Экономика России

Автор Dober, 12 мая 2022, 14:28

« назад - далее »

Slava16

Какую выгоду даст экономике и населению России присоединение новых территорий
Ольга Игнатова,Татьяна Карабут
Бонусы от вхождения в состав России четырех новых регионов экономика получит, конечно же, не завтра. С одной стороны, ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области обладают огромным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом (все-таки ближе к югу находятся), но, с другой, у них тяжелое украинское наследие. Когда, как и в Крыму, все из них выкачивалось, но о развитии и речи быть не могло. По просьбе "Российской газеты" эксперты оценили перспективы развития новых территорий и возможную отдачу.

Промышленный потенциал
"Присоединение четырех новых территорий - это, во-первых, восстановление исторической справедливости. "Подарки", сделанные Советским Союзом, возвращаются обратно. И, кроме этого, возвращение регионов - большой шаг вперед в увеличении человеческого и промышленного потенциала России", - отмечает первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций, профессор департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев.

Эксперт напоминает, что во времена СССР там создавался особый промышленный регион, производящий большой объем сложной машиностроительной продукции. Здесь расположены тысячи промышленных предприятий, многие из которых успешно действуют до сих пор, говорит эксперт. Они выпускают огромное количество важной продукции. "Это и металлургия, и судостроение, и переработка сельхозпродукции, и машиностроение, и легкая промышленность, и многое другое. Во времена СССР для обеспечения промышленности энергией там был построен целый ряд крупных электростанций, которые раньше были жемчужинами советской энергетики, а теперь становятся важнейшими частями российской энергосистемы. Это Запорожская АЭС, третья в мире по мощности, легендарный Днепрогэс, Запорожская и Углегорская ТЭС, а также много электростанций поменьше", - уточняет Селезнев.

"Если говорить о ДНР и ЛНР - это, прежде всего, угледобывающие и металлургические регионы", - добавляет руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. В ДНР, по ее словам, 73% экспортируемых товаров - это каменный уголь, антрацит, кокс, полукокс. На прокат черных металлов, чугуна в структуре экспорта приходилось почти 18%.


Основные предприятия Донбасса: Донецкий металлургический завод, Енакиевский металлургический завод, Зуевская ТЭС, "Комсомольское рудоуправление", Харцызский трубный завод. На территории Донецкой области есть химическая промышленность (концерн "Стирол", Донецкий казённый химзавод и другие) и тяжёлое машиностроение ("Азовмаш", НКМЗ, "Укруглемаш"). "Азовсталь", как известно, уничтожена и восстановлению не подлежит.

В ЛНР 73% экспорта составляет металлургическая продукция, основные предприятия которой - "Краснодонуголь", "Ровенькиантрацит", Алчевский металлургический комбинат, Алчевский коксохимический завод.

"Однако многие промышленные предприятия Донбасса еще в 2014 году перенесли производственную базу в Россию. Так, Луганский электромашиностроительный завод почти полностью перенес производственные мощности с территории Украины в Ростовскую область", - уточняет эксперт. Она добавляет, что Запорожская область связана с атомной энергетикой (Запорожская атомная электростанция), на ее территории есть крупные металлургические и машиностроительные предприятия ("Запорожсталь", "Мотор Сич").

"Считаю, что говорить об экономическом потенциале присоединенных регионов можно лишь в достаточно долгосрочной перспективе. По информации минпромторга, значительное количество заводов находится сейчас в простое, есть разрушенная инфраструктура, которую необходимо восстанавливать. Восстановление экономики этих регионов может потребовать значительных финансовых ресурсов - ранее только главы ДНР и ЛНР приводили оценки в 2 трлн руб. и 1,5 трлн руб. (т.е. суммарно 3,5 трлн руб.)", - поясняет Ольга Беленькая.

В свою очередь исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс" Артем Тузов уверен, что добыча угля и газа нужна всегда. "Но если мы говорим про новые территории, то планирование добычи будет осуществляться не на 2023 год, а до 2030 года - по мере восстановления инфраструктуры регионов и поиска новых инвесторов. В 2023-м году никаких прорывов по добыче ждать не стоит. Потребуется долгий период инвестиций и восстановления", - объясняет эксперт. Он подчеркивает, что потребуется и строительство новой инфраструктуры, и модернизация действующих предприятий. "Объективно говоря, промышленность новых регионов РФ недофинансировалась старыми собственниками минимум с 2014 года, т.е. уже более 7-ми лет", - добавляет Тузов. А доктор юридических наук Иван Соловьев уверен, что Россия может создать крупнейший индустриальный центр, позволяющий отрабатывать полный производственный цикл металлургической продукции с последующим производством машиностроительной техники и топливным обеспечением.

