Железнодорожная инфраструктура

Автор Zakk Wylde, 09 сентября 2022, 21:22

« назад - далее »

Zakk Wylde

Железнодорожный транспорт

С северо-запада на юг Кабардино - Балкарскую Республику пересекает главная железнодорожная магистраль Северного Кавказа – Ростов-Баку. 134 года назад через железнодорожную станцию «Прохладная» была проложена первая железная дорога в КБР.

К основной магистрали в районе станции «Котляревская» примыкает железнодорожная линия «Котляревская-Нальчик», обеспечивающая связь столицы республики с основной железнодорожной сетью страны.

Проект строительства железнодорожной линии «Котляревская-Нальчик» был рассмотрен и одобрен 12 июня 1912 года Министром путей сообщения России. Строительство начато в том же году, завершено в 1913 году, железная дорога была проложена до г. Нальчика.

На сегодня протяженность железной дороги общего пользования по территории КБР – 133,3 км, подъездных дорог − 70 км на которых расположено 9 станций, 10 платформ, 50 переездов.

Как и столетие назад, основной задачей железнодорожного транспорта остается обеспечение потребности экономики и населения в перевозках.

В благоустройстве и обеспечении безопасности инфраструктуры железной дороги, обеспечении перевозок на пригородном транспорте, улучшении технического состояния и повышении комфортности поезда Нальчик-Москва важную роль сыграли рабочие встречи в годах Президента КБР с руководством железные дороги» и его филиала – Северо-Кавказской железной дороги.


Маршруты и направления

на железнодорожном транспорте:

- дальнего следования

Нальчик-Москва протяженностью 1877 км;

- пригородного сообщения

Минеральные Воды – Нальчик – Минеральные Воды протяженностью 157 км,

Прохладная - Нальчик - Прохладная протяженностью 57 км

Совместно с железной дорогой Министерством транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР проработаны и решены вопросы, позволившие создать 300 новых рабочих мест, большинство из которых заняли жители республики. Был открыт Пункт технического обслуживания, сокращено на пять часов время прохождения по маршруту поезда «Нальчик-Москва-Нальчик», оснащенного новым комплектом мягкого оборудования в количестве 18 тыс. штук.

Вагоны, входящие в состав поезда «Нальчик-Москва-Нальчик», прошли деповской и капитальный ремонт, поэтапно перекрашиваются в соответствии с логотипом Российских железных дорог. Конструктивное взаимодействие с СКЖД позволило возобновить остановку для удобства пассажиров на станции Докшукино.

На 9 переездах установлены заграждения и светофорное оборудование, обеспечивающее безопасность.

Открытие ж/д переездов в г. Майском, селениях Кахун и Шитхала позволило снизить транспортные издержки.

С Северо-Кавказской железной дорогой заключен государственный контракт об организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики при котором сохранились умеренные тарифы на проезд в пригородном сообщении в 2010 году. За счёт компенсационных выплат отремонтировано 5 железно дорожных станций и платформ на территории КБР.



Zakk Wylde

#1
100-летние юбиляры КБР: Нарткала и ж/д станция Нальчик

В 2013 году отметили столетие железнодорожная станция "Нальчик" и город Нарткала.
100 лет это очень хороший повод для праздника)
ж/д карта КБР
Немного истории в связи с этим.

С северо-запада на юг территорию КБР пересекает главная железнодорожная магистраль Северного Кавказа – Ростов-Баку. Более 130 лет назад через ж/д станцию «Прохладная» была проложена первая железная дорога в КБР. К этой основной магистрали в районе станции «Котляревская» примыкает линия «Котляревская-Нальчик», обеспечивающая связь столицы республики с основной железнодорожной сетью страны.

