Аэропорт Нальчик

Автор Zakk Wylde, 09 сентября 2022, 17:32

« назад - далее »

Zakk Wylde

Общие сведения
Аэропорт
Код ICAO — URMN
Код IATA — NAL
Часовой пояс: UTC+3, MSK+0

Технические характеристики аэровокзального комплекса (международные)

Удельная площадь зон обслуживания воздушных перевозок пассажиров (аэровокзальный комплекс МВЛ)
Наименование зоны обслуживанияХарактеристики или удельная площадь, (м2/пасс.)Фактическая площадь, м2
1Зоны общего пользования пассажиров и провожающих лиц до начала регистрации1,7215
2Зона регистрации1,812,6
3Зона ожидания вылета, исключая предприятия общественного питания и розничной торговли1,8115,3
4Зона выдачи багажа1,7103,6
5Зона встречающихотсутствует
6Зона прилёта до пограничного контроля1,8115,3
Используется реверсивная схема обслуживания пассажиров МВЛ (прилёт-вылет).
Перечень основных показателей для определения пропускной способности технологических процессов (аэровокзальный комплекс МВЛ)
Наименование процесса (этапа)/канала обслуживанияПропускная способность в пасс./мин, пасс./часУдельная площадь в зоне обслуживания, м2/пасс.Максимальное время ожидания в зоне обслуживания, мин.
Регистрация0.83 пасс./мин
50 пасс./час
на одну стойку регистрации
1,810,0
Стоек регистрации — 3
Площади зон обслуживания воздушных перевозок пассажиров в аэровокзале МВЛ
Наименование зоны или канала обслуживания воздушных перевозок пассажиров в аэровокзалеИсходные данные для расчетаФактическая площадь, м2
1Зона регистрации пассажиров и багажа1,8 м2/пасс.
Приемлемое время ожидания в очереди: 10 мин.
12,6
2Зона выдачи багажа1,7 м2/пасс
Приемлемое время ожидания получения багажа: 15 мин
103,6
3Зона ожидания вылета после регистрации1,8 м2/пасс.
Среднее время нахождения пассажиров в зоне ожидания 60 мин
115,3
4Зона ожидания аэровокзала, общего пользования1,7 м2/пасс. (прилет + вылет). Среднее время нахождения пассажиров в зоне 20 мин.215
Технические характеристики аэровокзального комплекса (внутренние)
Удельная площадь зон обслуживания воздушных перевозок пассажиров (аэровокзальный комплекс ВВЛ)
Наименование зоны обслуживанияХарактеристики или удельная площадь (м2/пасс.)Фактическая, м2
1Зоны общего пользования пассажиров и провожающих лиц, регистрации1,7119
2Зона досмотра1,825,2
3Зоны общего пользования пассажиров и провожающих лиц, регистрации1,898
4Зоны выдачи багажа1,7113,4
5Зона встречающих
6Зона посадки/высадки пассажиров перед зданием аэровокзала60 м (Зона вылета/прилета пассажиров со стороны перрона)
7Зона остановки общественного транспорта, такси 4500
(Зона безопасности до парковки)
8Зона парковок2579
(56 парковочных мест на привокзальной площади)
Перечень основных показателей для определения пропускной способности технологических процессов (аэровокзальный комплекс ВВЛ)
Наименование процесса (этапа)/канала обслуживанияПропускная способность в пасс./мин, пасс./часУдельная площадь в зоне обслуживания, м2/пасс.Максимальное время ожидания в зоне обслуживания, мин.
Регистрация0,83 пасс./мин
50 пасс./час
на одну стойку регистрации
1,8
Зона ожидания у каждой пассажирской стойки, с учетом зоны обслуживания, составляющей около
4 м2, должна быть не менее 25,2 м2
8
Стоек регистрации — 3
Площади зон обслуживания воздушных перевозок пассажиров в аэровокзале ВВЛ
Наименование зоны или канала обслуживания воздушных перевозок пассажиров в аэровокзалеИсходные данные для расчетаФактическая площадь, м2
1Зона регистрации пассажиров и багажа1,8 м2/пасс. Приемлемое время ожидания в очереди: 10 мин.25.2
2Зал выдачи багажа1,7 м2/пасс Приемлемое время ожидания получения багажа: 12 мин113,4
3Зона ожидания вылета после регистрации1,8 м2/пасс. Среднее время нахождения пассажиров в зоне для внутренних рейсов 20 мин98
4Зона ожидания аэровокзала, общего пользования 1,7 м2/пасс. (прилет + вылет) и сопровождающих лиц (45% от числа пассажиров на прилет и вылет). Среднее время нахождения пассажиров и ожидающих в зоне 20 мин.
Фото:














































































