилась в Мурманск. 15 сентября в мурманском порту был дан старт экспедиции «Северный полюс — 41». Участников экспедиции приветствовал президент. «Рассчитываю, что работа ЛСП ,,Северный полюс" станет серьезным вкладом в развитие нашего исследовательского флота, в обеспечение мощного технологического задела и укрепление позиций отечественной науки», — отметил в своем послании Владимир Путин.

«Мы сможем изучать Арктику комплексно и непрерывно, как она того и требует. Все полученные данные с множеством переменных в онлайн-режиме будут предаваться на Большую землю и уже в ближайшее время будут использоваться для уточнения прогнозов ледовой обстановки для безопасной и эффективной навигации по Северному морскому пути. Это чрезвычайно важно, потому что от качества проводки судов в конечном итоге зависит конечная стоимость грузоперевозки в арктических морях», — сказал на церемонии Александр Макаров.

В Мурманске научный состав экспедиции «Северный полюс — 41» поднялся на борт судна, ученые начали настраивать оборудование и готовиться к выходу в рейс. 17 сентября ЛСП «Северный полюс» вышла из порта Мурманска в сторону Новосибирских островов. К этому моменту ледовые разведчики сконцентрировали свое внимание на наблюдении за пятью льдинами, пригодными для размещения научного лагеря.

На ледовой базе «Мыс Баранова». Источник изображения: Владимир Власов

Окончательный выбор льдины ледовые разведчики провели, высадившись с вертолета Ка-32 на льдины и проведя дополнительные обследования, уточнив возраст и толщину льда. В октябре платформа «Северный полюс» подошла к выбранному ледовому полю размером около 42 квадратных километров в точке с координатами 82° 33' с. ш. 153° 49' в. д. Ледовое поле образовано однолетним льдом толщиной около метра. Этого вполне достаточно для научного лагеря. Платформа «Северный полюс» вошла в ледовое поле, пришвартовалась и начала вмораживаться в лед. Одновременно началась выгрузка оборудования, транспорта и техники.

За месяц с момента остановки судна у выбранной льдины ученые завершили обустройство ледового лагеря и научных лабораторий. Научный лагерь расположен в пределах 500 метров от платформы и включает в себя легковозводимые геофизический, ледоисследовательский, метеорологические дома-лаборатории, океанографический терминал, магнитный павильон, мастерскую, ледовый морфометрический полигон и полигон «Торос». Ученые приступили к выполнению исследований как в ледовом научном лагере, так и в лабораториях на борту судна. Работают они целый день на льду, а ночевать возвращаются на судно с одноместными каютами и всеми составляющими бытового комфорта. По словам Александра Макарова, новый формат организации работы — с поддержкой ледостойкой платформы, ставшей для полярников уютным и безопасным домом, — демонстрирует свою эффективность буквально с первых этапов экспедиции.

«По своему оснащению другого такого судна, как ЛСП ,,Северный полюс", я не знаю. На нем сконцентрировано огромное количество научно-измерительной аппаратуры, средств связи и передачи информации, — сказал ,,Стимулу" Кирилл Фильчук, начальник экспедиции ,,Северный полюс — 41", руководитель отдела океанологии ААНИИ. — Безусловно, нам еще предстоит освоить его в полной мере. Но очевидно, что это инструмент очень сложный и нам нужно научиться им пользоваться, чтобы стопроцентно реализовать тот потенциал, который в нем заложен».

За первый месяц работы дрейфующей станции ученые запустили глубоководный океанографический комплекс и приступили к регулярному зондированию водной толщи Северного Ледовитого океана. Начался анализ проб грунта и воды для оценки общего изменения видового состава, количественных параметров фитопланктона, зоопланктона и бентоса. Геологи приступили к отбору проб донного грунта с применением глубоководных пробоотборных устройств. Получаемые образцы анализируются в судовых лабораториях с целью определения минерального и геохимического состава, поровых вод и газообразных включений.

Большой объем работ выполняют гляциологи. Они изучают морфометрические, механические и прочностные свойства льда. Проводят обследование нижней поверхности льда с помощью гидролокатора. В пределах 16-километрового экспериментального полигона на льду развернута пространственно-распределенная сеть гидрометеорологических наблюдений, состоящая из 15 автономных буев. Получаемые данные позволят изучить мезомасштабную и локальную изменчивость процессов тепло-массообмена в системе «атмосфера — снежный покров — морской лед — приповерхностный слой океана» и формирование внутренних волн в океане.

«В ближайшее время в лагере возведут гараж для обслуживания техники, продолжится развертывание измерительной системы, направленной на исследование крупномасштабных колебаний ледяного покрова и его отклика на атмосферные возмущения. В январе начнется обустройство взлетно-посадочной полосы», — рассказал Александр Макаров.

За месяц работы дрейфующая станция «Северный полюс-41» прошла более 400 километров и находится в точке с координатами 83.8767 с. ш., 147.041 в. д. Предполагаемое генеральное направление дрейфа проходит через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама ЛСП «Северный полюс» с членами экспедиции на борту своим ходом придет в Мурманск. По плану в автономном режиме платформа проведет два года, планируется смена четырех составов участников экспедиции.

«Программа экспедиции включает в себя более 50 видов исследований и наблюдений, направленных на комплексное изучение природной среды Арктики, закономерностей и причин изменений климатической системы, биоразнообразия арктического региона. Полученные данные позволят описать возможные трансформации климата в ближайшие десятилетия. Данные также будут использоваться для обеспечения безопасного судоходства по трассе Северного морского пути, реализации крупных инфраструктурных проектов и получения новой информации для обоснования заявки Российской Федерации на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане», — рассказали в пресс-службе ААНИИ.

Zakk Wylde

Ученые разработали технологию диагностики оптоволоконных кабелей в Арктике

 Специалисты Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» разработали специальную рентгеновскую установку, позволяющую эффективно выявлять дефекты подводных оптоволоконных кабелей в Арктической зоне. Новая технология позволяет повысить выявляемость дефектов более чем на 10%, что имеет большое значение для обеспечения устойчивой связи в северных регионах России, сообщили ТАСС в пресс-службе «ЛЭТИ».

Для того, чтобы предотвращать перебои связи, специалистам необходима система точного контроля мест соединения кабелей. Для решения этой задачи ученые «ЛЭТИ» разработали не имеющую российских аналогов рентгеновскую установку РУНК-50, которая позволяет выявлять дефекты соединительных муфт информационных и силовых кабельных линий с помощью томографического контроля и последующего математического моделирования.

К настоящему моменту потребители получили уже четыре установки указанного типа, а одна из них уже работает в Арктической зоне, рассказали агентству в пресс-службе. До конца года запланирована поставка еще нескольких.

Zakk Wylde

Арктический институт культуры и искусства получит грант на развитие

 Арктический институт культуры и искусства единственным из вузов Якутии стал получателем средств на развитие по госпрограмме «Приоритет 2030» нацпроекта «Наука и университеты». Об этом сообщили в администрации главы и правительства Республики Саха (Якутия).

В Москве завершился конкурсный отбор, по итогам которого восемь дальневосточных университетов попали в программу. Среди победителей — Арктический государственный институт культуры и искусства, который в этом году получит 71,2 млн рублей. Всего до 2024 года на их развитие будет направлено 5,77 млрд рублей.

«Конкурс был достаточно серьезный, из ДФО принимали участие 36 вузов, а смогли получить гранты только восемь. Победа АГИКИ говорит о престиже института в подготовке кадров, квалификации его специалистов, а также о том, что для России арктические культура и искусство имеют приоритетное значение», — рассказал заместитель председателя правительства Якутии Сергей Местников.