Природные ископаемые
"Херсонская область - это известняки, применяемые в строительстве и металлургии, песок, глина, торф. В Запорожье добывается железная руда, есть марганцевые руды. Можно добывать гранит, известняк и многие другие полезные ресурсы. В ДНР подтвержденные залежи каменного угля оцениваются примерно в 10 млрд тонн, из них коксующиеся угли - около 6 млрд тонн, антрациты - более 1 млрд тонн. Вообще ДНР - это кладовая природных ресурсов, где добывается почти 40 видов сырья, включая исходные материалы для производства цемента, железная руда, ртуть, мрамор, гранит и многое другое. В ЛНР большие залежи угля и песчаника, так что, действительно, Россия с возвращением этих регионов получила серьезное серьезную ресурсную базу", - подчеркивает Павел Селезнев.

Сельское хозяйство
По оценке главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, новые территории способны принести дополнительно как минимум 5 млн тонн зерновых. Некоторая продукция оттуда уже поставляется - например, картофель, овощи и фрукты.

Директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС Анатолий Тихонов обращает внимание на то, что новые территории по своим природно-климатическим условиям близки к Краснодарскому краю, который является лидером по производству зерна и другой растениеводческой продукции. Там довольно теплые зимы, благоприятное лето и достаточно влаги. Там могут выращиваться практически любые культуры вплоть до риса (при должном уровне мелиорации). Именно на новых территориях сосредоточены самые плодородные земли Украины, что только усиливает потенциал России как мирового поставщика продовольствия. "Ни одна страна мира не обладает таким богатым земельным банком", - подчеркивает эксперт. В четырех новых регионах расположены и предприятия переработки, которые производят мясную, молочную и другую продукцию. Но им сейчас требуется аудит, поскольку часть из них подвергалась обстрелам и была разрушена, отмечает Тихонов.

"В силу особенностей климата на большей части России ведение сельского хозяйства затруднено из-за недостатка тепла, да и дождей тоже часто не хватает. Эффективное, производительное выращивание сельскохозяйственных культур возможно не более чем на 10% территории нашей страны. Теперь же, с присоединением новых регионов, ситуация меняется. Херсон - это 2 млн. га сельскохозяйственных угодий, из них 1,7 млн га - пашня в мягком и влажном климате. На этих землях выращиваются не только зерновые и подсолнечник, но и теплолюбивые культуры, в том числе - арбузы. Есть крупное поголовье рогатого скота. Вообще Херсон еще и при советской власти был огромным "огородом" страны. Теперь этот "огород" российский. Еще 2,2 млн. гектар - это земельный сельскохозяйственный фонд Запорожья, из них 17 тыс. кв. км. под посевами. Выращивают пшеницу, ячмень, горох, горчицу, рапс", - добавляет Павел Селезнев. По его словам, и в ДНР под сельское хозяйство занято более 600 тыс. гектар - выращиваются зерновые, технические культуры, овощи, фрукты. Разводят крупный рогатый скот, свиней и птицу. То же самое можно сказать и об ЛНР. "Несмотря на промышленный характер региона, большая часть территории под посевами и садами, выращивают овощи, фрукты, картофель. Разводят крупный рогатый скот, лошадей, птицу", - поясняет эксперт.

Транспортные возможности
Новые регионы поспособствуют наращиванию транспортных возможностей России на Черном море. "До сих пор единственным крупным торговым портом в этом регионе был Новороссийск, возможностей которого недостаточно для российского экспорта в южном и западном направлении. К тому же его перегрузка вызывала многочисленные экологические проблемы и протесты жителей. Теперь в распоряжении России Херсонский торговый порт, порты Бердянска и Скадовска", - поясняет Павел Селезнев.

Человеческий потенциал
Население вошедших в состав России регионов - это более 6 миллионов человек, хотя в реальности, как замечает Павел Селезнев, сейчас число жителей несколько меньше. Многие территории еще не под контролем России, из прифронтовой зоны люди разъехались. "По нашим оценкам, сегодня население там примерно на 1,5 миллиона меньше, чем могло бы быть. Отсюда вытекает первая задача - создание условий для возвращения жителей на родные земли. В СМИ неоднократно утверждалось, что трудоспособные люди оттуда уехали, остались только старики и дети. Действительно, отток трудоспособных граждан имел место. С другой стороны, в Херсонской и Запорожской областях большинство людей трудоспособного возраста, да и в Донецке с Луганском разговоры о недостатке рабочих рук сильно преувеличены. Действительно, пенсионеров много, но не больше, чем в обычном регионе Центральной России", - подчеркивает Селезнев.

