Судостроение

Автор Zakk Wylde, 22 октября 2022, 20:06

« назад - далее »

Zakk Wylde

На Костромском СМЗ сдано промерное судно «Профиль» проекта 3330

27 октября на Костромском судомеханическом заводе государственной комиссией подписан приемочный акт на промерное судно «Профиль» проекта 3330, построенное рамках мероприятия «Обновление обслуживающего флота» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Это шестое судно проекта по госконтракту, предусматривающему постройку 11 единиц в 2020 – 2023 гг.

Судно построено по заказу ФКУ «Речводпуть» и предназначенного для ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Генеральный разработчик проекта 3330 – ЗАО «Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота».

Ранее были построены: в 2021 «Промерный — 9» для ФГБУ «Канал имени Москвы», в 2022 «Изыскатель-1» для ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей», «Промерный» для ФБУ «Администрация «Волго-Балт», «Путейский — 5» для ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» и «Промерный — 3» для ФГБУ «Канал имени Москвы».

Основные характеристики промерного судна проекта 3330:
Длина18,1 м
Ширина3,2 м
Высота борта0,95 м
Осадка0,5 м
Скорость хода23,7 км/ч
Мощность главного двигателя184 кВт
Экипаж2 чел.
Автономность плавания2 сут.
Последние новости и ежедневные дайджесты
в нашем телеграм-канале


Zakk Wylde

В Астрахани построят контейнеровозы специально для работы в Каспийском море

Астраханские судостроительные предприятия при поддержке ГТЛК построят четыре специализированных контейнеровоза из серии, разработанной для работы на Каспийском море. Об этом сообщил ТАСС заместитель председателя правительства Астраханской области Денис Афанасьев в рамках визита белорусской делегации на презентации деятельности астраханской грузовой компании «Армада».
ЦитироватьВ ближайшее время начинается строительство четырех контейнеровозов, специализированных — под условия Каспия: с низкой осадкой, с более широкими бортами — то, что нужно для этой акватории. Это начало серии 1111 с поддержкой государственной лизинговой компании на наших судостроительных предприятиях, — сообщил Денис Афанасьев, уточнив, что заинтересованность в этой продукции проявили партнеры из других Каспийских государств.
Денис Афанасьев добавил, что в Астраханской области есть необходимые мощности для постройки флота в целях наращивания грузоперевозок по Каспийскому маршруту. Так, судостроительный завод «Лотос» является якорным резидентом особой экономической зоны Астрахани, предприятие специализируется на строительстве корпусов судов различных типов. На завод «Красные Баррикады» строятся плавучие морские буровые установки, платформы, также верфь специализируется на судах различного назначения.
ЦитироватьЗдесь флот будет развиваться и будет дополняться всеми видами транспорта — именно сухогрузами специализированными, причем эти контейнеровозы будут универсальными для контейнерного оборота и для всех типов навального груза. Специальный такой проект именно для Каспийской акватории разработан, — сообщил заместитель председателя правительства Астраханской области.
Он добавил, что планируется строительство серии спецконтейнеровозов из 24 единиц.

Zakk Wylde

Атомный ледокол «Урал» — ходовые испытания в Финском заливе

Атомный ледокол «Урал» относится к судам проекта 22220 — это серия самых больших и мощных атомоходов в мире. Эти ледоколы универсальны: они могут проламывать трёхметровый лёд в океане и проходить по устьям полярных рек. За счёт двухосадочного принципа работы такие суда могут заменить большинство старых ледоколов.

Ледоколы проекта 22220 строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Первый атомный ледокол проекта называется «Арктика», его передали заказчику в 2020 году. В 2021 вступил в строй второй ледокол, «Сибирь». В 2022 году — будет передан «Урал», третий представитель линейки самых больших атомных ледоколов в мире. Всего пока запланировано построить 5 таких заказов.

С 14 по 31 октября 2022 года проводились ходовые испытания нового атомного ледокола. «Урал» успешно прошёл все проверки и планируется, что до конца года будет передан заказчику — ФГУП «Атомфлот». Главная задача серии — обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике, экспедиций и обслуживания Северного Морского пути. Суда этого проекта в ближайшие годы станут основой гражданского ледокольного флота России.