Zakk Wylde

#1
Аэропорт Нальчик: официальный сайт, расписание рейсов

Международный аэропорт Нальчик имеет федеральное значение. Он расположен в столице Кабардино-Балкарии, на окраине Нальчика, расстояние до центра города оценивается в 3—5 километров. Это аэродром совместного базирования, функциональная принадлежность: как для гражданской авиации, так и для авиации МВД РФ. Адрес расположения аэровокзала: Нальчик, ул. Кабардинская, 195. Код для внутренних линий – NAL. Для международных направлений – URMN.
Аэропорт Нальчик онлайн-табло
Содержание
  • История развития аэропорта Нальчик
    • Послевоенный период развития аэропорта
    • Постсоветский период развития аэропорта
  • Аэропорт Нальчик в настоящее время
    • Сведения об аэропорте и описание терминала
    • Вип обслуживание в аэропорту Нальчик
    • Услуги, предоставляемые в аэропорту Нальчик
    • Гостиница на территории аэропорта Нальчик
  • Как добраться до аэропорта Нальчик

История развития аэропорта Нальчик

Аэродром города Нальчика был построен в 1945 году. Для строительства было отведено почти 140 гектаров земли. Первой постройкой был небольшой ангар на территории всего аэродрома. В этом ангаре хранились три модели самолета ПО-2. На тот момент в штате аэропорта числилось всего 12 человек: несколько пилотов, четыре авиатехника, связисты, несколько сторожей.

Командовал аэродромом заслуженный герой СССР – Мартынов. На тот момент главной задачей аэродрома стало распределение почты в близлежащие районы. К 1949 году авиационная база пополнилась еще парой моделей ПО 2. В этом году на аэродроме появилось электричество, и со всеми самолетами была радиофицирована связь.

Первые пассажирские линии были открыты по направлению «Ростов – Минеральные Воды», затем было добавлено еще одно: «Грозный – Нальчик». К 1950 году на территории воздушно-транспортного узла был организован склад гуманитарной помощи пострадавшим в результате Великой Отечественной войны.

Послевоенный период развития аэропорта
В начале 1961 года технический ангар пополнился новыми моделями самолетов:
  • Як -12;
  • Ми – 4.
Аэропорт Нальчик онлайн-табло
Elbrus Avia Yak 42

В 1963 году по приказу Министерства авиации управление воздушно-транспортным узлом Нальчик передается ОАО «Пятигорский». Позднее, аэроузел будет выделен как отдельный аэропорт, но юридически так и останется частью воздушного узла «Пятигорский». В период с 1961—1964 год открываются пассажирские рейсы в города:
  • Москву;
  • Ростов-на-Дону;
  • Волгоград.

Обслуживание происходит на марках машин: Ил -14, Ан -2 и Л-200. К 1967 году парк самолетов аэропорта состоит из самолетов:
  • двенадцать моделей МИ-4;
  • шестнадцать марок МИ -1;
  • шесть Ан-2.

На данных самолетах осуществлялись полеты в Волгоградскую область, на территорию Грузии и Армении, Северный Кавказ. К 1969 году строится ангар для технического и ремонтного обслуживания машин. В 1972 году аэропорт становится самостоятельным предприятием – ОАЭ «Нальчикский». К 1979 году в географию полетов были включены:
  • Тюмень;
  • Саратов;
  • Астрахань.
ЦитироватьК 1983 году аэродром занимал второе место по развитию среди других авиационно- узловых станций региона.
Аэропорт Нальчик онлайн-табло
Постсоветский период развития аэропорта

К 1990 году завершается строительство центрального здания аэропорта. К 1991 году в ангарах самолетов насчитывается около 61 единицы техники, из которой около 80% задействовано в регулярных полетах. Самые популярные направления того времени:
  • Одесса;
  • Львов;
  • Москва;
  • Воронеж;
  • Тбилиси;
  • Краснодар;
  • Элиста;
  • Харьков;
  • Кустанай;
  • Донецк.

Из-за шокового состояния экономики в 1992 году численность пассажирооборота резко снижается, производственные показатели аэропорта падают. К 1993 году производится реконструкция терминалов международных линий аэровокзала. В 1997 году вертолеты аэропорта участвовали в тушении пожаров на территории Турции. С 1997 года Нальчикский ОАО именуется ФГУП «Эльбрус Авиа».

Аэропорт Нальчик в настоящее время

На данный момент аэропорт имеет в своем составе около 33 единицы техники. Численность работников, задействованных в полетах, оценивается в 56 человек. С 2013 оператором аэропорта становится компания «Аэрокомплекс». В этом же году компания выдает сертификат о том, что воздушно-транспортный узел полностью соответствует требованиям для пригодности полетов по международным линиям. На данный момент аэродром Нальчик работает со следующими моделями самолетов:
  • ЯК-40;
  • ИЛ -18;
  • АН-24;
  • АН-12;
  • ТУ-134;
  • Аэробус А 320;
  • Боинг SSJ-100.

