Судостроение

Автор Zakk Wylde, 22 октября 2022, 20:06

« назад - далее »

Zakk Wylde

Как устроен атомный подводный ракетоносец ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941

В 1971 году в США началась разработка новой атомной подводной лодки под ракету увеличенной дальности «Трайдент-1». Это должен был быть ракетоносец водоизмещением 14 000 тонн с реактором S8G мощностью 220 МВт , способный нести на борту до 24 ракет. Уже через три года, летом 1974 года, Военно-морские силы США заключили контракт с компанией General Dynamics на строительство первой АПЛ, получившей впоследствии имя «Огайо». Ответ Советского Союза был незамедлителен.

Ответом на американские подводные лодки типа «Огайо» и стали тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта (ТРПКСН) 941 «Акула» – самые крупные атомные подлодки в мире. Сейчас  единственный ходовой представитель серии — головной корабль ТК-208 «Дмитрий Донской». И именно сегодня, 14 декабря, подлодка отмечает 40-летие со дня подъема флага. И именно о крупнейшем в мире атомоходе — новый репортаж «Медиапалубы».

Длина крейсера составляет 173 метра, что равняется почти двум футбольным полям, а высота сравнима советской девятиэтажке – 26 метров, без учета выдвижных устройств. Серия планировалась из 12 лодок, ее сократили до 10, но в период с 1981 по 1989 год построили всего шесть подобных крейсеров. Сейчас в составе и резерве флота три крейсера проекта: ТК-208 «Дмитрий Донской», который используется для испытаний новых атомоходов, а также ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», ошвартованные у причалов Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.

История

Проектирование нового типа подводных ракетоносцев началось в стенах конструкторского бюро «Рубин» в конце 1972 года. Главным конструктором проекта был назначен легендарный Сергей Никитич Ковалев. Первая лодка была заложена на «Севмаше» в июне 1976 года. Она носила наименование «тяжелый крейсер 208» (ТК-208). Спуск на воду состоялся 29 сентября 1980 года. Несмотря на более поздний запуск проекта, крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо». Акт приема-передачи на ТК-208 был подписан 12 декабря 1981 года, однако Военно-морского флаг на корабле подняли годом позже – 14 декабря 1982 года.



Во второй половине 1989 года корабль встал на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У, но в 1991 году работы были остановлены и возобновлены только в 1996 году по проекту 941УМ.

После окончания модернизации в 2002 году крейсеру было присвоено имя «Дмитрий Донской». После этого корабль служил для испытаний новейшей на тот момент баллистической ракеты «Булава».

Конструкция


Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными и полностью дублируют друг друга, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме.

В передней части корабля, между главными прочными корпусами находится торпедный отсек и шахты баллистических ракет. Также между корпусами находится отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.


Крейсер имеет развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами.


Так как лодка разрабатывалась для дежурства в высоких широтах, она способна проламывать лед толщиной до 2,5 метров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается ко льду специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, тем самым обламывая наросты сосулек и сталактитов на ледяном потолке, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.


Внутрь лодки можно попасть через рубочный люк, расположенный на одном из верхних ярусов рубки.



Центральный пост

Таким образом мы оказываемся между двумя прочными корпусами в отсеке модуля управления, и в частности, в центральном посту, откуда осуществляется управление движением лодки, отслеживаются все системы и отдаются команды на стрельбы.

Пульт одной из самых важных систем на корабле – «Молибден». Она позволяет управлять с центрального поста всеми общекорабельными системами.



Из отсека модуля управления можно попасть и в правый и в левый прочные корпуса лодки.



Обитаемость

Экипаж крейсера в количестве 160 человек размещен в условиях повышенной комфортности. Рядовой состав размещается в четырехместных каютах, а командный в двухместных каютах, оснащенных системой кондиционирования.

На лодке имеются баня и плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева.


Также на крейсере есть Зона релаксации — салон для отдыха с «живым уголком» и две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов.




С осени 2007 года в кают-компании находится экспозиция, посвященная Куликовской битве, организованная при поддержке тульского музея-заповедника «Куликово поле». Музей на борту лодки — самый труднодоступный музей в России!

Прием пищи на лодке происходит в три смены: три завтрака, три обеда и три ужина. Вахта на камбузе несется тоже посменно. При нахождении экипажа в море в ежедневном рационе моряка положены — шоколад, красное вино, красная икра или красная рыба.


Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка, согласно открытым данным, спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 лошадиных сил, а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в специальных кольцевых обтекателях.

Эпилог

Помимо рекорда за свои размеры и водоизмещение – 48 000 тонн, «Дмитрий Донской» стал и самым быстрым из всех кораблей серии. В подводном положении он может развивать скорость до 27 узлов, а в надводном – до 12.

Вполне возможно, что совсем скоро АПЛ перестанет выполнять свои задачи. Тем более, что имя легенды подплава «Дмитрий Донской» передано новой строящейся по проекту 955А («Борей-А») подлодке. Но мы уверены, что будущее крейсера — корабль-музей. Тем более, если смотреть на его младших товарищей, корабль может простоять у причала и 10, и 20 лет — время есть!