1. Проект 22220 начали разрабатывать, когда пришло время обновлять парк ледоколов — многие суда советского производства давно отработали свой ресурс. В рамках обновления создали проект самых больших и мощных атомоходов в мире. Название проекта ЛК-60Я расшифровывается как ледокол мощностью 60 МВт с ядерной установкой.

2. Главное отличие этих атомных ледоколов от машин прошлого поколения — использование в конструкции двойной осадки. Они способны проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лёд толщиной до трёх метров. А могут работать на мелководье — в устьях полярных рек.

3. Перед конструкторами стояла задача — построить атомный ледокол, который сможет подолгу автономно работать в арктических условиях, обеспечит максимальную ширину прохода, сможет буксировать суда, участвовать в спасательных операциях. Разработчики представили проект ледокола длиной более 173 м, шириной 34 м и высотой 52 м. Нос судна способен ломать лёд толщиной до трёх метров. При этом ледокол рассчитан на 40 лет службы, хотя максимум для прошлых поколения был всего 25 лет.

4. Обновлённая энергоустановка может работать до 7 лет на одном заряде, а вместимость судна позволяет взять с собой больше запасов и автономно проводить в плавании более года.

5. По традиции у каждого атомного ледокола проекта 22220 есть крёстная мать — о борт «Арктики» бутылку шампанского разбивала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, ледокол «Сибирь» стал крестником председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой. Крёстная мать «Урала» — председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.

6. Жилая надстройка. Атомный ледокол рассчитан на экипаж из всего 53 человек. Большая часть устройств работает автоматически, поэтому с работой справляется такая немногочисленная команда.

7. Огромный атомный ледокол в темноте выглядит как плавучий город.

8.

9.

10. В октябре 2022 года «Урал» покинул набережную Балтийского завода в Санкт-Петербурге и приступил к выполнению программы ходовых испытаний. Это обязательный этап строительства — без испытаний ледоколы заказчику не передают.

11. Три недели сдаточная команда Балтийского завода совместно с производителями отдельного оборудования и представителями заказчика проверяла работу узлов, механизмов и аппаратуры ледокола. Испытания проводились комплексно — от ходовых характеристик до проверки работы телевизоров в каютах. Тестировали автоматику, системы навигации, вертолётный комплекс и другие элементы судна.

12. Задача ходовых испытаний — не только проверить работу всех систем ледокола, но и оценить их взаимодействие. По отдельности системы проверяли ещё на заводе — в течение года тестировали каждый узел. А на ходовых испытаниях оценивают как всё работает в реальных условиях. Самые важные этапы — проверка системы электродвижения, работы паротурбинной установки, средств связи и навигации, маневренно-скоростных характеристик.

13. Мостик. Ходовая рубка.

14. Для рулевого судового устройства предусмотрен отдельный этап проверки. Оценивают движение при перекладах руля на максимально возможные углы. Обязательно проверяют непрерывную работу в крайнем положении в течение одного часа — в это время ледокол движется по кругу. Важно, чтобы указатели на всех постах совпадали с реальным положением руля. Ещё тестируют возможность управления судном на заднем ходу при помощи только руля или гребных винтов. Маневренные качества проверяют на полном ходу и при скорости 12 узлов — измеряют параметры выбега и реверса на разных манёврах.

15. Машинный телеграф передаёт из ходовой рубки в машинное отделение команды на изменение режимов работы двигателей.

16. Атомный ледокол способен развивать скорость хода в 22 узла — это порядка 40 км/ч. По трёхметровому льду судно движется со скоростью 2 узла — почти 4 км/ч.

17. На экране в рубке показаны основные параметры движения ледокола.

18. Рулевой. Системы электродвижения проверяется на разной мощности реактора и главных электродвигателей. Систему тестируют на разных скоростях.

19. В рубке находятся посты судоводителя, штурмана и рулевого. В обычных условиях вахту в ходовой рубке несут всего три человека. Когда судно идёт по льдам и приходится держать курс вручную, на вахту заступает второй рулевой.

20. Штурвал.

21.