По его словам, еще одна особенность - это наличие большого числа людей с техническим, инженерным образованием, которые были заняты или работают сейчас в промышленности. "Россия, которая хронически нуждается в технических кадрах, может с большой пользой для себя использовать этот потенциал. Исследование, проведенное Финансовым университетом, показало, что в новых российских регионах, помимо прочего, люди стремятся к поступлению в ВУЗы, велика тяга населения к хорошему среднему и высшему образованию. У них также велика тяга к культурным ценностям. Жители к тому же достаточно активны в части создания новых предприятий", - констатирует эксперт.
https://rg.ru/2022/10/21/kakuiu-vygodu-dast-ekonomike-i-naseleniiu-rossii-prisoedinenie-novyh-territorij.html?_openstat=rg.ru;bloks;accentunderspigel-index;article




Slava16

Чернышенко рассказал Путину о новом коде для Донбасса
Кира Латухина
На новых территориях России идет работа по восстановлению сетей связи по поручению президента. О ее ходе рассказал на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

"Прежде всего, конечно, восстановление сетей связи. Мы ставим практически такой же норматив, как для всей страны, по доступности мультиплексов и радиоканалов. Мы выделили емкости под цифру +7 для телефонных номеров. ВГТРК открывает там свои отделения", - сообщил зампред кабмина.

"Самое главное, что мы передаем готовые IT-решения, IT-технологии, для того чтобы можно было подключить к порталу госуслуг и государственным информационным системам и новые территории", - сказал Чернышенко.
https://rg.ru/2022/10/24/chernyshenko-rasskazal-putinu-o-novom-kode-dlia-donbassa.html


geoworld

Обедал несколько дней подряд во Вкусно и Точка на Юго-Западной(Нерезиновая). Людей явно не меньше чем было в Макдаке.
Рецептура даже простых гамбургеров и чизбургеров изменилась. Могу сказать, что вкус отличается, например говядина в бургерах стала другой, появился вкус мяса. Раньше говядина была безвкусной.  Раньше из фастфуда этим славился только Мясоруб. 

Dober

Ввоз в Россию санкционных товаров наладили через Дальний Восток

Ежемесячно объём ввозимых через параллельный импорт товаров растёт на 12%.


Основной объём параллельного импорта приходится на электронику, технику, товары для повседневного использования, одежду и парфюмерию. Речь идёт о товарах, которые из-за санкций запада не могут поставляться в Россию. Доставка в основном идёт через Дальний Восток и южную границу, но также есть поставки с западной границы, так как «она пока не закрыта наглухо».

- Объём растёт приблизительно на 12% в месяц. К сегодняшнему дню завезено 1,6 млн тонн разных товаров на $12,6 млрд,— сказал первый замглавы ФТС Руслан Давыдов.

 Со стороны Запада в основном везут лекарства, продовольствие, товары повседневного спроса.

 - Сейчас в день тут проходит порядка 600 грузовиков, раньше — 3000. По итогам года доля Европейского союза в общем внешнеторговом обороте России, думаю, ещё больше сократится и составит около 30%,— добавил господин Давыдов.

Весной правительство разрешило параллельный импорт товаров в страну по отдельным видам продукции. Ввоз таких товаров можно осуществлять без получения разрешения от правообладателя, производителя или дилера.

Источник: https://www.dvnovosti.ru/khab/2022/10/24/147439/

Dober

На бывшем заводе Otis в Петербурге началось производство лифтов повышенной грузоподъёмности

Завод холдинга S8 Capital в Санкт-Петербурге, ранее выкупленный у ушедшего с российского рынка американского производителя подъёмного оборудования Otis, начал серийное производство лифтов повышенной грузоподъёмности. По оценкам Министерства промышленности и торговли РФ, предприятие сможет закрыть более половины рыночного спроса внутри страны на такую технику.

Новые лифты имеют грузоподъёмность от 1,2 тыс. до 2 тыс. кг и по показателям точности остановки, уровня шума и вибрации превосходят текущие стандарты производства, сообщила пресс-служба Минпромторга.

«Новый лифт соответствует международным стандартам, при этом уровень его локализации на текущий момент уже превышает 70%. Кроме того, новая линейка оборудования сможет обеспечить не менее половины потребностей рынка в лифтах большой грузоподъёмности, которая образовалась после ухода иностранных производителей»,— рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов.