Zakk Wylde

#106
Корвет «Меркурий» проходит государственные испытания в Балтийском море

Новейший корвет «Меркурий» проекта 20380 приступил к программе государственных испытаний в морских полигонах Балтийского флота.

Представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем корабля и членами государственной приемной комиссии проводят маневренные и скоростные испытания корабля, проверяют работу всех агрегатов, систем и узлов, вооружения корабля, навигационных и радиотехнических средств.

По завершению морской части программы испытаний будет произведена ревизия оборудования корабля. Заводом-изготовителем будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. о флота регулярно привлекаются к обеспечению испытаний новых кораблей и судов.

«Меркурий» — российский корвет с управляемым ракетным оружием, пятый корабль проекта 20380, построенный на заводе «Северная верфь» (входит в ОСК). Предназначен для патрулирования ближней и дальней морской зоны, а также для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками и самолётами противника.

Zakk Wylde

Новейший малый ракетный корабль «Буря» приступил к государственным испытаниям

Новейший малый ракетный корабль (МРК) «Буря» проекта 22800 — носитель крылатых ракет «Калибр», построенный на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» для Балтийского флота, приступил к прохождению программы государственных испытаний в морских полигонах БФ.

Представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем корабля и членами государственной приемной комиссии проводят маневренные и скоростные испытания корабля, проверяют работу всех агрегатов, систем и узлов, вооружения корабля, навигационных и радиотехнических средств.

В ближайшее время в рамках государственных испытаний экипажу предстоит выполнить артиллерийские стрельбы по морской цели из артиллерийского комплекса корабля.

В морских полигонах Балтики регулярно проходят испытания новой техники для Военно-Морского флота России и иностранных государств. В обеспечении этих мероприятий постоянно задействуются корабли, суда обеспечения, спасательные силы и морская авиация Балтийского флота.

Zakk Wylde

Минпромторг: в России к 2027 году на средства ФНБ построят 270 гражданских судов

На эти цели запрошено выделить из ФРП 130 млрд рублей

В России к 2027 году будет построено 250-270 гражданских судов. Об этом сообщили журналистам в Минпромторге.

Вице-премьер России Денис Мантуров дал поручение о строительстве на российских верфях широкой номенклатуры гражданских судов. Как рассказал агентству замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, в ближайшее время в ведомстве ждут одобрения выделения средств на это от Минфина.  Возможность реализации такого проекта прорабатывается, подтвердили журналистам в пресс-службе Министерства финансов.

Также потребуется согласовать программу гражданского судостроительства с Минэкономразвития и дождаться распоряжения правительства РФ о включении ее в перечень тех проектов, которые могут претендовать на средства ФНБ.

После получения всех этих согласований в ближайшие четыре года предстоит построить земснаряды, пассажирские суда, танкеры «река — море», краболовы, рыболовные суда и крупнотоннажный флот. Предусмотрена постройка 250-270 судов, на что из ФНБ в Минпром рассчитывают получит 130 млрд рублей.

Сообщается также, что в сентябре Минпромторг рассчитывал на выделение из ФНБ 286,5 млрд рублей. А всю программу ведомство оценивало в 477 млрд. Теперь ту программу, которая должна была продлится на пять лет дольше, до 2032 года, решено разбить на два этапа, и речь идет о финансировании первого из них.

Виктор Евтухов отметил также, что сейчас на российских верфях строят 291 судно, общая стоимость работ составляет почти 1 трлн рублей. РБК приводит также заявление замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Денис Стриженов, сказанные на совещании в Совете Федерации, в соответствие с которым российские верфи и конструкторские бюро обладают необходимыми компетенциями, чтобы спроектировать и построить эти суда на фоне санкций.

Всего к 2035 году в России могут построить 1,1 тыс. гражданских судов. На это потребуется более 3 трлн рублей.

Добавим, вопрос развития судостроительной промышленности находится на контроле у президента России Владимира Путина. Одно из последних совещаний по этой теме было проведено в августе.

«У России есть всё необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ», — сказал тогда глава государства.

Одним из главных и перспективных направлений отечественного судостроения он назвал строительство крупнотоннажных судов. «Мы уже приняли решение финансировать часть затрат на такие проекты в том случае, когда они увязаны с локализацией производств, с созданием в России самых передовых технологий в этой сфере», — добавил президент России.

Денис Мантуров сообщил тогда, что на 63 предприятиях  в разных стадиях строительства находится около 300 судов и морской техники. По оценке Минпромторга, потребности частных и государственных заказчиков находится н период до 2035 года составляют ещё более 700 судов.

Slava16

Российский Атомфлот анонсировал строительство нового судна проекта 22770

В 2024 году государственное предприятие «Атомфлот» планирует начать строительство судна атомно-технологического обслуживания современного российского проекта 22770. 158-метровое судно водоизмещением более 22000 тонн спроектировано ЦКБ «Айсберг» в 2018 году для полного комплекса работ по перезарядке реакторных установок российских атомных ледоколов и плавучих сооружений с ядерной энергетической установкой. Построить его необходимо до 2028 года – подчеркивают в «Атомфлоте».