Подписанию в 1912 г. указа «О строительстве железнодорожной ветки Котляревская-Нальчик» предшествовали ходатайства в Сенат начальника Нальчикского округа Султанбека Клишбиева и управляющего Владикавказской железной дорогой Э.Б.Войновский-Кригера (он, кстати, будущий министр путей сообщения в последнем кабмине Николая II), который надеялся, что железнодорожное сообщение поможет открыть в Нальчике «настоящий» курорт. Войновский-Кригер неоднократно бывал в Нальчике и даже имел в Долинске свою собственную дачу. «...назначение этой линии заключается главным образом в том, чтобы способствовать развитию Нальчика, который благодаря хорошему климату, богатой лесистой растительности, речному купанию и красивым окрестностям имеет все данные для обращения в климатический курорт и место для летней дачной жизни. В этих целях общество Владикавказской железной дороги не только сооружает железнодорожную линию, но ещё ассигнованы значительные средства для того, чтобы около самого Нальчика, именно в так называемом Атажукином саду, устроить небольшой курзал с парком, площадками для спорта, купальными бассейнами, тёплыми ваннами и прочее» (ЦГА КБР, ф. И-35, оп. 1, д.3, л. 126.).

Проект строительства железнодорожной линии «Котляревская-Нальчик» был рассмотрен и одобрен 12 июня 1912 года Министром путей сообщения России. Строительство завершено в 1913 году. В том же году состоялось открытие вокзала.

В фототеке архивной службы КБР хранится оригинал фотографии сделанной в день открытия железнодорожного вокзала в слободе Нальчик в мае 1913 года. Запечатлены инженеры и рабочие – строители дороги, их имена есть на обратной стороне фотографии.

Первое здание вокзала представляло собой двухэтажное кирпичное здание.


Во время Гражданской войны здание вокзала, как и другие объекты железной дороги, сильно пострадало. Его едва успели восстановить к Великой отечественной войне. В ходе второй мировой войны здание вокзала было разрушено до основания. После войны было принято решение о строительстве нового здания вокзала Нальчик, которое было закончено в 1948 году. В 1960 году вокзал принял первый поезд Москва-Нальчик. С течением времени здание вокзала обветшало, и в начале 90-х годов его реконструировали, после реконструкции здание вокзала получило свой современный вид.

Почему и Нарткале - 100 лет?

Железнодорожная станция Докшукино также относится к Северо-Кавкaзской железной дороге, стоит в 25 километрах от Нальчика, считается грузовой. При станции Дoкшукино был образован посёлок в 1913 г. потому как к станции стали селиться работники, приезжие казаки и отселяться местные жители из с.Кахун. А в 1955 году посёлок получил статус города. В 1967 году город был переименован и получил уже своё современное имя Нарткала - «крепость богатырей».

Zakk Wylde

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Кабардино-Балкарская республика — субъект Российской Федерации. Столица — г. Нальчик. Площадь — 12 500 км², численность населения 896,9 тыс. чел. (2005).

ЭЛЬБРУССКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината. Начальный пункт — шахта, расположенная в окрестностях города Тырныауз.

Город Тырныауз и его окрестности на топографической карте масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога на руднике «Молибден» в окрестностях города Тырныауз (снимок
 в правом верхнем углу). Источник — «Большая Советская Энциклопедия», том 11 (М., 1973).


 То же самое изображение (увеличенный вариант).


Наземные пути узкоколейной железной дороги были построены по меньшей мере на одной шахте (подземном руднике), расположенной к западу от города Тырныауз.

Возможно, узкоколейная железная дорога действует на территории нескольких шахт, имеется несколько невзаимосвязанных сетей узкоколейных железных дорог, каждая из которых имеет небольшую протяжённость.

Предполагаемая ширина колеи узкоколейной железной дороги — 900 мм. Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью электрифицирована.

По состоянию на 2006 год, скорее всего, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Баксанской нейтринной обсерватории. Начальный пункт — населённый пункт Нейтрино.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Баксанская нейтринная обсерватория была открыта в 1977 году. В комплексе сооружений обсерватории имеется тоннель протяжённостью около 4 километров. Тоннель строился Московским метростроем. При его строительстве использовалась узкоколейная железная дорога. Затем узкоколейная железная дорога была переведена в режим постоянной эксплуатации. Предполагаемая ширина колеи — 900 мм.