Напомним, самый крупный мировой производитель лифтов Otis Elevator Company объявил об уходе с российского рынка после начала специальной военной операции на Украине и начал избавляться от местных активов. Покупателем на них выступил холдинг S8 Capital Армена Саркисяна. Otis в России кроме завода в Петербурге, который ежегодно выпускает до 7 тыс. единиц оборудования, принадлежала собственная сервисная сеть. По итогам августа петербургская площадка при новом руководстве нарастила производство на 100 единиц оборудования в месяц.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5632602

Dober

"Газпром" начал подачу газа с Ковыкты в "Силу Сибири" для пуско-наладки под нагрузкой

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - "Газпром" начал подачу газа с Ковыктинского месторождения в магистральный газопровод "Ковыкта - Чаянда" (часть газопроводной системы "Сила Сибири") для проведения пусконаладочных работ под нагрузкой, сообщила компания.

"В декабре этого года, после завершения пусконаладочных работ, Ковыктинское месторождение и новые газотранспортные мощности будут введены в эксплуатацию. Будет создан мощнейший комплекс по добыче и транспортировке газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Он обеспечит импульс для более эффективного экономического развития Востока нашей страны и наращивания поставок зарубежным потребителям – в Китай", - приводит компания комментарий председателя правления Алексея Миллера.

"Сегодня, в соответствии с планом, началась подача газа Ковыктинского месторождения для проведения пусконаладочных работ под нагрузкой на установке комплексной подготовки газа №2 (УКПГ-2) месторождения и участке "Ковыкта - Чаянда" магистрального газопровода "Сила Сибири", - пишет "Газпром".

"Сила Сибири" – это беспрецедентный инфраструктурный проект в России XXI века. На сегодняшний день общая протяжённость "Силы Сибири" увеличилась до 3000 километров", - отметил Миллер.

УКПГ-2 – один из ключевых первоочередных объектов обустройства Ковыктинского месторождения. Установка предназначена для очистки и осушки добываемого газа, после чего подготовленный до требуемых параметров газ направляется в магистральный газопровод.

Извлекаемые запасы газа Ковыктинского месторождения, по проекту, составляют 1,8 трлн куб. м, газового конденсата – 65,7 млн тонн. Планируемая проектная мощность – 27 млрд куб. м газа в год. С его запуском существенно расширяется ресурсная база на востоке страны для поставок газа российским потребителям и на экспорт, отмечают в "Газпроме".

Поставки российского газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири" начались в 2019 году с расположенного в Якутии Чаяндинского месторождения. В ближайшие месяцы к поставкам по магистрали подключится Ковыктинское месторождение в Иркутской области.

Первые пять лет отводятся на наращивание объёмов до 38 млрд куб. м в год. В 2021 году "Газпром" поставил в КНР по этой магистрали 10,39 млрд куб. м, на 390 млн кубометров превысив контрактные значения. В 2022 году поставки запланированы на уровне 15 млрд кубических метров, в 2023 году – 22 млрд куб. м.

https://www.interfax.ru/business/869391

Slava16

Около нуля: В ПФО наблюдается стабилизация потребительской активности
Алексей Малышев
В сентябре цены в ПФО стабилизировались после четырех месяцев незначительного, но последовательного снижения. Месячный рост индекса потребительских цен зафиксирован на уровне +0,07 процента.

Услуги догоняют и разгоняют
В аналитической записке Банка России отмечается, что на темпы инфляции влияют рост предложения продуктов питания и сдержанная потребительская активность на рынках непродовольственных товаров. В результате по сравнению с сентябрем прошлого года цены выросли на 14,07 процента, тогда как в августе потребительская инфляция в ПФО составляла 14,78 процента.

Снижение годовой инфляции не в полной мере отражает текущие быстро разворачивающиеся процессы. Поэтому все большее значение приобретают оперативные данные. Согласно им, с мая по август в регионах Приволжья фиксировалась небольшая дефляция. За этот период уровень потребительских цен в ПФО снизился на 1,5 процента.

В сентябре дефляционные процессы, которые часто связаны с отсутствием платежеспособного спроса, приостановились. Главным фактором стал рост цен на услуги, в состав которых входит и стоимость проезда в общественном транспорте, и посещение парикмахерской, и центральное отопление.


В ЦБ РФ объясняют повышенный уровень инфляции в этой сфере ростом издержек поставщиков. Например, в сентябре 2022 года в некоторых регионах ПФО повысилась стоимость проезда в городских автобусах. Перевозчики обосновывали свои запросы об увеличении тарифа ростом расходов на запчасти и техобслуживание автопарка.

На практике мы видим процесс, когда сервисные компании с запозданием реагируют на весенний инфляционный шок. Многие цены на услуги регулируются государством путем установления тарифов, а мы имеем дело с осознанной политикой на сглаживание роста цен.