22. Атомные ледоколы проекта 22220 строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге — производство кораблей на этом заводе было основано ещё в 1856 году. Именно на Балтийском заводе сделали атомные ледоколы прошлого поколения, большая часть из которых до сих пор в строю. А ещё именно здесь построили плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов», у которого нет аналогов в мире.

23. Центральный пост управления (ЦПУ) нужен для работы с энергетической установкой. В её состав входит двухреаккторная установка и два парогенерирующих блока тепловой мощностью 175 МВт. За счёт пара в турбогенераторах вырабатывается около 72 МВт электроэнергии, которая нужна для судовых систем и трёх гребных электродвигателей.

24.

25. Каждая установка вырабатывает 248 тонн пара в час. Система работает по традиционной и проверенной в отрасли атомной энергетики двухконтурной схеме. Паротурбинную установку для ледокола разработал и поставил петербургский гигант «Киров-Энерго-маш».


Zakk Wylde

Атомный ледокол «Урал» — ходовые испытания в Финском заливе(продолжение)

26. На линии валополвода во время испытаний проверяют упорные подшипники, дейдвудные устройства и другие элементы системы, которая передает крутящий момент от двигателя к движителю — гребным винтам.

27. Тестировали и работу противообледенительного устройства — системы, которая подаёт воздух на оба борта и предотвращает образование льда на судне.

28. Во время проверки навигационного оборудования вычисляли и оценивали погрешности гирокомпаса и магнитного компаса, навигационного эхолота, проводили калибровку доплеровского лага, запускали автопилот. Доплеровский лаг — это прибор для измерения скорости движения судна.

29.

30. Одна из программ испытаний — ходить задним ходом по кругу в течение часа. При этом проверяется устойчивость рулевого управления.

31. Трек, сформированный за одни сутки испытаний с выполнением разных манёвров.

32. Испытания системы пожаротушения.

33. Для тушения пожаров на ледоколе имеются три стационарных лафетных ствола: два в передней части судна и один в кормовой.

34.

35. Пена.

36.

37.

38. Якорное устройство.

39. Средняя скорость выбирания якоря должна быть не менее 9 м/мин.

40. Очистка якорной цепи от донного ила.

41. Корма ледокола.

42. Новая кранцевая защита на корме. Иногда ледоколу приходится брать на буксир другие корабли на «жёсткую сцепку». Кранцевая защита нужна для амортизации, чтобы корпуса судов не повредили друг друга.

43. Вертолётная площадка.

44. У ходовых испытаний есть строгий план и регламент. За 3 недели участники выполнили все пункты.

45. У спускоподъёмных устройств дежурных шлюпок время подъёма с поверхности воды должно быть не более 5 минут.

46. «Урал» успешно прошёл ходовые испытания и готовится к приёмке.

47. Конструкцию ледоколов проекта 22220 разработали на основе данных, полученных в ходе эксплуатации судов типа «Арктика» и «Таймыр». Создатели использовали математическое и натурное моделирование поведения судна в различной ледовой обстановке.

48. В результате получились самые большие и мощные ледоколы в мире. С такой техникой не страшны льды Северного Ледовитого океана, можно отправляться в сложные экспедиции и круглый год перевозить грузы по Севморпути.

49. Северное сияние над Финским заливом.

50. Часть команды, проводившая испытания ледокола.

51. «Урал» — это не завершение линейки ледоколов по проекту 22220. Сейчас на стапеле Балтийского завода ещё два заказа — атомоходы «Якутия» и «Чукотка».


Zakk Wylde

#19
Противодиверсионный катер «Грачонок» пополнил состав ВМФ России

Очередной противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок») пополнил Военно-морской флот России — корабль поступил на вооружение Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ), сообщили во вторник в Минобороны России.

В Минобороны напомнили, что в этом году это уже второй катер подобного типа, поступивший на вооружение базы.

Торжественная церемония подъема военно-морского флага на катере состоялась утром в Кронштадте под руководством командира ЛенВМБ капитана 1 ранга Андрея Салошина, которой передал Андреевский флаг командиру катера мичману Виталию Касьянову. После подъема флага катер официально вошел в состав Военно-морского флота.

В настоящее время катер имеет только бортовой номер — собственное наименование катер получит в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ.