Судно проекта 22770 будет оснащено дизельной энергетической установкой и обладать ледовым классом Arc5* (позволяет выполнять рейсы в условиях арктических морей). Согласно информации ЦКБ «Айсберг», это новое многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания (МСАТО) предназначено для замены вырабатывающего свой ресурс советского предшественника проекта 1948 – 130-метровой плавбазы «Имандра», построенной в 1981 году.

Новое судно будет выполнять: выгрузку отработанного ядерного топлива из реакторных установок обслуживаемых судов; загрузку свежего ядерного топлива в реакторные установки обслуживаемых судов; прием, хранение и выдачу жидких радиоактивных отходов, образующихся в процессе эксплуатации судовых реакторных установок, а так же в процессе перегрузки ядерного топлива; выдержку отработавших тепловыделяющих сборок с целью снижения остаточных тепловыделений; загрузку выдержанных отработавших тепловыделяющих сборок в транспортные контейнеры для передачи на переработку; дезактивацию съемного оборудования судовых реакторных установок и перегрузочного оборудования.

*Что такое "ледовый класс Arc5". Судно может осуществлять самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,0 м в летнее-осеннюю. Возможно плавание за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,9 м в зимнее-весеннюю и до 1,2 м в летнее-осеннюю навигацию.




https://dzen.ru/a/Y6KEcgaxeA_n4OrP


Zakk Wylde

Завод «Нефтефлот» и ГТЛК подписали контракт на постройку земснаряда проекта Ц480М2рД

Самарский судостроительный завод «Нефтефлот» и Государственная транспортная лизинговая компания» подписали контракт на строительство и поставку земснаряда по проекту Ц480М2рД. Цена контракта составляет 298,6 млн рублей.

Как отмечается в сообщении ЗАО «Нефтефлот», лизингополучателем по контракту выступает частная российская компания. Судно должно быть передано заказчику до 31 декабря 2023 года.

Отметим, земснаряд проекта Ц480М2рД предназначен для разработки и транспортировки грунта гидравлическим способом при строительстве земляных инженерных сооружений и добычи строительных материалов.

Zakk Wylde

«Эмпериум» планирует выйти на рынок Вьетнама

Компания «Эмпериум» прорабатывает возможность производства, а также продажи судов и судовой инфраструктуры совместно с инвестиционной компанией Вьетнама. Об этом Интерфакс сообщила пресс-служба Sitronics Group по итогам промышленного форума «Бизнес-диалог: Россия-Вьетнам» в Ханое.
ЦитироватьЭлектрические суда сейчас не представлены на рынке Вьетнама, хотя, в целом, страна обладает значительным флотом, в том числе, пассажирских и туристических судов. При этом во Вьетнаме судостроение — на весьма высоком современном уровне: более 90% судов вьетнамского флота построено на отечественных верфях. Это позволяет обеспечить локализацию и широкомасштабное строительство наших электросудов во Вьетнаме, рассказал генеральный директор компании «Эмпериум» Борис Абашин.
В качестве акватории первого пилотного проекта рассматривается бухта Халонг в северо-восточной части Вьетнама. Отмечается, что бухта является одним из наиболее популярных и узнаваемых туристических направлений страны.

Zakk Wylde

На 35-м СРЗ началась операция по выводу из дока авианосца «Адмирал Кузнецов»

На 35-м судоремонтном заводе началась операция по выводу из сухого дока тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источники в судостроительной отрасли.

Планируется, что около месяца уйдет на заполнение дока водой, после чего корабль будет переведён к причалам предприятия.

Ранее сообщалось, что авианосец зашел в док в мае, в июне начались доковые работы по его ремонту и модернизации. Также сообщалось, что «Севмаш» в 2022 году построит батопорт в рамках технического перевооружения сухого дока на мурманском 35-м СРЗ, в котором будет проходить доковый ремонт «Адмирала Кузнецова». Батопорт заменит в доке временную перемычку.

Zakk Wylde

Как прошел 2022 год для Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» — это визитная карточка региона, который первым вступил в программу строительства нового рыбопромыслового флота, строит корабли для ВМФ, а также для ВМС зарубежных стран. Причем сейчас на заводе строится самое крупное рыболовецкое судно по программе инвестквот «Виктор Гаврилов» проекта 5670 WSD.

«Янтарь» активно занимается модернизацией предприятия и очень много внимания уделяет своим сотрудникам. Команда «Медиапалубы» поговорила с генеральным директором ПСЗ «Янтарь» Ильей Самариным и вместе с ним подвела итоги уходящего года для предприятия.

П: Илья Сергеевич, с какими результатами завод «Янтарь» подошел к завершению 2022 года?

— Для завода «Янтарь», как и для многих отечественных предприятий, уходящий 2022 год оказался непростым. Но большинство негативных тенденций все же удалось преломить при поддержке Объединенной судостроительной корпорации, федеральных и региональных органов правительства, Союза машиностроителей России.

