Арктика и Сeвepный Мopcкoй Пyть

Автор Zakk Wylde, 27 октября 2022, 18:31

« назад - далее »


Zakk Wylde

#16
Высокоскоростной интернет идет по российской Арктике

В ноябре 2022 года завершена прокладка 311-километровой волоконно-оптической магистральной линии связи (ВОЛС) на севере Якутии из села Жилинда Оленекского района до райцентра Саскылах Анабарского национального (долгано-эвенкийского) района.

Теперь к скоростному каналу передачи данных с безлимитным тарифом подключены дома местных жителей (скорость до 70 Мбит/с) и 22 объекта инфраструктуры (скорость до 100 Мбит/с). Раньше в этой местности был только дорогостоящий спутниковый канал доступа в интернет.

Строительство ВОЛС велось в экстремальных условиях арктического Севера с использованием отечественного технического решения Института мерзлотоведения Сибирского отделения Российской академии наук для прокладки сетей в условиях вечной мерзлоты.

Как сообщают местные власти, новые линии волоконно-оптической связи будут прокладываться дальше, в 2023 году достигнут населенного пункта Юрюнг-Хай Анабарского района и побережья Северного Ледовитого океана. Необходимо охватить ВОЛС еще 11 удаленных районов в Якутии







Zakk Wylde

Показатель грузооборота по Севморпути составит 34 млн тонн в этом году

 Показатель грузооборота по Северному морскому пути (СМП), установленный на 2022 год в размере 32 млн тонн (согласно паспорту национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»), будет превышен и составит около 34 млн тонн. Об этом ТАСС сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в кулуарах XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который проходит в Санкт-Петербурге.

«Целевой показатель грузооборота по Северному морскому пути, установленный на 2022 год (32 млн тонн), будет превышен и составит около 34 млн тонн. Фактический грузопоток в акватории СМП по состоянию на 7 декабря уже достиг 31,8 млн тонн», — сказал министр.

Он подчеркнул, что в структуре грузопотока более 60% занимает СПГ. Также по Севморпути перевозятся нефть, генеральные грузы, контейнеры, газоконденсат.

Северный морской путь — кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. План его развития утвержден до 2035 года. По прогнозу, грузопоток этого коридора может вырасти с нынешних 35 млн тонн до целевого показателя в 220 млн тонн.

Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.

Zakk Wylde

«Норникель» договорился с «Атомфлотом» о круглогодичной проводке судов по СМП

Старший вице-президент – руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий и и. о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица подписали на санкт-петербургском форуме «Арктика: настоящее и будущее» уникальный по продолжительности контракт на привлечение атомного ледокола серии 22220. Об этом сообщает пресс-служба «Норникеля».

По договору новый атомный ледокол будет использоваться для проводки судов «Норникеля» в акватории Северного морского пути до конца 2041 года с возможной пролонгацией до конца 2051 года. В настоящее время с «Норникелем» работает атомоход «Сибирь». С начала 2022 года он осуществляет круглогодичную навигацию на линии Мурманск/Архангельск – Дудинка и работает в Енисейском заливе.

Договор предусматривает оказание услуг по прокладке и поддержанию проходимости каналов в ледовом припае реки Енисей от Енисейского залива до порта Дудинка, а также ледокольное обеспечение судов на участке от западной кромки льдов до порта Дудинка и (или) обратно (западный сектор Северного морского пути, район Карского моря).

Заключенный контракт является частью масштабного стратегического партнерства «Норникеля» и «Росатома» с целью развития Северного морского пути. Партнерство позволяет «Норникелю» на протяжении долгого времени получать гарантированное ледокольное обеспечение, а «Росатому» – обеспечивать загрузку уже имеющегося у него ледокольного флота и возможность финансировать постройку новых ледоколов.

Всего в рамках соглашения «Норникель» привлекает у «Атомфлота» два атомных ледокола «Вайгач» и «Сибирь». И один дизельный «Адмирал Макаров». Такая группировка позволяет проводить в порт Дудинка до 11 судов в месяц.

Zakk Wylde

Проект российских ученых по исследованию развития Арктики выиграл грант РНФ

Проект ученых Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) в Якутии и Карельского научного центра РАН по исследованию и анализу развития арктической зоны выиграл грант Российского научного фонда (РНФ), сообщили в пресс-службе вуза.