По информации от «Yar», для доставки в тоннель персонала обсерватории используется пассажирский поезд. Он состоит из двух аккумуляторных электровозов (находятся в голове и в хвосте состава), и трёх пассажирских вагонеток. Имеется небольшой наземный участок. Над порталом тоннеля можно видеть букву М — логотип Московского метростроя.

Цитата из материала «КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ» (http://www.extremegroup.ru/rus/information/regions/?id=159):

В 1977 году благодаря энергии и таланту великого итальянского учёного, академика, работавшего в Советском Союзе, — Бруно Понтекорво была запущена первая очередь Нейтринной обсерватории Объединённого института ядерных исследований. В толще горы Андырчи пробит туннель протяжённостью 4 км и установлены детекторы, измеряющие поток нейтрино, идущий от солнца (расположен уникальный нейтринный телескоп). Если удастся уловить этот поток и управлять им (100 млрд нейтрино за 1 сек. через 1 квадратный см) , то это — неисчерпаемый источник энергии. Вход в туннель обозначен буквой «М» слева от дороги, что напоминает о его строителях — метростроевцах.

В настоящее время Нейтринная обсерватория — уникальный научный центр, крупнейший в мире специализированный комплекс подземных лабораторий для экспериментальных исследований по ядерной физике и астрофизике. Таких обсерваторий всего три в мире: Европа (Альпы — Франция и Италия), США (Кордильеры) и у нас. На плато напротив туннеля построен посёлок, где живут учёные и обслуживающий персонал, который так и называется — Нейтрино.

По состоянию на 2006 год, скорее всего, узкоколейная железная дорога действует.

Zakk Wylde

Железнодорожные остановочные и раздельные пункты Кабардино-Балкарии

1957 км (остановочный пункт)
25 км (остановочный пункт, Северо-Кавказская железная дорога, Кабардино-Балкария)
28 км (остановочный пункт, Северо-Кавказская железная дорога, Кабардино-Балкария)
38 км (остановочный пункт, Северо-Кавказская железная дорога)
Арик (остановочный пункт)
Баксан (разъезд)
Докшукино (станция)
Кабардинка (остановочный пункт)
Котляревская (станция)
Муртазово (станция)
Нальчик
Нартан (остановочный пункт)
Приближний (разъезд)
Пришиб (остановочный пункт)
Прохладная (станция)
Солдатская (станция)
Урвань (остановочный пункт)
Урухский (остановочный пункт)
Шарданово (станция)

Zakk Wylde

Докшукино

Регион: Минераловодский регион
Дата открытия: 1915
Расположение: Кабардино-Балкария, Нарткала
Тип станции: промежуточная
Количество платформ: 2
Тип платформ(ы): 1 боковая 1 островная
Форма платформ(ы): прямые
Длина платформ(ы): 180 и 210
Переход к платформе(ам): в одном уровне








Zakk Wylde

Котляревская (станция)

Регион: Минераловодский регион
Дата открытия: 1875
Расположение: Кабардино-Балкария Майский
Тип станции: промежуточная
Количество платформ: 2
Тип платформ(ы): 1 боковая,1 островная
Форма платформ(ы): прямые
Длина платформ(ы): 340 и 290
Переход к платформе(ам) в одном уровне








Zakk Wylde

Муртазово (станция)

Регион: Минераловодский регион
Дата открытия: 1875
Расположение: Кабардино-Балкария,Терек
Тип станции: промежуточная
Количество платформ: 1
Тип платформ(ы): боковая
Форма платформ(ы): прямая
Длина платформ(ы): 330





Zakk Wylde

Пришиб (остановочный пункт)

Расположение: Кабардино-Балкария, Майский




Zakk Wylde

Прохладная (станция)

Регион: Минераловодский регион
Дата открытия: 1875
Расположение: Кабардино-Балкария, Прохладный
Тип станции: участковая
Количество платформ: 4
Тип платформ(ы): 1 боковая, 2 островные, 1 тупиковая
Форма платформ(ы): прямые
Длина платформ(ы): 740, 530, 250, 160
Переход к платформе(ам): в одном уровне

Пассажиропоток станции около 600 человек в пригородном сообщении и около 900 человек в дальнем сообщении в сутки.