Наша глобальная цель в этом году состояла в том, чтобы обеспечить стабильность работы предприятия и социального самочувствия работников, а также создать условия для повышения конкурентоспособности ПСЗ «Янтарь» и его развития. Забегая вперед скажу, что с этими задачами мы справились.

Логистические проблемы с перекрытием доставки грузов сухопутным путем, благодаря помощи Минпромторга и Правительства Калининградской области, решаются довольно успешно. В свою очередь отказ в поставке оборудования рядом зарубежных поставщиков даже по ранее заключенным контрактам потребовал времени на то, чтобы подобрать российские аналоги. Наглядный пример – активная проработка замены импортного оборудования для обеспечения заказов на отечественное (палубное оборудование, оборудование очистки нефтесодержащих вод и другое). Задача, в конечном счете, решаема, но оказывает влияние на сроки завершения работ.

Тем не менее, процент выполнения производственной программы по итогам года планируется выше, чем в прошлом периоде – более 95 процентов. Так, до конца декабря, планируем передать заказчику ОИС «Евгений Горигледжан» и СКР «Неустрашимый», которые сейчас проходят ходовые испытания. Всего же сегодня в работе на различных этапах строительства находится 9 заказов плюс еще 4 корабля ВМФ прошли доковый ремонт. Кроме того, в 2022 году мы спустили на воду фрегат «Тамала», который строится по линии военно-технического сотрудничества.

Серьезное внимание мы уделяем строительству судов для гражданских заказчиков. Такая активная диверсификация производства связана с переходом на новую маркетинговую стратегию на рынке гражданского судостроения в пользу полного строительства судов «под ключ». Приоритет отдается заказам на изготовление технически сложных типов судов.

Из таких заказов отмечу, прежде всего, большой морозильный рыболовный траулер «Виктор Гаврилов» проекта 5670WSD. Он строится по заказу Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина. Это самый крупный из БМРТ, строящихся в настоящее время на российских верфях: его водоизмещение составляет 14210 тонн, наибольшая длина – 121 м. Проект БМРТ 5670WSD разработало петербургское конструкторское бюро ООО «Вяртсиля Восток».

Сегодня из-за отказа от выполнения проектных работ компанией «Вяртсиля», допроектирование судна и привязку оборудования российского производства в рамках программы импортозамещения продолжает петербургская компания «Форсс Технологии». После чего завод «Янтарь» планирует форсировано завершить активную фазу строительства и передать судно заказчику.

Судно предназначено для лова пелагических пород рыбы, а также будет использоваться как плавбаза для переработки рыбы. На борту судна разместятся орудия лова, рыбоперерабатывающее оборудование и морозильные трюмы для хранения готовой продукции. Рыбоперерабатывающая фабрика сможет выпускать готовые консервы, рыбий жир, муку, а также разделанную и упакованную рыбу. Промысел будет вестись в северо-западной части Тихого океана.

Наработанный опыт и производственные мощности АО «ПСЗ «Янтарь» позволяют выполнить весь цикл подготовительных, производственных и сдаточных работ в рамках программы по обновлению рыболовного флота. Полученный опыт строительства рыболовецких судов разных размерений и классов, с различными эксплуатационными свойствами, типами оборудования и технического оснащения гарантирует высокий уровень качества выполнения задач.

Имеющаяся технологическая база позволяет успешно выполнять работы по строительству рыболовецких судов в зависимости от их назначения, способа ловли (траулеры, сейнеры, дрифтеры, плавучие перерабатывающие и морозильные базы) или типу промысла живых ресурсов (рыба, крабы, криль и др.)

Возможности нашего предприятия также позволяют предлагать заказчикам строительство судов следующих типов: буксиры, паромы, сухогрузы, научно-исследовательские суда. Сегодня завод предлагает реализацию технически сложных типов гражданских судов, таких как многофункциональные аварийно-спасательные суда, гидрографические суда для работы в непростых условиях Северных судоходных районов.

В марте 2022 года мы заложили многофункциональное аварийно-спасательное судно (АСС) «Певек» проекта MPSV06М. Это дизель-электрическое судно-ледокол класса Icebreaker6 неограниченного района плавания. АСС «Певек» станет первым в серии подобных судов, построенным по модернизированному проекту. Длина судна – 86 м, ширина – 19,1 м, водоизмещение – около 5 тыс. т, скорость – 15 уз. «Певек» сейчас находится в стадии допроектирования.

Важным событием этого года стало подписание контракта на строительство второго аварийно-спасательного судна этого проекта. Серийное строительство позволяет более ритмично и эффективно планировать работу, это экономически выгоднее для предприятия.  Также решаются задачи по диверсификации производства и наращиванию объемов гражданского судостроения, обеспечению загрузки производственных мощностей в 2022-2025 гг.

Кроме того, в 2022 году мы возобновили строительство ОИС «Алмаз», и он занял свое место на достроечной набережной.