Zakk Wylde

#21
«Красная Кузница» начала изготовление деталей корпуса для второго пассажирского судна проекта РЕГК.126

Судоремонтный завод «Красная Кузница» параллельно со строительством первого пассажирского судна ледового класса проекта РЕГК.126, приступил к изготовлению корпусных деталей для второго в серии заказа. Об этом сообщает пресс-служба Центра судоремонта «Звёздочка».

Визуализация: РРР
ЦитироватьСтроительство корпуса судна №1 идёт на этапе сборки в постели. Параллельно изготавливаются секции и детали для судна №2, для того, чтобы, как только корпус первенца будет сформирован и переведен на низкий стапель, начать строительство его систершипа, — рассказал Михаил Дерябин, директор судоремонтного завода «Красная Кузница».

Фото: «Красная Кузница»

Всего планируется построить четыре судна этого проекта – 3 для транспортного сообщения с островными территориями города Архангельска (пассажировместимость 100 чел.) и 1 для связи с левобережьем Онеги (пассажировместимость 65 чел.). Первым будет построено судно для Онеги.

Zakk Wylde

#22
Шесть аварийно-спасательных судов будут построены в 2023 году

Шесть аварийно-спасательных судов, из запланированных к сдаче к 2025 году 16 единиц, планируется сдать заказчику в следующем году. Об этом сообщила пресс-служба Правительства России.

В ходе заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики замминистра транспорта России Александр Пошивай сообщил, что в процессе строительства находится 15 судов аварийно-спасательного флота, еще по одному судну ведётся заключение контракта на строительство.

В свою очередь руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев отметил, что по всем судам осуществлена закладка килей, ведется разработка технической документации, резка металла, формирование секций. Согласно заключенным контрактам в 2023 году необходимо сдать 6 судов, в 2024 году – 10 судов.

Также в ходе заседания было отмечено, что с целью безусловного обеспечения поставок необходимого оборудования верфи проработали варианты альтернативных поставщиков. Также по линии Минпромторга ведётся работа по выпуску необходимого оборудования на отечественных предприятиях.


Zakk Wylde

#24
Судостроительный завод «Ростр» спустил на воду траулер «Солигорск» проекта GM 3.02

В среду, 2 ноября 2022 года в Новой Ладоге (Ленинградская область) корабелы судостроительного завода «Ростр» в торжественной обстановке спустили на воду рыболовный траулер «Солигорск» проекта GM 3.02. Судно строится по заказу компании «Мурманфишпродактс» по проекту, который разработали конструкторы «Морского инжинирингового центра СПб».

Спуск «Солигорска» проходил на единственном в России слипе бокового неконтролируемого падения.

Команда «Медиапалубы» приехала в Новую Ладогу, чтобы тоже принять участие в спуске траулера.

О проекте


Морозильный траулер кормового траления «Солигорск» проекта GM 3.02 — это промысловое судно тралового способа лова донных пород рыб, с последующей переработкой и заморозкой улова. Способен вести промысел всех видов донных пород рыб, с неограниченным районом плавания. Имеет класс KM⍟ Ice2 (Hull, Machinery) AUT1 Fishing vessel. Согласно проекту, эксплуатация «рыбака» возможна при температуре воды от -3 до +25 градусов.

Основные характеристики траулера проекта GM 3.02:
Длина наибольшая35,60 м
Длина между перпендикулярами33,20 м
Ширина10,40 м
Расчетная осадка до основной линии4,50 м
Количество палуб3
Расстояние между шпациями0,6 м
Максимальное водоизмещение порожнем580 т
Дедвейт390 т
Объемы грузовых помещений280-290 м3
Грузовместимость145 т мор. р/продукции или 100 т охл. р/продукции
Автономность16 суток
Максимальная скорость12 узлов
Количество членов экипажа (по каютам)16 человек

В составе силовой установки: двигатель марки Mitsubishi, а также комплектующие китайского производства — в том числе редуктор, винт, валопровод и другое. Траулер оборудован главным двигателем мощностью 1040 кВт, валогенератором мощностью 500 кВт, вспомогательным дизель-генератором мощностью 360 кВт и аварийным дизель-генератором мощностью 116 кВт. На судне установлен винт регулируемого шага диаметром 2800 мм.