С полным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте аэропорта Нальчик: http://nalchik-airport.ru/ob-ayeroporte/istoriya-ayeroporta/.
Аэропорт Нальчик онлайн-таблоМеждународный аэропорт Нальчик с высоты птичьего полёта

Сведения об аэропорте и описание терминала

По последним данным, пропускная способность аэропорта составляет около 200 пассажиров за час на рейсах внутри страны и 60 человек в час по международным направлениям. Грузовая пропускная способность оценивается в 30 тонн за сутки. Уровень пассажирооборота достиг отметки 200.000 за последний год. Из них 173.980 – по рейсам внутри страны и 26.150 – по международным линиям.

На территории имеется vip-зал, для обслуживания особых гостей столицы. Помимо этого, на территории аэропорта имеется спасательная база, которая осуществляет в круглосуточном режиме дежурство. На территории имеется один терминал. Его строительство было закончено в конце 2017 года. Общая стоимость реконструкции обошлась в 925 миллионов рублей. Площадь объекта составила 10,5 тысяч квадратных метров. Новое здание терминала способно принимать до 500.000 человек в год.

Вип обслуживание в аэропорту Нальчик

Вип зал имеет отдельный вход, с возможностью подъезда на автомобиле. Зал ожидания отлично подойдет для тех, кто ценит комфорт и качество. Каждого гостя отдельно встречают специально обученный персонал, который готов позаботиться о том, чтобы пара часов ожидания прошли с максимальным комфортом и уютом для каждого.

Об изменении в расписании рейсов вас предупреждает менеджер зала. В стоимость включена услуга встречи и посадки прямо до трапа самолета. Отдельная стойка регистрации и помощь при оформлении всех предполетных документов гарантирована. Время, которое займет процедура, не более 10—15 минут. Список услуг, которые готовы предоставить каждому гостю:

  • холодные и горячие напитки, свежая выпечка;
  • печатные газеты и журналы;
  • интернет и ТВ;
  • отдельная стойка регистрации;
  • прохождение таможенного контроля;
  • сдача багажа;
  • трансфер от/до самолета.
ЦитироватьСтоимость услуги оценивается в 2500 рублей с каждого пассажира. Дети до двух лет – бесплатно. Для ребенка 2—12 лет цена – 500 рублей.
Расписание рейсов
VIP-зал

Услуги, предоставляемые в аэропорту Нальчик

Аэропорт Нальчика предоставляет услуги различного вида для всех категорий граждан. Для пассажиров с ограниченными возможностями предоставляются услуги по следующим видам работ:

  • встреча человека с ОВЗ у входа в здание терминала или транспорта;
  • на время перемещения по территории воздушно-транспортного узла предоставляется инвалидное кресло;
  • назначается специально обученный человек, который помогает пройти все предполетные процедуры;
  • человек с установленной инвалидностью доставляется на борт воздушного судна на транспорте или на оборудованном пандусом автобусе.

Все услуги для пассажиров с ограниченными возможностями предоставляются бесплатно. Для того чтобы уведомить сотрудников аэропорта о необходимости получения данной услуги позвоните по телефону справочной аэропорта Нальчика: +7 (8662) 96-72-00.
Телефон справочной аэропорта Нальчик
Для семей, которые путешествуют с детьми, есть возможность воспользоваться комнатой матери и ребенка. Она предназначается для матерей и детей до 7 лет. Обратите внимание, если очередь на пользование комнатой большая, то приоритет отдается родителям с грудными детьми.

Пользование комнатой можно осуществлять после осмотра дежурного медицинского работника. Если есть видимые проблемы со здоровьем, то сотрудник приглашает медика из мед. пункта для оказания необходимой помощи и оценки готовности ребенка к полету.

Документы, необходимые для посещения комнаты: паспорт родителя, свидетельство о рождении. Услуги для женщин, беременных во второй половине срока, с детьми до семи лет – бесплатно. Дежурный комнаты предоставляет всю необходимую информацию о рейсе: начало регистрации, время посадки, изменения о времени вылета.

Для оказания первой неотложной помощи и устранения легких проблем со здоровьем на территории аэровокзала имеется медицинский кабинет. Пункт открыт круглосуточно. Перечень услуг, которые готовы предоставить медицинские сотрудники:

  • первая неотложная помощь;
  • консультирование пассажиров по вопросам медицинских отклонений при перелете;
  • плановый осмотр детей в комнате матери и ребенка;
  • оказание медицинской помощи инвалидам и людям с ограниченными возможностями.