Очень востребованным является наш новый проект, который мы реализуем совместно с другими компаниями — скоростной катер катамаранного типа «Добрыня». За основу взят концептуальный проект катера катамаранного типа. В реализации проекта помимо АО «ПСЗ «Янтарь» участвуют компания «Альбатросс Марин Дизайн», ООО «Палубное оборудование», Прибалтийский судостроительный техникум.


Катер предназначен для патрулирования, перевозки пассажиров и частного использования. На его основе возможно строительство маломерных катеров размерениями от 15 до 30 метров с возможностью параметрических изменений. Хорошая остойчивость и низкая осадка позволяют использовать его во внутренних водоемах, в том числе городах. Типовой проект может послужить основой серийного строительства маломерных судов: при внесении в него некоторых изменений в кратчайшее время может быть трансформирован, как по величине (длина, ширина, водоизмещение), так и по назначению (разработаны варианты служебного патрульного, медицинского, транспортного, пожарного, туристического катеров, спасательно-эвакуационного судна, круизной яхты).

Уникальность работ по строительству катера «Добрыня», в первую очередь, в осуществлении их на базе созданной нами универсальной цифровой платформы. Катер строится по технологии компьютерных 3D-моделей, без обычных бумажных чертежей — проектно-конструкторская документация полностью переведена в «цифру». В ходе реализации проекта решены задачи по поиску отечественных поставщиков оборудования и обеспечению логистических цепочек: доля импортозамещения при строительстве катера достигает 80-85%.

П: Удалось ли достичь намеченных целей в части модернизации и технического перевооружения производства?

— ПСЗ «Янтарь» продолжает строить и модернизировать достроечные набережные, мы существенно обновляем станочный парк цехов, внедряем новые технологии производства. Завод одним из первых в отрасли применил такую современную модель производства, как цифровая трансформация. В планах организация совершенно новых производственных мощностей, которые отвечают самым современным требованиям судостроения.

В 2022 году в рамках Государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» завод продолжил работу по проекту «Техническое перевооружение трубогибочного и машиностроительного производств ОАО «ПСЗ «Янтарь». Во втором квартале при участии руководства ОСК введены в эксплуатацию два новых станка отечественного производства: токарно-карусельный и токарно-валовый. Оба станка с ЧПУ. Новые краны и оборудование модернизируемых достроечных набережных также отечественного (калининградского) производства.

Всего из запланированных к приобретению в рамках Проекта 218 единиц технологического оборудования уже введено в эксплуатацию 215 единицы технологического оборудования (133 по трубогибочному производству и 82 по машиностроительному). Это в частности токарно-валовый станок с ЧПУ, предназначенный для полного цикла обработки судовых валолиний длиной до 20 метров; большой токарно-карусельный станок, оборудованный отечественной системой числового программного управления, разработанной российской компанией «Мехатроника». Станочный парк трубогибочного производства пополнился станком с ЧПУ для холодной гибки труб диаметром до 160 мм. В июне 2022 года ПСЗ «Янтарь» заключил контракт на поставку вертикального фрезерного обрабатывающего центра 5-осевого с ЧПУ. Планируемый срок поставки – апрель 2023 года, таким образом, все работы по Проекту планируется закончить к середине следующего года. Это очень хороший показатель.

Кроме того, в отчетном году мы сами приобрели станок для гибки профилей, заключили договор на поставку установки гидроабразивной резки. На участке вентиляции цеха №43 запустили в работу автоматизированный склад листового металлопроката с ЧПУ.

На реконструированной достроечной набережной №6 в апреле 2022 введены в эксплуатацию два портальных крана 10 и 20 тонн производства АО «Балткран». Экономический эффект от активного использования реконструированной набережной в строительстве и ремонте заказов достаточно серьезен, плановая реконструкция еще ряда набережных намного повысит производственные возможности завода, позволив осуществлять строительство гораздо большего количества заказов. Так, в этом году стартовала реконструкция 600-метровой набережной №5, которая также будет оборудована двумя портальными кранами 10 и 20 тонн, лебедками, новой модульной трансформаторной подстанцией и иным оборудованием, необходимым для достройки кораблей. Завершение реконструкции планируется в 2023 году.

Zakk Wylde

Как прошел 2022 год для Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» (продолжение)

В планах организация совершенно новых производственных мощностей, отвечающих самым современным требованиям судостроения.

В ноябре 2022 года было принято знаковое для нас распоряжение Правительства РФ о выделении финансирования на строительство подъемно-спускового ремонтного плавучего дока для нужд завода. Приступить к реализации проекта предприятие готово уже в наступающем году, служба главного инженера разрабатывает технологические и конструкторские решения.

Уже ведутся предпроектные работы по определению компоновки нового корпусообрабатывающего цеха для дальнейшего включения этого проекта в ГП ОПК с 2024 по 2033 год.

Продолжаем работу с министерствами и ведомствами о выделении финансирования со стороны государства на строительство нового корпусообрабатывающего цеха, реконструкцию набережных №7 и 8, строительства нового гальванического цеха, камер очистки и прокраски секций и блоков.

П: Техническое перевооружение, как правило, ведет за собой инновационные изменения в системе производства. Что бы вы отметили за 2022 год?