Потолок товарного спроса
Анализ показывает, что на рынках ПФО сохраняется тренд на снижение стоимости товаров. Если для потребителей он практически незаметен (-0,12 процента), то промышленный сектор сталкивается с серьезным ценовым давлением. Только с мая по август индекс цен производителей промышленной продукции в среднем в регионах Приволжья снизился на 17,5 процента и практически отыграл весь рост начала года, когда стоимость отгруженной предприятиями округа промпродукции выросла более чем на 21 процент.

Снижение цен на товары Центробанк объясняет сдержанным потребительским спросом, который вызван повышенной склонностью населения к сбережению. Впрочем, ситуация может иметь и несколько иные причины. Так, по данным за август в большинстве регионов ПФО рост заработных плат не успел нагнать цены после весеннего инфляционного шока.

Наиболее сильное отставание доходов жителей фиксируется в Ульяновской области (11,1 процента), Пермском крае (7,5), Мордовии (6,5). Наиболее благополучными выглядят три региона, где зарплата обогнала годовую инфляцию. В Башкортостане - на 8,6 процента, в Удмуртии - на 3,4 и в Оренбуржье - на 3,9. А значит, там есть возможности для роста потребительского сектора экономики.

Кредитное плечо реального сектора
Сентябрьская ценовая динамика в регионах ПФО в целом соответствовала общему тренду. Разброс не более одного процентного пункта. Так, в Саратовской области уровень цен повысился на 0,5 процента, в Кировской области - на 0,4 при снижении в Пермском крае и Марий Эл на 0,2 процента. В остальных регионах - "около нуля".

Только за лето через кредиты частным лицам банки влили в экономику ПФО более 85 млрд рублей. Восстановление кредитования бизнеса началось только в третьем квартале. За июль-август банки дополнительно профинансировали предприятия реального сектора округа на 157,5 млрд рублей.

Кстати, эксперты кредитного рынка фиксируют заметный рост потребительского кредитования и в сентябре. В частности, по данным одного из крупнейших бюро кредитных историй, наблюдается заметный рост сумм потребительских кредитов.

- Средний чек потребкредита не только восстановился до уровней прошлого и начала нынешнего года, но и превысил их, - констатирует топ-менеджер этого финансового института Алексей Волков. - Это произошло на фоне существенного роста выдачи в последние месяцы, что объясняется прежде всего снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим уменьшением стоимости заемных средств.

Например, в Нижегородской области средний размер потребкредита в сентябре составил немногим менее 246 тыс. рублей, что почти на 9 тыс. рублей больше, чем в августе. Но самый заметный прирост в Башкортостане - на 17 тыс. рублей.

Эти данные показывают, что активное кредитование населения и бизнеса на фоне стабильных цен позволяет рассматривать вопрос о стимулировании экономического роста регионов Приволжья через механизмы кредитно-денежной и бюджетной политики.
https://rg.ru/2022/10/25/reg-pfo/okolo-nulia-v-pfo-nabliudaetsia-stabilizaciia-potrebitelskoj-aktivnosti.html

Slava16

К каким переменам приведет изменение статуса Азовского моря
Николай Грищенко
Азовское море стало для страны внутренним. К каким переменам в его акватории приведет изменение статуса?

В ходе специальной военной операции Азовское море фактически оказалось под полным суверенитетом нашей страны. Украина и Россия долгое время не могли урегулировать правовые вопросы, связанные с разделом его акватории. Теперь этого препятствия нет. Как изменение статуса Азовского моря отразится на его экологическом состоянии и биоресурсах, на развитии торгового судоходства и курортной сферы.

Конец "козацкому" пиратству

Эксперты утверждают, что экология Азовского моря улучшится, а туристическая отрасль получит дополнительные возможности для организации детского и взрослого отдыха и создания новых курортов. Сотрудничество без ограничений с освобожденными территориями оживит транспортную отрасль регионов и торговое судоходство, изменит перспективы рыболовства.

После Крымской весны 2014 года судоходство и добыча биологических ресурсов в Азовском море стали небезопасны. Погранслужба Украины задерживала суда, посетившие Крым, как нарушителей границы. К примеру, в 2016 году было захвачено танзанийское судно Sky Moon. Украинский суд признал экипаж, состоявший из граждан Сирии и Ливии, виновным в вывозе из Крыма трех тысяч тонн технической соды. А 25 марта 2018 года украинские пограничники действовали уже в духе запорожских казаков XVII столетия и в открытом море взяли на абордаж рыбацкое судно "Норд". Траулер с экипажем арестовали и направили в порт Бердянска. Для освобождения крымских рыбаков потребовались усилия дипломатического ведомства России.