«Совместное исследование ученых Северо-Восточного федерального университета и Карельского научного центра РАН поспособствует развитию инновационной системы арктической зоны в условиях импортозамещения. Проект поддержан грантом Российского научного фонда с ежегодным финансированием в размере 1,5 млн рублей. Срок реализации — 2023-2024 годы», — говорится в сообщении.

Исследования в рамках гранта будут направлены на разработку новых подходов, методологии системного исследования и моделирования социально-экономического развития регионов Арктической зоны РФ. «На первом этапе работы мы планируем сбор и обработку статистических данных за 1990-2019 годы по развитию инновационной экономики арктической зоны», — цитирует пресс-служба ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского института региональной экономики Севера СВФУ Николая Егорова, который работает над проектом. В ходе анализа результатов ученые изучат развитие экономики арктической зоны и оценят влияние каждого из рассматриваемых секторов, выделят виды деятельности, оказавшие наиболее существенное влияние на экономику.

Как отметили в вузе, значимость исследования заключается еще в том, что результаты можно использовать при разработке нормативно-правовых и программно-плановых документов регионального и федерального уровня, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в сфере инновационного менеджмента и запуска стартапов.

На завершающем этапе исследователи проведут математический анализ построенных моделей. «Это позволит определить условия, при которых влияние того или иного объекта стало определяющим или незначительным. Ученые также подготовят рекомендации по вариантам реализации экономической и инновационной политики на перспективу», — добавили в пресс-службе.

Zakk Wylde

Объем грузооборота по Северному морскому пути превысил 32 млн тонн

 Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути (СМП) превысил 32 млн тонн. В соответствии с паспортом нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» до конца этого года необходимо было достигнуть именно этого целевого показателя.

«Таким образом, мы досрочно достигли целевого показателя федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». По нашим оценкам грузопоток по Северного морского пути в этом году может достичь 34 млн тонн. Окончательные итоги подведем в январе 2023 года», — сообщил генеральный директор «ГлавСевморпути» Сергей Зыбко.

В период с 1 июля по 30 ноября текущего года обеспечено 100 ледокольных проводок. Без ледокольной проводки (самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию), но при информационном сопровождении «ГлавСевморпути», прошло 30 судов. Наиболее благоприятные условия для плавания на всей акватории Северного морского пути наблюдались в сентябре, а наиболее интенсивное судоходство было отмечено в Карском море (Обская губа, Енисейский залив).

Общая валовая вместимость судов, пошедших через СМП в период с 1 января по 13 декабря этого года, составила 52,5 млн тонн. Основу грузопотока составили нефтегазовые инвестиционные проекты: нефть и нефтепродукты, СПГ и газоконденсат, уголь, рудоконцентрат. Объем генеральных грузов составил 4,2 млн тонн. 

Zakk Wylde

В Арктической зоне могут открыть центры охраны здоровья моряков

В столицах Архангельской и Мурманской областей могут открыть центры охраны здоровья моряков. Об этом в своем выступлении на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» сообщил начальник медицинской службы Главного командования ВМФ Игорь Мосягин.

«В Морской доктрине [есть пункт] «создание многопрофильных медицинских организаций», находящихся в портовых городах, специализированных центров охраны здоровья моряков с возложением на них функций медицинского обслуживания моряков, независимо от места проживания, пункта приписки, государства флага судна. Такой задачей применительно к Арктическому региону является создание центров охраны здоровья моряков в Архангельске и Мурманске», — сказал Игорь Мосягин.

Как сообщает ТАСС, новая редакция Морской доктрины РФ, включающая раздел об охране здоровья моряков, была утверждена в июле 2022 года. По словам Мосягина, в задачи морской медицины входит как сохранение здоровья непосредственно моряков, так и людей, проживающих на приморских территориях, в том числе детей.
«Первый этап [концепции развития морской медицины в России до 2030 года] завершается в этом году, и с 1 января 2023 года до 2027 года начинается этап практической реализации созданных научно-технических заделов», — отметил начальник медицинской службы.

По словам Игоря Мосягина, в 2022 году в Санкт-Петербурге состоялось заседание секции по морской медицине, куда вошли 132 эксперта из числа представителей федеральных ведомств, в том числе Минздрава России, ФМБА, Роспотребнадзора и других. В числе рекомендаций участники совещания предложили рассмотреть Минздраву РФ возможность усилить мобильную бригаду специализированной медицинской помощи линейного атомного ледокола, обеспечивающего проводку судов по Северному морскому пути. Как отметил академик РАН, заместитель генерального директора Сергей Гончаров, возможность в течение 1-3 часов оказать первичную медицинскую помощь на маршруте Северного морского пути — одна из важнейших задач.