— Завод «Янтарь» уделяет очень большое внимание тому, чтобы не просто идти в ногу со временем, а отмечать все перспективные тенденции и внедрять их на практике. В уходящем году на заводе создан Центр исследований и разработок, целью которого является разработка и внедрение инновационных проектов и новых цифровых технологий. Совместно с Балтийским инжиниринговым центром БФУ им. Канта уже начата совместная разработка универсального станка и освоение технологии наплавки баббита на подшипники, выполнено совместное проектирование и изготовление деталей комплектующего оборудования импортного производства, вышедшего из строя в процессе проведения испытаний одного из строящихся заказов. Кроме того, совместно с компанией Glazar внедряем технологию дополненной реальности на проекте «Добрыня». Осваиваем современные технологии, такие как лазерная очистка поверхностей.

В результате цифровизации подачи и выполнения заявки на перевозку тары спецтехникой удалось почти в 4 раза сократить среднее время выполнения заявки на перевозку. Еще один успешно внедренный проект в 2022 году — это внедрение установки для обеспечения мониторинга в режиме реального времени работы производственного оборудования в цехах обработки металла и механосборки. Также на базе механосборочного цеха ведем разработку комплекса отслеживания продукции через сканирование QR-кодов. В дальнейшем этот опыт распространим и на другие производственные подразделения.

Понятно, что внедрять инновации необходимо при вовлеченности всех работников. В этом нам помогают инструменты производственной системы. В течение 2022 года на предприятии выполнялся комплекс мероприятий, направленный на исполнение более 70 критериев. И этот комплекс дал хороший эффект: в 2021 году у нас была самая высокая динамика роста уровня зрелости производственной системы среди ДЗО АО «ОСК» за 2021 год (показатель роста 56 процентов), за 2022 год плюс к этому достигнуты еще 23% роста комплексного показателя зрелости производственной системы завода.

В декабре 2022 года по итогам конкурса, который проводился ОСК, мы были отмечены кубком «Прорыв года» за самую высокую среди корабелов корпорации динамику роста показателей развития.

То есть мы переходим на четвертый уровень зрелости из пяти возможных. Уровень совершенствования организации рабочего пространства (5S) в этом году достиг 70%, это серьезный рост — во 2 квартале текущего года по итогам аудита ОСК он составлял 41%.

Два наших проекта «Создание образцового потока на участке изоляции» и «Повышение эффективности использования спецтехники» вошли в ТОП-10 лучших проектов производственной системы среди группы предприятий АО «ОСК».

Сотрудники «Янтаря» в 2022 году подали более 600 предложений по улучшению (ППУ), из которых принято к реализации более 300. ППУ с самым большим экономическим эффектом подано заместителем начальника цеха 24 Д.А. Подерягиным с экономическим эффектом в 527,9 тыс. рублей.

Благодаря открытию кайдзен-мастерской мы движемся к цели сократить среднее время реализации ППУ до 5-7 дней после принятия экспертной комиссией.

Свыше 3500 заводчан прошли онлайн-курс дистанционного обучения инструментам производственной системы. Совместно с Прибалтийским судостроительным техникумом мы создали «Фабрику процессов», на базе которой прошли практическое обучение инструментам производственной системы в виде деловой игры более 660 сотрудников завода, учащиеся техникума и инженерных классов.

В 2022 году команда АО «ПСЗ «Янтарь» стала победителем VII открытого корпоративного чемпионата профессионального мастерства работников обществ группы ОСК в компетенции «Бережливое производство», а на Всероссийском этапе чемпионата высокотехнологичных профессий «Хайтек-2022» в этой компетенции наша команда завоевала «серебро».

П: Что делается на предприятии для улучшения условий труда?


— Модернизация не ограничивается только производственными мощностями: не меньшее внимание мы уделяем создания современной комфортной рабочей среды для сотрудников завода. Эта важная социальная задача позволяет повысить производительность труда, свести к минимуму травматизм и профзаболевания, положительно сказывается на удержании квалифицированных кадров.

Так, завершены строительно-монтажные работы по прокладке магистрального газопровода к заводу, готовимся к работам по подключению. Газификация позволит сократить затраты, нарастить темпы работ и существенно повысить экономическую эффективность производства, так же как и присоединение к городским сетям водоснабжения, которое мы завершили в уходящем году. Завершаем работу и по переходу на получение воды от городских сетей Водоканала.

Реконструируем теплотрассу между корпусами 168 и 49. Работы ведутся по программе энергосбережения, утвержденной генеральным директором ОСК Алексеем Рахмановым.

Для улучшения бытовых условий работников в заводских помещениях отремонтировали 82 санузла из 97 запланированных. В двух цехах по просьбам рабочих организовали удобные помещения для приема пищи. Закуплены и установлены стиральные машины для стирки спецодежды. В цехе № 3 открыт и лицензирован медицинский пункт в дополнение к уже имеющемуся в цехе №41. Увеличено количество мест на велопарковке возле корпуса 10, там же организована стоянка электротранспорта.