Эти рейды привели к тому, что грузооборот в портах на Азовском море стал снижаться. К примеру, в 2021 году порт Бердянска сократил перевалку грузов на 24,6 процента, до 1,621 миллиона тонн. В Мариупольском морском порту грузооборот упал на 2,9 процента, до 6,306 миллиона тонн. Хотя в советские годы здесь принимали и отправляли до 17 миллионов тонн грузов.

С переходом Бердянска и Мариуполя под юрисдикцию России эксперты ожидают увеличения грузооборота. Особые надежды возлагают на Мариупольский порт, который имеет развитую инфраструктуру. Здесь могут бросить якорь суда длиной до 240 метров и осадкой 7,7 метра. Тяжеловесные, негабаритные грузы переносятся с помощью плавкранов грузоподъемностью 100 и 150 тонн.

- На причалах скопилось много груза, в основном это металл с завода имени Ильича и "Азовстали". Мы готовы отправлять и зерно, имеется терминал на 130 тысяч тонн, уголь и щебень. Принимать будем насыпные грузы, необходимые металлургической и строительной промышленности. Наличие ледокола и буксиров позволяет обеспечить круглогодичную навигацию. В этом году примем и отправим миллион тонн грузов, - сказал "РГ" директор мариупольского порта Павел Швацкий.

Несмотря на санкции, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна России не снизился. С января по август он составил 169,9 миллиона тонн. Больше всех прибавил Новороссийск, где грузооборот вырос на 4,4 процента, до 97,9 миллиона тонн, в Тамани прирост оказался 22,6 процента, или 28,4 миллиона тонн, в Туапсе - 13,6 миллиона тонн, в Ростове-на-Дону - девять миллионов тонн, в порту Кавказ - 9,2 миллиона тонн.

О чем волнуется море
Небольшая глубина, обилие солнечных дней, мощные кормовые выносы Дона и Кубани, малая соленость сделали Азовское море рыбным раем. В середине прошлого века по зарыбленности оно в шесть раз превосходило Каспий, в 40 раз - Черное море и в 160 раз - Средиземное. При советской власти рыбу стали добывать промышленным способом: в 1936 году выловили 275 500 тонн, а в начале 1960-х годов - уже до 760 000 тонн. Однако рекордные уловы остались в прошлом.

На биологические запасы Азовского моря повлияли промышленные сбросы металлургического комбината имени Ильича и заводов "Азовсталь", "Азовмаш", "Маркохим". Свою лепту внесли и гидрологи Дона и Кубани, построив плотины, ограничившие приток свежей воды в Азовское море. В результате с 2001 по 2020 год российский улов колебался от 6,3 до 43,4 тысячи тонн рыбы в год. Однако самый мощный вред экологии нанесло политическое разделение акватории.

- Трудно представить, как можно регулировать биоресурсы моря, если у него несколько хозяев. Все усилия России в последнее десятилетие, предпринятые для восстановления популяции осетровых и иных пород, сводились на нет масштабным браконьерством Украины. Теперь появится возможность разводить белугу, стерлядь, осетра, сельдь, судака и другую рыбу в естественных условиях и пресекать деятельность браконьеров, - считает заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяна Подольская.

Браконьерский промысел со стороны Украины привел к видовому изменению биоресурсов.

- В Азовском море несколько лет работали три крупнотоннажных украинских судна тралами с горизонтальным раскрытием до 100 метров и вертикальным - 10 метров. И это в водоеме, где максимальная глубина редко превышает указанное вертикальное раскрытие трала. В общем, выгребали все подчистую, - отмечает доктор биологических наук, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН Павел Балыкин.

Теперь экологию и рыбные запасы Азовского моря защитят российские пограничники и ученые. Эксперты прогнозируют развитие таких отраслей, как выращивание деликатесных видов - осетров, форели, лососей, а также устриц и мидий. Перспективным направлением станет производство кормов для аквакультуры на основе отходов рыбопереработки, а также морских водорослей и другой белковой продукции.

Акцент на курорт

Многие эксперты полагают, что Азовское море получит большие перспективы, в первую очередь, с точки зрения туризма.
- Климат на побережье Азовского моря мягкий по сравнению с Черноморским. Вода в нем менее жесткая и соленая, а донная грязь обладает лечебными свойствами. Богатая история Меотиды, как его называли древние греки, также формирует значительный потенциал для историко-культурного туризма. А природа может подарить незабываемые впечатления. Вот лишь одно из них: прибрежные воды по ночам светятся благодаря обитающим в них морским водорослям. И подобных привлекательных явлений и мест множество. В условиях ограничений на выезд за границу и дороговизны отдыха на зарубежных курортах рекреационная зона Азовского моря после надлежащего обновления будет востребована, - уверена Татьяна Подольская.