«Солигорск» имеет две ваерные лебедки с тяговым усилием 14 тонн каждая, четыре кабельные лебедки с тяговым усилием 10 тонн каждая, две гиневые лебедки тяговым усилием по 10 тонн, кутковую лебедку подъема мешка, стяжную лебедку, две вспомогательные лебедки, лебедку укладки трала и палубный кран грузоподъемностью 3 тонны.

В соответствии с требованиями заказчика на новом судне установлен рыбопромысловый комплекс норвежского производителя McGregor; рыбцех занимает площадь 130 кв. м. Траулер может перерабатывать 30 тонн в сутки рыбном продукции.

Zakk Wylde

Новые малые ракетные корабли проекта 22800 на испытаниях

Как сообщают, в октябре 2022 года были начаты заводские ходовые испытания сразу двух новых малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр "Каракурт"), завершенных строительством для ВМФ России. На Балтийском море 15 октября совершил первый выход на испытания малый ракетный корабль (МРК) "Буря" (заводской номер 257), построенный ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла". Чуть ранее на Черном море были начаты испытания МРК "Аскольд" (заводской номер 802), построенный в Керчи на АО "Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы" (управляющая компания для ООО "Судостроительный завод "Залив").




Zakk Wylde

«Крылатый флот» на новом этапе – проекты, комплектация, финансирование

Команда «Медиапалубы» посетила судостроительную площадку ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева в Чкаловске. Глава предприятия Сергей Итальянцев познакомил нас с производством и показал свои наработки. Помимо сугубо прикладных вещей мы поговорили с Сергеем Анатольевичем и о глобальных вопросах: о продолжении программы льготного кредитования, об окупаемости судов, комплектации заказов, конкуренции с автомобильным транспортом, импортозамещении. Публикуем основные тезисы Сергея Итальянцева по каждому из вопросов.

Подчеркнем, что «Медиапалуба» готова к дискуссии. Некоторые посылы Сергея Анатольевича кому-то могут показаться спорными, есть и иные точки зрения на «крылатый флот» со стороны заказчика или судоремонтника – мы готовы осветить любые здравые точки зрения. Именно в дискуссии рождается истина. Контакты редакции есть тут.

Возрожденное производство

Исторически ЦКБ по СПК было научно-производственным объединением, куда помимо КБ входил завод «Волга» плюс еще одна строительно-испытательная площадка в Чкаловске под Нижним Новгородом.



К сожалению, в эпоху приватизации и акционирования завод «Волга» был утерян. В то время любое отдельно стоящее подразделение могло приватизироваться самостоятельно по воле коллектива, поэтому ЦКБ разделилось на две части — конструкторскую и производственную.

Еще в советское время по решению Минсудпрома СССР производственную площадку в Чкаловском районе передали в ведение ЦНИИ Крылова. В 90-е годы она переходила из рук в руки и находилась в состоянии банкротства.

С 2014 года при участии стратегического партнера ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, петербургского предприятия радиоэлектронной промышленности АО «НПП «Радар ммс», площадку выкупили, привели в порядок. Там сформирован хороший научно-производственный задел, есть собственные подъемно-транспортные устройства, эллинги для строительства, испытательная база.

Производственная площадка достаточно компактная и имеет два цеха — сборочный и механический. Формирование корпуса СПК «Метеор 120Р» идет в два этапа, носовая и кормовая оконечности формируются отдельно, затем на стапеле идет стыковка. Производственные мощности ограничены спусковым устройством, поэтому в настоящее время на площадке строятся суда весом до 60 тонн.

Номенклатура заказов

Сейчас ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» проектирует и строит скоростные катера на подводных крыльях «Дельфин» и «Сагарис» вместимостью от 6 до 10 пассажиров, пассажирские суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» проекта 23180 вместимостью 45-50 пассажиров, магистральные СПК «Метеор 120Р» проекта 03580 на 120 пассажиров.


Есть готовые проекты крупных морских СПК: «Комета» вместимостью 120 пассажиров и СПК «Олимпия» на 250 человек. Интерес к этим судам есть, но контрактов на строительство пока нет.