В терминале имеются банкоматы, билетные кассы. На всей территории работает зона вай фая. На официальном сайте аэропорта Нальчик (онлайн-табло вылета и прилета) можно отслеживать всю интересующую информацию о рейсе.

Гостиница на территории аэропорта Нальчик

К сожалению, информации о наличии гостиницы на территории аэропорта Нальчик на сайте не имеется. Однако благодаря тому, что аэроузел расположен в черте города, есть большинство гостиниц, до которых можно с легкостью добраться в любое время суток.

  • Гостиница «Корона» готова принять гостей в любое время суток. Она расположена в двух километрах от авиационно-узловой станции. Стоимость номера начинается от 2000 рублей. В номере есть минимальный набор мебели, вай фай. В стоимость включен завтрак/
  • Мини-отель «Гостиный дом» готов предоставить свои апартаменты. Отель расположен в 2,5 километрах от аэропорта. Стоимость дома – 8000 рублей. В гостином доме имеется все необходимое для комфортного проживания: укомплектованная спальня, кухня. Есть вся бытовая техника, спутниковое ТВ и Интернет.
  • Отель «Альфа» предоставляет номера от 1200 рублей за сутки. Отель расположен в 3 километрах от воздушно-транспортного узла. В номере есть телевизор, необходимая мебель, гладильные принадлежности, ванная комната. Доступен вай – фай.

Как добраться до аэропорта Нальчик

До аэропорта Нальчик можно добраться разнообразными способами. Благодаря тому, что аэровокзал находится в черте города, у гостей столицы Кабардино-Балкарии, не должно возникнуть никаких трудностей с передвижением.

  • Самый простой и дешевый способ добраться из центра города до аэропорта — сесть на автобус или маршрутное такси № 17. Время в пути займет не более 20—30 минут, без учета пробок. Транспортная остановка располагается прямо с входом в здание аэропорта.
  • До аэропорта можно с легкостью добраться на собственном автомобиле. По городу установлены указатели, куда ехать в сторону аэропорта. Для полной уверенности можно заранее проложить маршрут на карте. Среднее время в пути займет от 15–25 минут. В вечернее время суток время может увеличиться до 30–40 минут.
  • Еще одним альтернативным способом добраться до пункта назначения – заказать такси. В Нальчике существует множество компаний, готовых предоставить свои услуги. Лучше пользоваться проверенными источниками и не доверять частным извозчикам. Стоимость проезда по городу – фиксированная. Все зависит от нужного вам района города. Единый номер службы такси по Нальчику – 402.









Zakk Wylde

#10
История аэропорта

Аэропорт Нальчик был организован в 1945 г. на базе аэродрома Осоавиахима. Земельный участок площадью 140 га, небольшое помещение складского типа и сарайчик – с такой базы начинался аэропорт Нальчик.

Три самолета По-2 составляли материальную часть авиазвена. Штат аэропорта состоял из 13 человек: трех пилотов – Крюков С.К., Белухин Ф.В., Васильев В.П.; трех авиатехников – Грошов П.И., Назаренко А.И., Смазнов А.; двух связистов – Сусляков С.В., Суслякова В.А.; двух сторожей – Дульше К.В., Тараненко И.И., двух представителей аэродромной службы – рабочий Боревич П.И. и уборщица Гнутова А.С. Возглавлял коллектив бывший летчик Герой Советского Союза Мартынов. Авиазвено выполняло доставку почты и санитарные задания в населенные пункты КБАССР.

В 1949 г. количество самолетов По-2 увеличено до пяти бортов, соответственно и увеличились штаты пилотов и техников. В том же году к аэропорту было подведено электричество. Самолеты По-2 не были радиофицированы, а для обеспечения связи с эпизодически прилетавшими самолетами Ли-2 использовались полевые УКВ-радиостанции И-100 американского производства, которые питались от генератора с ручным приводом. Начальник аэропорта, его заместитель и пилот Крюков С.К. крутили ручку по очереди для обеспечения связи с самолетами. К этому времени действовали пассажирские авиалинии Ростов-Нальчик, Грозный-Нальчик, на которых летали самолеты Ли-2 и Ил-12 и авиалиния Ростов- Минеральные Воды–Нальчик–Беслан–Грозный, на которой летали самолеты Ил-14. Начали применять авиацию и в сельском хозяйстве КБАССР.

В 1950 г. начальником аэропорта был назначен бывший заместитель начальника Таджикского управления ГВФ Рябоволов И.К. Сменилась и часть летного состава, прибыли Горгоцкий Г.П., ставший командиром звена, и Хахилев А.И. Удивительно трудолюбивые люди подобрались в коллективе, работали, не считаясь с личным временем. Был организован первый склад ГСМ. Помог случай: из земли отрыли две взорванные во время Великой Отечественной войны цистерны объемом 50 куб. м, отремонтировали. Теперь топливо стало поступать по железной дороге. До этого топливо привозили в бочках на автомашинах из Грозного. Разгружали топливо всем коллективом, часто это происходило ночью.