Для наращивания туристического потенциала в Таганроге началось строительство плавучего причала для пассажирских круизных судов. Первые теплоходы с туристами планируется принять уже в апреле 2023 года.

- Задача - восстановить водное сообщение между портами в акватории Азовского моря, которое всегда здесь было, - сказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Прямая речь
Сергей Назаров, заместитель главы Минэкономразвития РФ:

- Принятые в состав России новые регионы серьезно недофинансированы и требуют значительных инвестиций. Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области имеют диверсифицированную экономику, в том числе в тяжелой промышленности, сельском хозяйстве, транспортной инфраструктуре и энергетике. Их валовый региональный продукт в течение пяти лет достигнет порядка трех триллионов рублей. Принятие новых регионов в состав России позволит обеспечить прирост в металлургии на 20 процентов, добыче угля - на шесть процентов, урожае зерна - свыше 10 процентов. Кроме того, здесь планируется создать свободную экономическую зону с преференциальным режимом по аналогии с Крымом и Севастополем.
https://rg.ru/2022/10/25/reg-ufo/k-kakim-peremenam-privedet-izmenenie-statusa-azovskogo-moria.html

sergey63

Цитата: Slava16 от 25 октября 2022, 15:10Около нуля: В ПФО наблюдается стабилизация потребительской активности
Алексей Малышев
В сентябре цены в ПФО стабилизировались после четырех месяцев незначительного, но последовательного снижения. Месячный рост индекса потребительских цен зафиксирован на уровне +0,07 процента.

Услуги догоняют и разгоняют
В аналитической записке Банка России отмечается, что на темпы инфляции влияют рост предложения продуктов питания и сдержанная потребительская активность на рынках непродовольственных товаров. В результате по сравнению с сентябрем прошлого года цены выросли на 14,07 процента, тогда как в августе потребительская инфляция в ПФО составляла 14,78 процента.

Снижение годовой инфляции не в полной мере отражает текущие быстро разворачивающиеся процессы. Поэтому все большее значение приобретают оперативные данные. Согласно им, с мая по август в регионах Приволжья фиксировалась небольшая дефляция. За этот период уровень потребительских цен в ПФО снизился на 1,5 процента.

В сентябре дефляционные процессы, которые часто связаны с отсутствием платежеспособного спроса, приостановились. Главным фактором стал рост цен на услуги, в состав которых входит и стоимость проезда в общественном транспорте, и посещение парикмахерской, и центральное отопление.


В ЦБ РФ объясняют повышенный уровень инфляции в этой сфере ростом издержек поставщиков. Например, в сентябре 2022 года в некоторых регионах ПФО повысилась стоимость проезда в городских автобусах. Перевозчики обосновывали свои запросы об увеличении тарифа ростом расходов на запчасти и техобслуживание автопарка.

На практике мы видим процесс, когда сервисные компании с запозданием реагируют на весенний инфляционный шок. Многие цены на услуги регулируются государством путем установления тарифов, а мы имеем дело с осознанной политикой на сглаживание роста цен.

Потолок товарного спроса
Анализ показывает, что на рынках ПФО сохраняется тренд на снижение стоимости товаров. Если для потребителей он практически незаметен (-0,12 процента), то промышленный сектор сталкивается с серьезным ценовым давлением. Только с мая по август индекс цен производителей промышленной продукции в среднем в регионах Приволжья снизился на 17,5 процента и практически отыграл весь рост начала года, когда стоимость отгруженной предприятиями округа промпродукции выросла более чем на 21 процент.

Снижение цен на товары Центробанк объясняет сдержанным потребительским спросом, который вызван повышенной склонностью населения к сбережению. Впрочем, ситуация может иметь и несколько иные причины. Так, по данным за август в большинстве регионов ПФО рост заработных плат не успел нагнать цены после весеннего инфляционного шока.

Наиболее сильное отставание доходов жителей фиксируется в Ульяновской области (11,1 процента), Пермском крае (7,5), Мордовии (6,5). Наиболее благополучными выглядят три региона, где зарплата обогнала годовую инфляцию. В Башкортостане - на 8,6 процента, в Удмуртии - на 3,4 и в Оренбуржье - на 3,9. А значит, там есть возможности для роста потребительского сектора экономики.

Кредитное плечо реального сектора
Сентябрьская ценовая динамика в регионах ПФО в целом соответствовала общему тренду. Разброс не более одного процентного пункта. Так, в Саратовской области уровень цен повысился на 0,5 процента, в Кировской области - на 0,4 при снижении в Пермском крае и Марий Эл на 0,2 процента. В остальных регионах - "около нуля".