На сегодня ЦКБ по СПК построило уже 15 СПК «Валдай 45Р» и два СПК «Метеор 120Р». Головное СПК «Метеор 120Р» уже работает в навигацию 2022 года в составе компании «Северречфлот» в Ханты-Мансийске. Второе судно было спущено на воду 25 мая 2022 г, что на два месяца раньше контрактных сроков. Его презентация проходила на Петербургском международном экономическом форуме. Сейчас СПК готовится к переходу также в Ханты-Мансийск.

Помимо этого, по контракту с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) предприятие должно построить еще три СПК «Метеор 120Р». На первом судне этой серии уже сформирован корпус, ведутся электромонтажные работы, монтаж судовых систем и отделка. Корпус второго СПК также готов, идет установка надстройки и крыльевого устройства. На стапелях заканчивается формирование пятого корпуса, по планам его должны вынуть для стыковки в середине августа этого года. И в целом по контракту все три судна должны быть сданы до конца 2022 года.

По программе льготного лизинга для ГТЛК предприятие продолжает строительство четырех СПК «Валдай 45Р».

Сейчас предприятию для загрузки стапельного производства нужны новые заказы.

Производственные мощности

Суммарно предприятие может строить 5-6 СПК «Валдай 45Р» и 2 СПК «Метеор 120Р» в год.

В производственной программе на следующий год ЦКБ по СПК заложено 3 СПК «Метеор 120Р» и 6 СПК «Валдай 45Р».


Но возможность для еще большего расширения мощностей как по производству, так и по персоналу есть. Есть вариант частичной кооперации с другими заводами.

Персонал

Сейчас на производственной базе работает около 110 человек собственного персонала. Им помогают еще около 100 специалистов подрядных предприятий. Штат конструкторского бюро постоянен, около 90 человек.

СПК «Валдай 45Р»

«Валдай 45Р» — скоростное судно на подводных крыльях, предназначенное для речных маршрутов на линиях протяженностью до 400 км. Проект ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева разрабатывало в 2012-2014 годах в рамках реализации программы Минпромторга России по развитию судостроения. Сегодня – это один из главных проектов скоростных речных судов пассажировместимостью до 50 человек на речных маршрутах в регионах страны.

Цикл постройки одного такого судна составляет 7 месяцев. Но за счет технологической подготовки производства и внедрения системы «бережливого производства» предприятию удалось снизить цикл постройки одного судна до 5 месяцев. Кроме того, на опыте строительства первых корпусов специалисты предприятия значительно доработали технологию сборки, что позволило еще сократить срок производства судна на стапеле и снизило объем деформации корпусных конструкций. Это позволяет выпускать в год 6 судов проекта «Валдай 45Р».


Корпус судна алюминиевый, рубка — пластиковая. Некоторые элементы отделки, включая оконницу, тоже пластиковые. Все элементы отделки СПК «Валдай 45Р» производятся на композитном участке здесь на производственной площадке.


Интегрированную мостиковую систему управления судном производит компания АО «НПП «Радар ммс» — стратегический партнер ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. Также петербургская компания выполняет работы по созданию электроэнергетических систем на судах по проектам предприятия.

«Метеор 120Р»

Судно на подводных крыльях «Метеор 120Р» предназначено для скоростной перевозки 120 пассажиров, объединяет в себе современные технологии, высокий уровень безопасности и комфорта, автономность плавания судна  составляет более 8 часов, дальность хода — 700 км. Конструкция судна на подводных крыльях позволяет выиграть в скорости по сравнению с водоизмещающими и глиссирующими судами, сохраняет прибрежную зону от размытия за счет низкого волнообразования.

Основные отличия СПК «Метеор 120Р» проекта 03580 нового поколения от предыдущего СПК «Метеор» проекта 342Э — использование более мощных и легких двигателей, новая крыльевая схема, изменен носовой руль, применена вакуумная сточная система, внедрена интегрированная мостиковая система управления судном. Данные изменения улучшили управляемость СПК «Метеор 120Р» при ходе на крыльях.