В начале 1961 г. из состава Грозненского ОАО для базирования в аэропорту Нальчике было выделено звено вертолетов Ми-4. Командиром звена был назначен Жиляев Л.П., командирами экипажей были Клюев Д.П., Прохоров Д,Д. и Строев Г.А. Занимались перевозкой пассажиров по маршруту Нальчик- Тырныауз и обратно. Кроме того, здесь уже базировался самолет Як-12 для выполнения санитарных заданий. Пилотировал самолет Гапчук И.А., техобслуживание производили авиатехники Назаренко А.Н. и Ветряков В.П.

Службу движения представляли бывший летчик Крюков С.К. и в прошлом военный летчик Авсарагов С.А.

Для технического обслуживания материальной части была сформирована ИАС под руководством старшего инженера Перова Н.П. В бригаду авиатехников входили: Авиатехники Балыцок М.И., Волков Н.М., Горнаков, авиатехник РЭСОС Ховайко А.Ф., авиамеханики Акимов Б. И Орлинский В. Руководил бригадой авиатехников Ащеулов В.А. Помимо технического обслуживания вертолетов на бригаду возлагались обязанности по складированию, получению ГСМ, хранению и заправке ГСМ. Силами техсостава была построена инструментальная кладовая из транспортировочного контейнера вертолета Ми-4.

В 1963 г. приказом Министерства гражданской авиации (МГА) был создан Пятигорский ОАО, из состава которого одна авиаэскадрилья была перебазирована в аэропорт Нальчик. Командиром АЭ был назначен Подыман А.И. Бригада авиатехников была преобразована в участок технического обслуживания. Возглавил участок Хорошильцев И.В., начальником ОТК стал Балыцок М.И.

Неоценимую помощь хозяйствам КБАССР оказала авиация в доставке необходимых материалов для строительства скотоферм на высокогорных пастбищах, продуктов питания в высокогорные районы. С высоким качеством и полным обеспечением безопасности полетов в горах выполняли полеты командиры вертолета Ми-4 Бородинец Л.Е, Рудяшко А.Г., Хасаншин М.А., Прохоров Д.Д. под руководством командира АЭ Подымана А.И.

С 1961 по 1964 гг. из аэропорта Нальчик выполнялись также пассажирские рейсы на Москву, Ростов, Минеральные Воды, Элисту и Волгоград на самолетах Ли-2, Ил-14, Ан-2 и Л-200.

Для выполнения АХР из состава Ставропольского ОАО в аэропорт Нальчик были переданы шесть вертолетов Ми-1. Соответственно увеличилась численность работников: на работу поступили пилоты Чурилов В.С., Гутковский К.П., Воронцов В.М., Ширинов Н.М., авиатехники Берденев П.П., Ветошкин Н.З., авиамеханики Кретов В.М., Карпов Н.Б.

Позднее Пятигорским ОАО было передано еще шесть самолетов Ан-2 для выполнения АХР и перевозки пассажиров по маршруту Нальчик- Геленджик-Нальчик. В 1966 г. в связи с увеличением количества авиатехники участок технического обслуживания опытный инженер Бирюков Г.А. и в это же время организуется ГПП во главе с инженером Шульгой В.И.

К 1967 г. в аэропорту Нальчик количество вертолетов составляло: Ми-4 – 12 единиц, Ми-1 – 16 единиц и Ан-2 – 6 единиц. Объемов работ было недостаточно, поэтому часть вертолетов простаивала в исправном состоянии. Но с приходом на должность командира Пятигорского ОАО Рахманова Ю.И. ситуация изменилась. За короткое время весь парк авиационной техники. был обеспечен работой на оперативных точках в Волгоградской области по обслуживанию буровых работ. Большой объем работ выполнялся в горных местностях Грузии, Армении, Азербайджана и по всему Северному Кавказу. Полеты выполнялись в интересах Академии наук СССР, МО СССР, МГУ и т.д. Помимо других пилотов авиапредприятия к сложным видам работ в горах получили допуски Воронцов В.М., Фролов В.П., Кузьмин Б.П., Пак Т.Д.

В 1967 г. по заданию правительства страны из состава вертолетов Ми-4, которые базировались в аэропорту Нальчик, выделяется один вертолет и экипаж в составе: командира Бородинца Л.Е., второго пилота Петренко В.П., бортмеханика Ащеулова В.А., авиатехника по СиД Бондаренко И.Д., авиатехника РЭСОС Сунгурова А. для работы в Республике Камерун. Позже этот экипаж был заменен другим.