Zakk Wylde

ААНИИ развернет гидрометеорологическую сеть в Арктике

К 2024 году ААНИИ развернет высокоточную гидрометеорологическую сеть в Арктике на основе дрейфующих буёв. Это позволит существенно повысить точность прогнозов для безопасной навигации на протяжении Северного морского пути и проводить новые научные исследования.

Как сообщается в Телеграм-канале ААНИИ, проект реализуется в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды» и программы Росгидромета по модернизации наблюдательной сети в Арктике. Согласно плану современные дрейфующие и стационарные измерительные приборы отечественного производства будут установлены в акваториях всех морей российской Арктики, включая трассы СМП.

На данный момент установлены семь дрейфующих метеостанций, в 2023 году будут размещены еще 42. Количество метеостанций будет увеличено в шесть раз. Это позволит получать ежечасные прямые наблюдения о ледовых и метеорологических параметрах в регионе. С учетом скорости передачи данных можно практически в онлайн-режиме уточнять маршруты судов и делать высокоточные численные прогнозы для будущих рейсов.

Zakk Wylde

Росатом озвучил планы на постройку новых судов и модернизации гидрографического флота

20 декабря в Госкорпорации «Росатом» состоялась традиционная встреча генерального директора Алексея Лихачева c капитанами и главными-инженерами механиками «Атомфлот«. Она прошла в новом формате: к мероприятию присоединилось «Гидрографическое предприятие» и «ГлавСевморпуть».
ЦитироватьГод был трудным, хотя у нас каждый год сложнее предыдущего. Но мы нигде слабину не дали, — заявил Алексей Лихачев. — Целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» в 32 млн тонн перевыполнили, перевозки отечественных грузоотправителей выросли примерно на 850-860 тыс. тонн по сравнению с прошлым годом. Понятно, что просел транзит. Будем думать над тем, как стимулировать его, и планируем устойчивый рост российских грузоперевозок: и экспорта, и каботажа. В общем, работы нам прибавится.
Заместитель генерального директора – директор Дирекции СМП Вячеслав Рукша отметил, что расслабляться рано: планируется заключить контракт на строительство пятого и шестого серийных ледоколов проекта 22220, а также судна атомного технологического обслуживания.

И.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица доложил, что в настоящее время в акватории Северного морского пути работают все атомные ледоколы, они обеспечивают безопасные ледокольные проводки в Обь-Енисейском районе.
ЦитироватьСтоит задача сделать судоходство максимально эффективным, быстрым и безопасным. Именно поэтому создан «ГлавСевморпуть». Мы с августа этого года приступили к работе, уже накопился определенный опыт и планируем совершенствовать сложившуюся систему управления, — сообщил генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергей Зыбко.
Главный инженер ФГУП «Гидрографическое предприятие» Андрей Олейников рассказал о ходе модернизации гидрографических судов, а также отметил, что предприятие установило рекорд по объему исследований акватории Севморпути:

«По итогам летне-осенней навигации 2022 года проведена съемка 45,2 тыс. линейных километров рельефа дна. В соответствии с планом навигационно-гидрографического обеспечения 2022 года «Гидрографическое предприятие» также обеспечило непрерывную работу 259 единиц средств навигационного оборудования (СНО) на Севморпути».

Zakk Wylde

#27
Центр «Вектор» исследовал биоразнообразие атмосферы российской Арктики

Специалисты научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» при Роспотребнадзоре в этом году сделали зондирование атмосферы в районах российской Арктики для мониторинга биологического разнообразия. Работы проводилась согласно целям и задачам нацпроекта «Наука и университеты», сообщили в пресс-службе научного центра.

Уже более 15 лет ученые центра следят за численностью и составом микроорганизмов в атмосферном воздухе в приземном слое и на высотах до 10 км. Подобные микроорганизмы оказывают большое влияние на здоровье людей и животных, активно участвуют в формировании, изменении климатических явлений. Самолет-лаборатория на базе ТУ-134, а также портативные заборники, отбирают пробы воздуха для последующего анализа и определения микроорганизмов.

В текущем году специалисты производили зондирование атмосферы в районах российской Арктики. В частности, в сентябре были выполнены полеты по маршруту Новосибирск — Ханты-Мансийск — Салехард — Карское море. Анализ полученных проб показал наличие фрагментов вирусных геномов.

