Космические технологии

Автор Slava16, 19 октября 2022, 11:34

« назад - далее »

Zakk Wylde

#105
Новый комплекс подготовки спутников для «Ангары» запустили на космодроме Плесецк

Военные строители завершили возведение на космодроме Плесецк универсального наземного технического комплекса, предназначенного для полного цикла предпусковой подготовки космических аппаратов, разгонных блоков и космической головной части для ракет «Ангара».

«Данный комплекс позволит осуществлять подготовку нескольких типов космических аппаратов и разгонных блоков для ракет-носителей ,,Ангара" лёгкого, среднего и тяжёлого классов», — сообщили в Министерстве обороны.

Тяжёлые ракеты-носители «Ангара» создаются на основе универсальных ракетных модулей с кислородно-керосиновыми двигателями. В семействе — несколько классов ракет в зависимости от грузоподъёмности: лёгкий, средний, тяжёлый и сверхтяжёлый.

«Ангара-А5» стала первым космическим комплексом, который выпустили после распада СССР. Основная цель, которую ставят перед «Ангарой-А5», — выведение пилотируемых и беспилотных космических аппаратов весом до 37 т на высокоэнергетические орбиты с российских космодромов Плесецк и Восточный.

https://t.me/vskmo/1921?single


Zakk Wylde

Союз-2.1 В вывел на орбиту спутник Космос-2568

Ракета «Союз-2.1в» вывела на орбиту спутник «Космос-2568» в интересах Минобороны РоссииМОСКВА, 30 марта. /ТАСС/. Ракета-носитель «Союз-2.1в» легкого класса, стартовавшая с космодрома Плесецк в среду вечером (29.03.2023), вывела на орбиту космический аппарат в интересах российского военного ведомства. Об этом сообщили журналистам в Минобороны России в четверг. «В расчетное время космический аппарат выведен на целевую орбиту и принят на управление. С космическим аппаратом установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь», — отметили в ведомстве. Как уточнили в министерстве, бортовые системы космического аппарата функционируют в штатном режиме, ему присвоен порядковый номер «Космос-2568».

Специалисты внесли сведения о спутнике в Главный каталог космических объектов российской системы контроля космического пространства и приступили к анализу и обработке информации о нем. Ракета «Союз-2.1в» с космическим аппаратом в интересах Минобороны России стартовала с космодрома Плесецк 29 марта в 22:57 мск. В ведомстве подчеркнули, что старт и выведение на расчетную орбиту прошли в штатном режиме.

По параметрам орбиты и времени пуска «околокосмическое сообщество» предполагает, что аппарат является очередным (4-м по счёту) загадочным неманеврирующим «низколётом».

Zakk Wylde

Через 10—15 лет нас ждёт много новостей в области освоения космоса, считают специалисты.

Немалый вклад в него вносит Россия, чья космическая отрасль сумела преодолеть трудности, связанные с распадом СССР, и развивается всё более быстрыми темпами.

Почти с нуля российские учёные создали целое направление космической гидрометеорологии, разрабатываются новые ракеты-носители, в стране действует федеральная космическая программа, до 2025 года на неё должен быть выделен почти 1 трлн рублей.

В очередном выпуске проекта «Россия: XXI век» рассказывается, над чем сейчас работают наши учёные-космологи и крупнейшие профильные предприятия.
https://vk.com/video-51512782_456241686

Zakk Wylde

Срок эксплуатации российского сегмента МКС предложили продлить до 2028 года

«Роскосмос» направил кабмину предложения о продлении срока эксплуатации российского сегмента Международной космической станции (МКС) до 2028 года.

Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу госкорпорации. Сообщается, что решение о продлении уже рассмотрено компетентными органами; 21 февраля оно было одобрено научно-техническим советом «Роскосмоса», а 24 марта — государственной комиссией.

Продлить срок эксплуатации российского сегмента МКС до 2028 года в начале февраля рекомендовал Совет главных конструкторов. По словам генерального конструктора по пилотируемым комплексам и системам РКК «Энергия» Владимира Соловьева, российские специалисты за последние два года провели большое количество работ по ремонту российского сегмента станции, и сейчас ее состояние позволяет работать на ней до обозначенного срока.

О существующей возможности продлить эксплуатацию МКС до 2028 года в октябре сообщал вице-премьер РФ, глава Минпромторга Денис Мантуров.

Текущее соглашение об эксплуатации Международной космической станции заканчивается в 2024 году. РФ заявляла о планах по выходу из проекта после этого срока. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов отмечал, что решение следует синхронизировать с началом развертывания новой Российской орбитальной станции.