В том же году командир АЭ Подыман А.И. направляется для работ на Север, вместо него командиром АЭ назначается Авсарагов С.А.

В 1969 г. построен док для ремонта и технического обслуживания вертолетов Ми-4.

В 1971 г. экипажи Ми-4 начали патрулирование нефтепровода от Волгограда до Сальска и до границы Саратовской области.

Приказом МГА с 1 января 1972 г. было создано самостоятельное предприятие – Нальчикская ОАЭ куда были переданы все вертолеты из Пятигорского ОАО. Руководителем Нальчикской ОАЭ был назначен Авсарагов С.А.

К этому периоду объема работ в авиапредприятии было достаточно много, и каждый член коллектива с большой отдачей занимался своим любимым делом. Из числа ИТС высокую профессиональную подготовку показывали инженеры Бирюков Г.А., Петров Н.П., Сычев Н.И., авиатехники Бондаренко И.Д., Макаров Н.Н., Савенко В.Н., Шатилов Н.И., Берденев П.П., Сиваев А.Ф. и другие. В тех случаях, когда происходили поломки авиатехники, будь то в горах или на равнине, вертолеты восстанавливали силами личного состава и все они возвращались на базу своим ходом. Это была заслуга всего коллектива Нальчикской ОАЭ.

В начале 1975 г. Нальчикская ОАЭ приказом МГА была преобразована в ОАО. Командиром ОАО был назначен Иванов С.А., бывший военный летчик, участник Великой Отечественной войны. Командиром 351-го ЛО назначен также бывший военный летчик, участник Великой Отечественной войны Зубач П.Г., командиром 1-й АЭ – Авсарагов С.А., командиром 2-й АЭ – молодой перспективный пилот Бабаев М.М. Начальником АТБ был утвержден Бирюков Г.А.

Тогда же начинается строительство ИВПП. В 1975 г. из аэропорта Нальчик выполнялись рейсы на Ростов, Воронеж, Москву, Грозный на самолетах Ан-24 и Як-40.

В 1976 г. в связи со списанием вертолетов Ми-1 началась эксплуатация вертолетов Ми-2, завершилось строительство здания АТБ и ЛО. На базе Нальчикского ОАО прошли переподготовку на вертолете Ми-4 более 20 пилотов, окончивших УЦ ДОСАФ. В дальнейшем они были распределены по объединенным отрядам Северо-Кавказского управления ГА, где эксплуатировались эти вертолеты.

В октябре 1976 г. командиром Нальчикского ОАО был назначен В. Соловей. В I квартале 1977 г. завершились работы по удлинению ИВПП для приема самолетов Ту-124, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Як-42, и в связи с ремонтом ВПП аэропорта Минеральные Воды часть рейсов оттуда была переведена в аэропорт Нальчик. В 1978 г. из аэропорта Нальчик было отправлено 137 тысяч пассажиров. В последующие годы этот показатель снизился. В связи с увеличением количества вертолетов Ми-4 до 33 единиц и освоением нефтяных и газовых месторождений Тюменской области было принято решение направить туда 12 вертолетов с экипажами. Вместе с экипажами Нальчикского ОАО там работали экипажи из Махачкалы и аэропорта Сочи. Командиром сводной эскадрильи был назначен Подыман А.И.

Экипажи вертолетов обслуживали нефтяников, газовиков, геологов, геофизиков и принимали самое непосредственное участие в строительстве газопровода Уренгой-Ужгород.

К этому времени география полетов вертолетов Нальчикского ОАО охватывала Тюменскую, Ворошиловоградскую, Волгоградскую, Саратовскую, Гурьевскую, Астраханскую области, территории всех автономных областей, республик и краев Северного Кавказа.

В феврале 1978 г. во время УТП ночью трагически погиб командир Нальчикского ОАО В. Соловей. На его место был назначен Подыман А.И. Под его руководством аэропорт Нальчик продолжает свое развитие: усиливается поверхность ИВПП, строятся стационарные стоянки для самолетов, устанавливается СП-75, решаются социальные вопросы – по долевому участию 20 семей улучшают жилищные условия, построено общежитие на 243 места, приступили к строительству 96-квартирного жилого дома и нового штаба ОАО, создается свое подсобное хозяйство с базой отдыха.

В феврале 1981 года впервые выполнен технический рейс на самолете Як-42 из аэропорта Быково. И начались регулярные пассажирские перевозки на данном типе самолета.

По итогам 1982 г. Нальчикский ОАО среди предприятий ПАНХ занял второе место по Северо-Кавказскому управлению ГА, а по МГА – 3-е место. Большая часть работников была поощрена денежными премиями, несколько человек из числа летного состава и ИТС были награждены правительственными наградами, а командир ОАО Подыман А.И. был удостоен ордена Дружбы народов.