Например, обращает на себя внимание присутствие в арктических аэрозолях бактерий рода Staphylococcus, относящихся к четвертой группе патогенности. Обнаруженные в исследуемых аэрозолях S. epidermidis, S. warneri и S. hominis выявляются прежде всего при больничных инфекциях. Также в атмосфере нашли микроорганизмы рода Kocuria, бактерии родов Curtobacterium и Rothia, которые могут стать причиной менингитов и септицемий у человека на фоне ослабления иммунной системы.

Накопление данных о составе атмосферного воздуха в дальнейшем даст возможность отследить межгодовые и сезонные изменения разнообразия вирусных геномов. Помимо этого, исследование позволит более точно оценить микробиологический фон атмосферы в регионе и определить потенциальную опасность для человека присутствующих в атмосфере микроорганизмов. 

Zakk Wylde

Объем перевозок по Северному морскому пути превысил прогнозы

Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути в 2022 году уже превысил 32 миллиона тонн. Об этом сообщает пресс-служба Росатома.
ЦитироватьТаким образом, мы досрочно достигли целевого показателя федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. По нашим оценкам, грузопоток по СМП в этом году может достичь 34 миллионов тонн. Окончательные итоги подведем в январе 2023 года, – сказал генеральный директор ФГБУ «Главсевморпуть» «Росатома» Сергей Зыбко.
В летне-осеннюю навигацию с 1 июля по 30 ноября ФГУП «Атомфлот» обеспечило 100 ледокольных проводок. Без ледокольной проводки, но при информационном сопровождении Главсевморпути прошло 30 судов.

Наиболее благоприятные условия для плавания на всей акватории СМП наблюдались в сентябре. Наиболее интенсивное судоходство было в Обской губе и Енисейском заливе Карского моря. Общая валовая вместимость судов, прошедших через СМП с 1 по 13 декабря, составила 52 521 тысячу регистровых тонн.

Основу грузопотока составили нефтегазовые инвестиционные проекты: нефть и нефтепродукты – 7,224 миллиона тонн, сжиженный природный газ и газоконденсат – 20,489 миллиона тонн. Угля перевезли 295 тысяч тонн, рудоконцентрата – 43,5 тысячи. Генеральные грузы составили 4,248 миллиона тонн

Zakk Wylde

В Арктическом и антарктическом институте подвели итоги экспедиционных работ

 Около 60 научных докладов заслушали в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) на международной конференции по результатам экспедиционных исследований «Рельеф и четвертичные образования Арктики, Субарктики и Северо-Запада России». Мероприятие проходило благодаря реализации национального проекта «Наука и университеты», сообщает пресс-служба Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики.

«Казалось бы, какое отношение к геологическим исследованиям имеет ААНИИ? Но только геологическими методами возможны исследования климатов прошлого, колебаний уровня моря и развития ледников в прошлом. Без знания истории развития природной среды невозможны прогнозы ни в климатологии, ни в океанологии, ни в гляциологии, которые являются гидрометеорологическими науками. Более того, без комплексного понимания процессов, происходящих во всех оболочках Земли невозможно уверенно говорить о гидрометеорологических прогнозах», — сообщил старший научный сотрудник отдела географии полярных стран ААНИИ, доктор географических наук Дмитрий Большиянов.

Конференция стала продолжением серии семинаров. В ходе мероприятия с приветственным словом выступил директор ААНИИ Александр Макаров. На конференции присутствовали 79 очных участников из Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени, Якутска, Мурманска, Новосибирска, Карелии, с Кольского полуострова и Дальнего Востока. Несколько десятков специалистов приняли участие онлайн. В том числе, специалисты из Израиля и Канады, представившие два доклада.

По данным пресс-службы, заметный интерес научного сообщества вызвали исследования циклов седиментации микро- и макромасштабов на примере Таймыро-Североземельской области и долины реки Лены, разнообразия форм донного рельефа восточной части Центрально-Карского желоба, а также исследования берегового бара на северо-востоке острова Греэм-Белл на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Ученые также представили результаты изучения геологического строения четвертичного чехла и геоморфологии Шпицбергена, Новой Земли, Северной Земли, Кольского полуострова, берегов Белого моря, полуострова Канин, Таймыра, севера Западной Сибири и Якутии. В этом году много докладов было представлено по итогам исследований арктического шельфа, морям Баренцеву, Карскому, Восточно-Сибирскому. В ходе дискуссий также обсуждались вопросы проведения совместных экспедиций и перспективы исследований стратотипических и ключевых обнажений четвертичных образований.