Также в процессе проектирования конструкторы доработали энергетическую установку и пропульсивную установку для обеспечения большего комфорта пассажиров. У судов предыдущего поколения шум в салоне доставлял существенные неудобства, от этого на новых СПК «Метеор 120Р» удалось уйти. Здесь совершенно иной уровень обитаемости. Благодаря современной планировке, материалам, изоляции значительно снижен уровень шума в салоне. Чтобы уменьшить уровень вибрации при движении, салонный отсек смещен к носу судна, в корме расположены необитаемые зоны. Сидения в баре и буфете расположены вдоль корпуса – благодаря этому пассажиры могут любоваться из иллюминатора речными пейзажами.

Пассажирские салоны оснащены теплым полом, системой кондиционирования с функцией подогрева, что особенно актуально для эксплуатации СПК «Метеор 120Р» в ХМАО, ЯНАО, Республике Якутии.

Для удобства работы экипажа АО «НПП «Радар ммс» разработало интуитивно понятную мостиковую систему. Эргономика рабочего места для капитана — важный момент, особенно на протяженных маршрутах, таких, например, как Березово – Ханты-Мансийск, где за штурвалом приходится проводить по 8,5 часов.


Общее расположение в судне может быть изменено под нужды заказчика. Например, при проектировании СПК «Метеор 120Р» АО «Северречфлот» запросило поставить более удобные кресла с увеличенным сидением до 500 мм. Это было продиктовано большой длительностью рейса до 10 часов. Вопрос был оперативно решен без ущерба другим условиям комфорта. Мало того, для удобства пассажиров в кормовой части судна был оборудован просторный бар-кафе и смотровая площадка.

Символично, что закладка первого СПК «Метеор 120Р» нового поколения состоялась в декабре 2019 года – именно в декабре 1959 года был заложен самый первый «Метеор».

Господдержка

Программа льготного лизинга Минпромторга РФ со ставкой до 2,5% на 15 лет – это существенная мера государственной поддержки, призванная мотивировать судоходные компании к заказу новых судов. Эта программа разработана только для пассажирских судов, чтобы ускорить замену парка старых пассажирских судов, в том числе и скоростных. Именно благодаря ей новые суда заказывают разные, в том числе, отдаленные регионы Российской Федерации. Это Якутия, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Нижний Новгород, Омск.

Без государственной поддержки судоходным компаниям решиться на обновление флота было бы тяжело. Текущий объем потребности в обновлении пассажирских судов значительно превышает финансовые возможности судоходных компаний, которые не располагают необходимым объемом собственных финансовых средств для замены существующего флота.

По программе Минпромторга РФ по льготному лизинговому механизму в декабре 2019 года ЦКБ по СПК заключило контракт на строительство первых СПК проекта «Валдай 45Р» для «Северречфлот» – крупнейшему перевозчику пассажиров на водном транспорте в Обь-Иртышском бассейне. Именно в этом регионе водные перевозки остаются практически безальтернативными.

Пассажирские перевозки, в том числе водные, всегда субсидируются администрациями регионов. Это общемировая практика. Поэтому именно в тех регионах, где есть субсидирование перевозок пассажиров, водный транспорт работает. Есть регионы, где водный транспорт остается безальтернативным. Это относится к удаленным районам Сибири и Дальнего Востока. Обеспечение транспортной мобильности населения – это одна из главных задач «Транспортной стратегии РФ до 2030 года».

Но одним флотом задачу не решить. Для развития пассажирских перевозок водным транспортом, кроме новых комфортных и экономичных судов, должна быть проработана экономика пассажирских линий, решены вопросы береговой инфраструктуры и должна быть заинтересованность и помощь региональной администрации.

КПК «Сагарис»

В советское время по проекту ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева строилось много скоростных катеров на подводных крыльях «Волга» и «Дельфин», которые пользовались успехом и у силовых структур. Катера были представлены в открытом или закрытом виде и были хороши тем, что могли идти и малым ходом, и при необходимости быстро ускоряться и идти на скорости до 75 км/ч. Строились эти катера сразу на нескольких заводах, помимо «Красного Сормова». ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева использовало этот накопленный опыт при создании проекта катера на подводных крыльях «Сагарис».