В 1981 г. завершили эксплуатацию вертолетов Ми-1, им на смену начали интенсивно поступать вертолеты Ми-2.

К 1985 г. основная работа выполнялась на вертолетах Ми-2, поскольку вертолеты Ми-4 также выработали свой срок эксплуатации. Летчикам было трудно расставаться с этой надежной техникой, тем не менее многим пришлось переучиваться на вертолет Ми-2, позже – на Ми-8.

В апреле 1985 г. на должность командира ОАО был назначен командир ЛО из Ставрополя Михайлов В.М. По его ходатайству для обеспечения ПСР в горах в 1987 г. Нальчикскому ОАО были выделены вертолеты Ми-8, позже Ми-8 МТВ-1.

В 1990 г. завершается строительство штаба аэропорта, а в 1991 г. – второго жилого дома.

К 1991 г. на балансе предприятия находилось 62 вертолета Ми-2 и три вертолета Ми-8Т. Работы по обслуживанию различных отраслей народного хозяйства и АХР велись на всей территории Северного Кавказа и Казахстана. Доля этих работ в общем объеме составляла 80%, 20% общего объема работ приходилось на аэропортовую деятельность.

В январе 1991 г. командиром ОАО на конкурсной основе становится Метов Х.Т., до этого занимавший должность командира АЭ вертолетов Ми-2. За весь период самостоятельного существования Нальчикского авиапредприятия (с 1972 по 1992 г.г.) выполнялись полеты только по ПАНХ, но с приходом Метова Хаути Тиловича началась переориентация и на транспортную работу.

В 1991 г. аэропорт Нальчик имел регулярные маршруты в города: Москву, Одессу, Львов, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Воронеж, Мары, Тбилиси, Саратов, Горький, Донецк, Липецк, Тамбов, Ашхабад, Актюбинск, Кустанай, Краснодар, Симферополь, Гурьев, Шевченко, Куйбышев, Элисту, Балаково, Небит-Даг, Киев, Харьков.

В 1992 г. в связи с экономическими преобразованиями в стране и их негативными последствиями практически прекратились полеты на самолетах Ан-24, Як-40 по перевозке пассажиров, стал резко сокращаться и объем работ на вертолетах из-за неплатежеспособности заказчиков. Производственные показатели резко снизились в связи с происходящими в стране процессами.

Учитывая эти обстоятельства и положения, выдвинутые в постановлении Совета Министров РФ в развитии Кабардино-Балкарии как курорта всероссийского значения, в одном из пунктов которого говорилось о выделении трех самолетов Як-42 для аэропорта Нальчик, командир ОАО Метов Х.Т. принял решение о переподготовке семи экипажей на самолет Як-42 в СК УТЦ. Параллельно прошел переподготовку ИТС, началось оснащение и наземной технической базы для эксплуатации самолетов Як-42.

В том же году было приобретено еще три вертолета Ми-8 МТВ-1 для выполнения полетов в горной местности.

Переученный летный состав проходил летную подготовку по программе ШВЛП в аэропорту Нальчик на самолете Як-42 Волгоградского ОАО с инструкторским составом этого авиаотряда, после чего часть летного состава проходила ввод в строй в авиакомпании «Волга», другая часть – в авиакомпании «Рикор» ( ныне «Карат»).

Первым командиром воздушного судна Як-42 из летного состава Нальчикского ОАО стал в конце 1994 г. Панжоков Р.З., который занимал должность командира ЛО.

В 1993 г. был произведен ремонт здания аэровокзала для обслуживания пассажиров на внутрироссийских воздушных линиях, оснащено оборудованием здание аэровокзала для обслуживания пассажиров на международных воздушных линиях.

С марта 1995 г. авиаотряд самостоятельно начал эксплуатировать арендованный у авиакомпании «Саравиа» самолет Як-42, выполняя регулярные рейсы по маршруту Нальчик-Москва-Нальчик.

Большую помощь по вводу в строй в качестве командиров воздушного судна на Як-42 оказал инструкторский состав авиакомпании «Саравиа». Это Блеканов, Антонов, Поллевцев и Алиев. За два года подготовили к самостоятельной работе четырех командиров воздушного судна, из них двух – еще и к полетам в качестве командиров-инструкторов воздушного судна.

В 1998 г. за счет собственных средств было приобретено три самолета Як-40 для восстановления воздушных сообщений между городами юга России. Для эксплуатации этих самолетов был переучен летный и технический состав. На самолетах Як-40 в летнее время осуществляются регулярные перевозки пассажиров по маршруту Нальчик-Сочи-Ростов-Сочи-Нальчик, также чартерные рейсы по другим направлениям.