От России зависит коррекция орбиты станции — МКС находится на высоте 400‒450 км, где гравитация лишь немного слабее, чем у поверхности Земли. Более десяти лет орбиту станции корректируют российские грузовые корабли «Прогресс» и служебный модуль «Звезда» российского сегмента; достойной альтернативы этим машинам в настоящее время нет. В июне 2022 года тестовую коррекцию орбиты МКС выполнил коммерческий американский корабль Cygnus-9 (производитель — Northrop Grumman) с модернизированным специально для этой цели двигателем, но процедура все равно не обошлась без помощи российской стороны. В NASA тогда заявили, что доработка, испытания и сертификация Cygnus займет годы, прежде чем ему можно будет доверить маневры по коррекции орбиты станции.

По словам директора Института космических исследований РАН Анатолия Петруковича, если будет принято решение о начале заключительного периода существования станции в 2024 году, сведение ее с орбиты растянется на несколько лет.


Zakk Wylde

В России создадут аппаратуру для межспутниковой связи

Оборудование будет предназначено для организации широкополосного канала межспутниковой связи в сверхвысоких диапазонах частот для многоспутниковых систем


Ученые и специалисты Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского создадут в интересах АО «Решетнев» аппаратуру для межспутниковой связи. Оборудование будет предназначено для организации широкополосного канала межспутниковой связи в сверхвысоких диапазонах частот для многоспутниковых систем, сообщается в Telegram-канале АО «Решетнев».

«Компания "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева" инициировала создание перспективной аппаратуры для межспутниковой связи. В разработке аппаратуры участвуют ученые и специалисты Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Итогом их труда станет макет оборудования, которое предназначено для организации широкополосного канала межспутниковой связи в сверхвысоких диапазонах частот для многоспутниковых систем», — сообщили на предприятии.

Там также отметили, что вуз-партнер проводит эту научно-исследовательскую работу в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». 

Zakk Wylde

В России разрабатывают ионные двигатели для космического ядерного буксира

Москва. 5 апреля. INTERFAX.RU - Государственный научный центр РФ "Исследовательский центр имени М.В.Келдыша" (входит в "Роскосмос") в настоящее время ведет разработку и проводит испытания ионных двигателей для космического ядерного буксира, сообщил генеральный директор организации Владимир Кошлаков.

"Мы провели полный цикл их отработки (ионных двигателей - ИФ) для использования их в рамках ядерного буксира, который создаёт наша страна", - сказал Кошлаков журналистам в среду.

По его словам, эти двигатели отличаются высокими удельными характеристиками, поэтому их целесообразно использовать для изучения дальних планет и миссий.

Также он сообщил, что ведутся отработки отдельных элементов для ядерного буксира, например, турбогенератора, где происходит превращение тепловой энергии ядерного реактора в электрическую.

Ранее сообщалось о разработке космической ядерной установки мощностью до 1 мегаватта. Проект получил название "Зевс". 22 мая 2021 года исполнительный директор "Роскосмоса" по перспективным программам и науке Александр Блошенко сообщил, что первый образец орбитальной ядерной установки "Зевс" будет готов к 2030 году.

Ядерная энергетика уже использовалась в космосе: в период с 1970 по 1988 годы в СССР был осуществлен запуск 32 космических аппаратов с термоэлектрической ядерной энергоустановкой, а в период с 1960 по 1980 годы разработан и прошел испытания на Семипалатинском полигоне ядерный ракетный двигатель.

Ионный двигатель - одна из разновидностей электрического ракетного двигателя. Принцип работы двигателя основан на создании реактивной тяги на базе ионизированного газа, разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле. Подобные двигатели обладают существенно меньшей тягой по сравнению с химическими, однако отличаются малым расходом топлива и продолжительностью функционирования - срок непрерывной работы может исчисляться годами.


Zakk Wylde

Завершились испытания новой версии плазменного двигателя VERA

В феврале завершились огневые испытания абляционной импульсной плазменной двигательной установки VERA с увеличенной тягой – двигатель впервые прошёл испытания в составе наноспутника «Святобор-1», который планируется запустить на орбиту в первой половине 2023 года.

Учёные Института Ла Плаз НИЯУ МИФИ создали новую версию плазменного двигателя VERA, который при неизменных заданных параметрах, таких как ограничения в энергопотреблении и массе, превосходит прошлые модификации по тяге в два раза. В предыдущей версии двигателя, запущенной на орбиту в августе 2022 года, средняя тяга не превышала 15 мкН (микроньютонов), в новом двигателе она доходит до 30 мкН.