Только за лето через кредиты частным лицам банки влили в экономику ПФО более 85 млрд рублей. Восстановление кредитования бизнеса началось только в третьем квартале. За июль-август банки дополнительно профинансировали предприятия реального сектора округа на 157,5 млрд рублей.

Кстати, эксперты кредитного рынка фиксируют заметный рост потребительского кредитования и в сентябре. В частности, по данным одного из крупнейших бюро кредитных историй, наблюдается заметный рост сумм потребительских кредитов.

- Средний чек потребкредита не только восстановился до уровней прошлого и начала нынешнего года, но и превысил их, - констатирует топ-менеджер этого финансового института Алексей Волков. - Это произошло на фоне существенного роста выдачи в последние месяцы, что объясняется прежде всего снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим уменьшением стоимости заемных средств.

Например, в Нижегородской области средний размер потребкредита в сентябре составил немногим менее 246 тыс. рублей, что почти на 9 тыс. рублей больше, чем в августе. Но самый заметный прирост в Башкортостане - на 17 тыс. рублей.

Эти данные показывают, что активное кредитование населения и бизнеса на фоне стабильных цен позволяет рассматривать вопрос о стимулировании экономического роста регионов Приволжья через механизмы кредитно-денежной и бюджетной политики.
https://rg.ru/2022/10/25/reg-pfo/okolo-nulia-v-pfo-nabliudaetsia-stabilizaciia-potrebitelskoj-aktivnosti.html

Почему в Самаре такие дорогие торты, а в соседней Оренбургской так дешёво?

ALEXEJ

#192
Цитата: sergey63 от 25 октября 2022, 18:11Почему в Самаре такие дорогие торты, а в соседней Оренбургской так дешёво?
Параллельный экспорт тортов, возможно?
Но скорее всего это отклик рынка на уровень доходов, если денег маловато то инградиенты берут по скромнее, по меньше шоколада, орехов, всяких украшений. Так шансов продать поболее.

Dober

Начались продажи электромобилей российского бренда Evolute

"ООО "Моторинвест" объявляет о старте продаж российских электромобилей Evolute. Это первые электромобили, произведённые в России для российских потребителей. Модель линейки Evolute – седан i-PRO уже в наличии у официальных дилеров бренда", - говорится в сообщении.

Рекомендованная розничная цена на электрический седан Evolute i-PRO составляет 2,99 миллиона рублей. При этом на электрокар можно взять льготный автокредит: с учетом субсидии Минпромторга РФ стоимость новинки составит 2,065 миллиона рублей, ранее отмечали в "Моторинвесте". Дилерская сеть Evolute пока охватывает 6 российских регионов. Так, электромобили доступны в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Краснодаре, скоро в Ростове-на-Дону, Сочи и Симферополе.

Максимальная скорость i-PRO - 145 километров в час, запас хода - 433 километра. Электромобиль оснащён электродвигателем с постоянными магнитами пиковой мощностью 150 лошадиных сил. В электрическом седане предусмотрено два режима движения: Eco и Sport. Коробка переключения передач отсутствует.

Серийное производство электрических седанов i-PRO было запущено на заводе "Мотороинвест" в Липецкой области в конце сентября. По факту это первое специализированное производство электромобилей в России. До конца года на конвейер также встанут электрические кроссовер I-Joy и минивэн I-Van. Стоимость новинок варьируется от 2 до 2,6 миллиона рублей. Как отмечали эксперты, цена новых импортируемых в РФ электрокаров достигает 6 миллионов рублей, таким образом c появлением Evolute электромобили станут доступнее для россиян.





Источник: https://ria.ru/20221026/evolute-1826867942.html

Dober

В Самарской области открыли крупнейший в Поволжье логистический центр Ozon

Площадь хранения первой очереди логистического центра составляет 52 тысячи квадратных метров, к концу 2023 года за счёт ввода второй очереди она увеличится до 76 тысяч квадратных метров.

 Планируется, что общая площадь логистического хаба после запуска всех очередей составит 135 тысяч квадратных метров. Инвестиции Ozon в открытие обеих очередей центра в Чапаевске составили порядка 5 миллиардов рублей, ещё 5 миллиардов рублей – инвестиции застройщика.

Сейчас в центре трудится около 700 человек, до конца года планируется трудоустроить порядка 1 тысячи человек. После выхода объекта на полную мощность в нём будет создано 6 тысяч рабочих мест.



Источник: https://ria.ru/20221027/ozon-1827255141.html