С 1997 г. два вертолета Ми-8 МТВ работают в летнее время в Турции на тушении пожаров. В 1997 г. Нальчикский ОАО переименован в ГУАП «Эльбрус-авиа».

Кризис августа 1998 г. осложнил развитие и работу авиапредприятия, но ГУАП «Эльбрус-авиа» выжило в этих трудных условиях. Сохранить предприятие и коллектив высококвалифицированных авиаспециалистов удалось благодаря четкому руководству его генерального директора Метова Хаути Тиловича.

Огромную работу по обеспечению надлежащего порядка в наземных службах провел заместитель генерального директора по НС, человек с высокими организаторскими способностями Мамиев С.М. Основной результат его работы – это полное обеспечение безопасности полетов наземными службами в течение длительного периода времени.

В июне 2002 г. ГУАП «Эльбрус –авиа» было преобразовано в ФГУП «Эльбрус-Авиа».

По состоянию на 01.01.2008 г. ФГУП «Эльбрус-Авиа» располагало воздушными судами:

— самолеты Як-42 — 3 ед. (2 – собственные, 1 – в лизинг);
— самолеты Як-40 — 3 ед. (собственные);
— вертолеты Ми-8Т — 3 ед. (собственные);
— вертолеты Ми-8 МТВ-1 — 2 ед. (собственные);
— вертолеты Ми-2 — 22 ед. (собственные).

Численность летного отряда составляло 53 человека. Командир ЛО – Хагажеев А.А.

Техническую эксплуатацию воздушных судов осуществляла авиационно-техническая база численностью 112 человек. Начальник АТБ – Шогенов М.Х.

14 мая 2013 года Федеральное Государственное унитарное предприятие «Эльбрус-Авиа» прекратило свою хозяйственную деятельность.

С 15 мая 2013 года главным оператором Международного аэропорта Нальчик является ООО «Аэрокомплекс».

Авиапредприятие имеет действующий сертификат № 056 А-М на аэродром Нальчик (выдан Межгосударственным авиационным комитетом), удостоверяющий, что аэродром соответствует сертификационным требованиям и пригоден для международных полетов.

Сегодня Международный аэропорт Нальчик принимает и обслуживает самолеты ЯК-40, ЯК-42, АН-24, АН-26, АН-12, ИЛ-18, ТУ-134, CRJ 100-200, B 737-300, B 737-400, B 737-500, B 737-800, А-319, А-320, SSJ-100 и вертолеты всех типов.








Zakk Wylde

Международный аэропорт «Нальчик»(проект)

Международный терминал, обслуживающий столицу Кабардино-Балкарии, находится на северо-восточной окраине Нальчика. Он входит в число крупнейших воздушно-транспортных узлов Северного Кавказа, а его пассажирооборот составляет почти 500 тысяч человек в год. Аэровокзальный комплекс в Нальчике был открыт в 50-х годах 20 века. В его состав входила лишь взлетно-посадочная полоса, а здание терминала появилось в 60-х годах. Проектом реконструкции аэровокзального комплекса предусматривается полный демонтаж существующего здания и строительство нового двухэтажного терминала размером 105х52 м в плане. Площадка строительства была расположена на просадочных грунтах и в 9-ти бальном сейсмическом районе.




Конструктивной схемой здания был выбран стальной каркас с большепролетными (26 м) стальными балками. Перекрытия выполнялись из монолитного железобетона по профнастилу. Архитектурным обликом здания предусматривалось устройство радиусным колон по главному фасаду, что с учетом жесткого сопряжения их с большепролетными балками перекрытий и 9-ти бальной сейсмикой, выглядело сперва невозможным. Но после тщательных расчетов основного каркаса, а также всех узлов и деталей в программном комплексе Autodesk Inventor, позволило реализовать данную задумку архитекторов. Отдельным предметом для гордости мы считаем наше решение подземной части комплекса на просадочных грунта без свай, получившее положительное заключение НИИОСП им. Герсеванова и Главгосэкспертизы.












Zakk Wylde

На рейсах авиакомпании «Россия», обеспечивающей прямым авиасообщением Нальчик и Санкт-Петербург, открыта продажа билетов по льготным тарифам.

Воспользоваться льготными перевозками могут граждане РФ в возрасте от 12 до 23 лет и свыше 60 лет для мужчин (для женщин — свыше 55 лет).

Программа действует для перевозок авиарейсами авиакомпании «Россия» до 30 апреля 2023 включительно. Количество авиабилетов на рейсы по субсидированным тарифам ограничены. Субсидирование осуществляется в рамках государственной программы обеспечения доступности воздушных перевозок.

Более подробную информацию можно получить на сайте авиакомпании.