Общая площадь застройки вокзального комплекса 9981,8 м².

В здании вокзала расположен операционный зал с производственными помещениями билетных касс, помещение дежурного по вокзалу, справочное бюро, камера хранения, кабинет начальника вокзала и пригородная касса.

В северном крыле вокзала находятся пять комнат длительного отдыха пассажиров.






Zakk Wylde

Солдатская (станция)

Регион: Минераловодский регион
Дата открытия: 1875
Расположение: Кабардино-Балкария, Прохладненский район
Количество платформ: 2
Тип платформ(ы): 1 боковая, 1 островная
Форма платформ(ы): прямые
Длина платформ(ы): 100 и 150
Переход к платформе(ам): в одном уровне




Zakk Wylde

Кабардино-Балкария стала лидером среди субъектов РФ по динамике транспортировки грузов по железной дороге

 РЖД представила список лидеров грузовых перевозок по сети среди российских регионов в 2022 году. В рейтинге субъектов, демонстрирующих динамичный рост объемов транспортировки грузов по железной дороге, лидером стала Кабардино-Балкарская Республика.

За счет роста в 2,5 раза перевозок строительных грузов Кабардино-Балкария стала самым быстро развивающим грузовые железнодорожные перевозки регионом в Российской Федерации.

В пятерку лидеров также вошли Бурятия, Республика Северная Осетия – Алания, Приморский край и Псковская область. В основном динамику регионам также придала транспортировка стройматериалов и сборных грузов.

Zakk Wylde

Туристический поезд «Жемчужина Кавказа» возвращается

 Туристический поезд «Жемчужина Кавказа» Федеральной пассажирской компании (АО «ФПК») возвращается в расписание со 2 мая. В новом сезоне специалисты холдинга «РЖД» доработали маршрут поезда, а также предложили пассажирам новые экскурсии, сделав их доступнее для покупки: теперь заказать их можно в дополнение к билету на официальном сайте.

Знаменитый туристический поезд курсирует с 2021 года. За это время преимущества путешествия на туристическом поезде оценили тысячи пассажиров. Он будет отправляться из Москвы по отдельным датам до конца сентября. В этом сезоне он позволит всем желающим посетить столицы республик Адыгея, Северная Осетия-Алания, Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия.

Круизное путешествие будет стартовать и завершаться в Москве через неделю. За это время туристы смогут увидеть все, чем известны республики Северного Кавказа: заснеженные вершины Эльбруса, горные реки и водопады, древние крепости и современную архитектуру городов, а также Каспийское море и Дербент. Отдельные впечатления подарит кавказская кухня – адыгейский сыр, ароматные осетинские пироги, сладчайший мед и многое другое, уточняется на сайте компании.

Путешественники будут знакомиться с колоритным Северным Кавказом в дневное время, а вечером – возвращаться в комфортабельные вагоны, чтобы продолжить путешествие к следующему пункту маршрута и полноценно отдохнуть после насыщенного дня. В составе поезда - вагоны класса «Люкс» и купе, в которых есть кондиционеры, душевые кабины, индивидуальные сейфы и розетки, а также современные санитарные комнаты. Также в составе поезда предусмотрены вагон-ресторан и вагон-бар, в которых можно заказать горячее питание.

Туристическую программу, в которую входят экскурсии, услуги гида, питание и трансфер пассажиры теперь могут забронировать самостоятельно на сайте «РЖД» в дополнение к билету. Для этого необходимо оформить проездной документ, после чего на сайте откроется возможность заказа дополнительных услуг к билету, в числе которых будет и туристическое обслуживание. Также экскурсионное обслуживание можно оплатить в железнодорожной кассе. Отдельные экскурсии, как это было и раньше, пассажиры смогут оформить в пути следования у проводника. Республику Ингушетия туристы смогут посетить самостоятельно, отправившись из Владикавказа в Назрань и Магас.

Оформить проездные документы, а также узнать подробную информацию о туристическом поезде «Жемчужина Кавказа» можно на сайте rzd.ru в разделе «Путешествуй с РЖД».