Близится к завершению капитальный ремонт дорожного полотна от ул. Суворова до завода «Янтарь», проводимый совместно с администрацией Калининграда. При ремонте обустраиваются места для стоянки автотранспорта, ливневая канализация, освещение, тротуары. Проект предусматривает также реконструкцию остановочной группы возле заводской проходной №2, о чем просили сотрудники завода на встрече с губернатором области А.А. Алихановым.

Немалое внимание уделяем благоустройству и созданию комфортной среды: возле набережной №8 строится часовня Георгия Победоносца, причем строительство ведется за счет благотворительных пожертвований; обновлены Аллея трудовой славы завода и входная группа у проходной №2, памятный сквер возле корпуса №15. Руками заводчан на территории предприятия обустроено несколько уголков отдыха с интересными малыми архитектурными формами и озеленением. Это их подарок заводу.

Весь этот комплекс мер позволяет сделать более комфортными условия труда для более 4 тысяч сотрудников АО «ПСЗ «Янтарь»

П: Есть ли проблемы с квалифицированными кадрами – подбором, удержанием, обучением?

— На конец года списочная численность работников составила 4256 человек, что на 70 человек больше, чем в начале года.

Один из самых важных факторов – стабильная высокая заработная плата, социальный пакет, возможность профессионального роста. Все это АО «ПСЗ «Янтарь» своим сотрудникам обеспечивает в полной мере. Планомерно повышается уровень средней заработной платы, намного превышающий средний по региону, проводятся индексации, внедрена система стимулирующих выплат. На заводе много трудовых династий, что наглядно говорит о преемственности поколений.

Выстраивая кадровую политику, мы ориентируемся не только на сохранение имеющегося кадрового потенциала и его развитие, но и на привлечение в отрасль новых сотрудников. Так, в 2022 году заключено 26 договоров на целевое обучение в ведущих вузах: КГТУ, БФУ им. Канта, СПбГМТУ. Проводятся занятия в инженерных классах подшефных школ и лицеев. Ведется отбор учащихся Прибалтийского судостроительного техникума. Ежегодно на завод трудоустраивается молодежь после службы в Научно-производственной роте Балтийского флота.

Пожалуй, самый важный инструмент кадрового развития — собственный учебный центр, созданный в 2021 году для подготовки персонала. Его основными направлениями деятельности являются обучение востребованным, в том числе смежным, профессиям с присвоением разрядов, классов; переподготовка и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения. Учебный центр позволяет решить проблему недостатка необходимых компетенций у работников завода.

За полтора года работы УЦПК обучение по 25-ти образовательным программам прошли более 4100 работников АО «ПСЗ «Янтарь», из них 148 человек — по программе профессиональной подготовки по второй (смежной) специальности. С ноября 2022 года дополнительно организованы курсы: «Управление маломерными судами», «Подготовка водителей транспортных средств», «Стрелковая подготовка», а также тематический кружек «Ораторское искусство». Обучение для заводчан бесплатное.

Для предприятия это тоже выгодно: за 2022 год экономия средств общезаводской статьи расходов на обучение, переобучение, подготовку кадров и доход от оказания образовательных услуг составили более 18 млн. рублей.

П: Вы также упомянули социальную поддержку работников. В чем она заключается?

— Социальная политика предприятия включает Положение о материальной помощи и поощрении работников. Например, в 2022 году на санаторно-курортное лечение были направлены 185 сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста, а также 42 сотрудника, работающих во вредных условиях. 54 заводчанам выплачены частичные компенсации на уплату процентов, начисленных по договорам ипотечного кредита на приобретение жилого помещения или строительства жилья. Оказана единовременная материальная помощь при рождении ребенка 15 матерям. Выплатили компенсацию 40% стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь 43 работникам предприятия. Вручили материальную помощь ко дню пожилого человека 100 ветеранам. А к новому году дети работников получат 2300 подарочных наборов.

В целях популяризации и развития массового спорта АО ПСЗ «Янтарь» ежегодно проводит внутризаводские соревнования по различным видам спорта: нарды, легкоатлетическая эстафета, пулевая стрельба (винтовка, пистолет). В 2022 году возрожден и проведен Кубок по мини-футболу среди цехов и подразделений предприятия.

В 2022 году в Калининграде с 8 по 11 сентября была проведена VII Спартакиада группы ОСК. Команда АО «ПСЗ «Янтарь» заняла первое место. Работа организационного комитета получила высокие оценки от руководителей предприятий Объединенной судостроительной корпорации и участников соревнований. Кроме того, в 2022 году мы возродили празднование Дня завода, провели очередную парусную регату, посвятив ее 15-летию образования ОСК.

В жизни завода активно принимает участие наша молодежь — работает Молодежный совет. В августе 2022 года мы создали создан Волонтерский центр завода «Янтарь». В этом году мы впервые провели Форум заводской молодежи, где приняли участие губернатор Калининградской области А. Алиханов и министр по молодежной политике региона. За несколько месяцев наши волонтеры провели уже около 10 акций: собирали помощь для благотворительных фондов, посылки для ЛНР и ДНР, организовывали экскурсии для детей с ограниченными возможностями здоровья, провели субботники на заводской и городской территориях, помогли приюту для животных. Команда КВН «Завод», которая в 2022 году завоевала гран-при на региональном конкурсе КВН заводской молодежи.