Работы финансировались по программе Минпромторга России. Была поставлена задача создать скоростной катер, который сможет развивать скорость 120 км/ч. (прим.- до этого времени суда и катера на подводных крыльях могли развивать максимальную скорость 110 км/ч). Эта задача была выполнена. КПК «Сагарис» имеет современный дизайн, напоминающий гоночный болид, с мореходностью до 0,5 м волны, что вполне достаточно для служебно-разъездных задач, экстремальных скоростных прогулок на воде и т.д.

При этом мощность двигателя КПК «Сагарис» – всего 520 л.с. Для сравнения, чтобы достичь такой скорости на глиссирующем катере такого же водоизмещения, потребовался бы двигатель в два раза мощнее.

Комплектация

Принципиальное отличие и преимущество ЦКБ по СПК от коллег и конкурентов, в том, что компания является организацией полного цикла: есть равноценные проектный отдел и производственная часть. Это позволяет оперативно реагировать на дополнительные требования заказчика и вносить изменения в конструкцию уже строящихся судов, менять насыщение судна и т.п.

Пока на всех судах, которые строит ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, главный двигатель иностранного производства, но предприятие ведет переговоры с петербургским ПАО «Звезда», который долгие годы поставлял высокооборотные СЭУ для СПК «Метеор» прошлого поколения.

Помимо этого, развивается собственное производство комплектующих. В 2021 году на предприятии организовали производство судовой отделки.

Востребованность

Перспективные регионы для использования судов на подводных крыльях — это практически вся Россия. Скоростной пассажирский флот не менялся более 30 лет, а потребность остается.

Показателен пример Волги, где за последние годы появилась развитая сеть автомобильных дорог. Но потребность в пассажирских судах не пропала. Среди заказчиков СПК компании из Нижнего Новгорода, Самары, Ульяновска, Чебоксар. Примечательно, что на СПК «Валдай 45Р» по маршрутам от Нижнего Новгорода в Городец и в Макарьево очередь на билеты составляет около месяца.

Несмотря на все разговоры скептиков, СПК нового поколения нашли свою нишу, количество этих судов на реках растет, отзывы от заказчиков положительные.

Zakk Wylde

#27
Цыбульский: ЦС «Звездочка» может произвести детали для строящегося в Турции судна

По словам губернатора Архангельской области, на это уйдет три года

ТАСС, 4 ноября. Центр судоремонта (ЦС) "Звездочка" в Архангельской области может за три года произвести винторулевые колонки, которые ранее отказалась поставлять компания из Финляндии из-за санкций, для строительства в Турции аварийно-спасательных судов ледового класса. Однако есть надежда на сокращение этого срока, сообщил ТАСС губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

В конце октября губернатор на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики предложил использовать опыт судостроительных предприятий Северодвинска, в частности ЦС "Звездочка", для изготовления и установки винторулевых колонок на аварийно-спасательное судно ледового класса Icebreaker-7, строительство которого ведется сейчас в Турции. Цыбульский пояснил, что поставки колонок планировались из Финляндии, но это стало невозможным из-за санкций.

"Это технологически сложное, можно сказать, уникальное оборудование. При необходимости северодвинское предприятие готово незамедлительно приступить к его изготовлению. В обычных условиях срок изготовления может занимать до трех лет. Но мы понимаем, что сегодня все процессы сильно ускоряются, особенно те, которые связаны с импортозамещением. Поэтому надеемся, что наши судостроители постараются использовать все возможности для оптимизации сроков производства", - сказал Цыбульский.

Аварийно-спасательное судно ледового класса Icebreaker-7 заложено на турецкой верфи в 2022 году. Это одно из 16 судов, строительство которых ведется согласно плану развития Северного морского пути до 2035 года. По контракту срок завершения работ - декабрь 2024 года. Сейчас идет процесс заключения договоров на поставку оборудования и материалов. Однако компания из Финляндии, которая занимается изготовлением винторулевых колонок, в связи с санкциями отказала в сотрудничестве.


Zakk Wylde

#29
Судоверфь «Парящие Машины» (ПАРМА) построила новое судно на воздушной подушке «Нептун 23»

Судоверфь «Парящие Машины» (ПАРМА) построила новое судно на воздушной подушке проекта Нептун 23 «Александр Суков» для Уренгоя. Судно пассажирское, построено под наблюдением РКО (речной регистр). Строительный номер 39.

https://t.me/good_events_russia/4365