В заключении отмечу, что в 2023 год мы вступаем с неплохими результатами, сохранив стабильность и создав заделы для дальнейшего развития предприятия. Хочу поблагодарить всех работников завода «Янтарь» — всю нашу большую команду за ответственную и напряженную работу в уходящем году и пожелать всем здоровья и благополучия в новом 2023 году!

Zakk Wylde

Компания из Ростов-на-Дону модернизирует эллинг «Северной верфи»

«Северная верфь» подписала договор с компанией «РусГард» из Ростова-на-Дону на строительство первого этапа современного судостроительного комплекса завода. Компания стала единственным участником и победителем соответствующего открытого конкурса.

Об этом «Коммерсант» сообщили в пресс-службе верфи. Изданию пояснили, что по условиям договора его стоимость не разглашается. Источники финансирования строительства — федеральный бюджет и собственные средства завода. Генподрядчик должен завершить возведение колонн эллинга, установить перекрытия, выполнить обшивку здания, построить административно-бытовой корпус, закупить предусмотренное договором станочное и крановое оборудование. Срок окончания работ — март 2024 года.

Генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов напомнил, что два предыдущих генподрядчика не справились с объемом задач и не смогли выполнить контрактные обязательства. Оба находятся в состоянии банкротных процедур.
ЦитироватьНадеемся, что в этот раз такое не повторится, и эллинг будет построен. У нас очень плотная производственная программа, нам необходимы дополнительные стапельные места. Мы заинтересованы в скорейшем окончании работ,— сказал Игорь Орлов.
Эксперты высказывались о необходимости строительства эллинга, что позволит повысить производительность при выполнении заказов и для ВМФ, и для гражданских заказчиков и повысить экономическую эффективность работы Северной верфи.

Zakk Wylde

#117
«Адмиралтейские верфи» спустили на воду подводную лодку «Великие Луки» проекта 677

На «Адмиралтейских верфях» состоялась торжественная церемония спуска на воду подводной лодки «Великие Луки». Подлодка построена по доработанному техническому проекту 677.

Подводные лодки проекта 677 спроектированы ЦКБ МТ «Рубин» (входит в ОСК) и предназначены для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций и ведения разведки.

«Подводные лодки проекта 677 «Лада» относятся к новому поколению неатомных подводных лодок. На сегодняшний день подводные лодки данного проекта признаны самыми современными дизель-электрическими лодками, предназначенными для ВМФ России. На корабле установлены глубоко модернизированные образцы оборудования: система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс и другие. Адмиралтейские верфи являются единственным заводом, строящим корабли этого класса в России» — отметил в своем обращении Статс-секретарь — Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.
https://vk.com/video-166596029_456242099

https://t.me/good_events_russia/4565

Zakk Wylde

Северный флот приступил к испытаниям АПЛ «Тамбов» проекта 671РТМК

Филиал Центра судоремонта «Звездочка» выполнил ремонт и модернизацию атомной подводной лодки «Тамбов» проекта 671РТМК. Её испытания могут продлиться до полугода.

Б-448 «Тамбов» — советская и российская торпедная атомная подводная лодка проекта 671РТМК «Щука». В 2015 году отправлена на ремонт и частичную модернизацию на СРЗ «Нерпа«, которые, по плану, должны были завершиться в 2021 году, однако перенесены были на 2022 год.

После успешного завершения испытаний подлодка будет передана Северному флоту.

Zakk Wylde

Ахтубинский ССЗ построил для Морспасслужбы буксир-спасатель «Николай Семенченко» проекта NE011

Государственная приемная комиссия 22 декабря приняла морской противопожарный буксир-спасатель проекта NE011 «Николай Семенченко», построенный на Ахтубинском судостроительно-судоремонтом заводе по заказу ФКУ «Дирекция госзаказчика».

Судно, которое было заложено 22 января 2020 года, построено в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года» для нужд Морской спасательной службы.

Предназначено для буксировки несамоходных плавсредств, установки и снятия знаков плавучей и береговой судоходной обстановки, заводки и подъема якорей, перевозки грузов на рабочей палубе, обеспечения работы дноуглубительного флота, обеспечения гидростроительных работ, доставки и развертывания средств ЛАРН, а также помощи в тушении пожаров.

Район плавания — морская акватория и внутренние водные пути. Предполагается использовать судно при плавании в мелкобитом разреженном льду толщиной до 70 см, а также за ледоколом в сплошном льду толщиной до 65 см.

Судно названо в честь нашего работника, начальника техотдела, которому в 2021 году исполнилось 87 лет. Он практически всю свою жизнь отдал отрасли, застал подъем судов, затонувших во времена ВОВ. Коллегиальным решением решили отметить Николая Николаевича и назвать судно его именем. Строятся еще два катера-бонопостановщика.