Ещё в 60-х годах прошлого века советский ученый Виктор Храбров смог решить задачу создания плазменного двигателя с минимальным энергопотреблением в 10 Вт – и в 1964 году его плазменный двигатель отправился в космос первым в мире. Поскольку двигатель Храброва предназначался не для наноспутника, а для межпланетной станции, ограничения по габаритам и массе для двигательной установки были менее жёсткими. Сегодня перед учёными ядерного университета стояла задача при значительно меньших габаритах и массе сохранить приемлемую тягу, при этом снизив в разы потребляемую мощность – до уровня не более 3 Вт.

Если в плазменном двигателе Храброва одна только конденсаторная батарея весила полтора килограмма, то для «Святобора-1» надо было уложить всю двигательную установку в 500 г. Для этого, по словам технического консультанта проекта «Святобор-1» Игоря Егорова, была использована маленькая конденсаторная батарея, что неизбежно привело к уменьшению разрядного тока в двигателе, а с ним и к падению эффективности.

Принципиальным решением проблемы стала магнитная катушка, создающая на выходе двигателя магнитное сопло, дополнительно ускоряющее плазму, а для последней модификации двигателя, увеличившей тягу в два раза, разработчики изменили в магнитной катушке диаметр, длину и число витков.

Изменилось и рабочее тело двигателя по сравнению с храбровской разработкой – вместо фторопласта, который при малом разрядном токе обугливается, приводя к быстрому выходу двигателя из строя, учёные НИЯУ МИФИ подобрали новый пластик – полиацеталь (полиформальдегид), свободный от этого недостатка, так как он не имеет сплошной углеродной цепочки.

Создание крупных спутниковых группировок – мировой тренд в космонавтике, он развивается и в России. Но запуск множества спутников на одной ракете порождает и ряд проблем, в частности, после запуска все спутники летят одной компактной группой. Для эффективной совместной работы наноспутники должны распределяться по орбите на некотором расстоянии друг от друга, для чего и нужен новый двигатель, который позволит сформировать группировку с правильной конфигурацией.

Сейчас наноспутник «Святобор-1» готовится к вибрационным и термовакуумным испытаниям, а его создатели по запросу компании «Спутникс» занимаются уже новой версией абляционного импульсного плазменного двигателя, в котором будет применена другая геометрия электродов – рельсовая, а не коаксиальная. Это позволит более эффективно использовать рабочее тело, разгоняя плазму до большей скорости. Конечно, за высокую скорость плазмы придётся «платить» ростом энергопотребления, но теперь это не является проблемой – под двигатель выделяют до 100 Вт питания.


Zakk Wylde

#113
Центр Хруничева приступил к производству первой ракеты «Рокот-М»

Центр им. М. В. Хруничева (входит в «Роскосмос») начал изготавливать элементы первой летной ракеты-носителя «Рокот-М». Она будет оснащена российской, а не украинской системой управления.

Проект «Рокот-М» — продолжение ранее закрытого проекта «Рокот», но с переходом на отечественную систему управления. Ранее ее делало харьковское предприятие «Хартрон». Программа была завершена пуском 27 декабря 2019 года.

«По проекту ,,Рокот-М" проведена контрактация с нашей кооперацией по комплектующим элементам, ведется изготовление стендовых изделий, а также ряда элементов первой летной ракеты с длительными сроками изготовления», — сообщил гендиректор Центра Хруничева Алексей Варочко ТАСС.

Центр Хруничева впервые сообщил о работах по ракете «Рокот-2» с новой системой управления вместо украинской в 2018 году. Первый запуск сначала планировался на 2022 год, но позднее был перенесен на 2024-й. Это объяснялось тем, что специалисты решили также привести в порядок оборудование, которое исчерпало свой ресурс.

https://t.me/good_events_russia/4876

Zakk Wylde

В «Роскосмосе» заявили о планах создания «легкого» космического корабля

В РКК «Энергия» заявили о планах по созданию нового «легкого» космического корабля для полетов на будущую российскую орбитальную станцию(РОС), сообщает «Интерфакс». Как рассказал агентству первый замглавы Роскосмоса Андрей Ельчанинов, для создания нового отечественного космического судна будут использованы наработки конструкторов, ранее работавших в рамках российской «лунной» программы над созданием перспективного транспортного корабля «Орел»

«Новый легкий корабль будет разрабатываться на принципах экономичности и серийности, в связи с чем не все системы лунного корабля будут востребованы в новой ОКР», — цитирует информагентство слова Ельчанинова.

Представитель Роскосмоса также отметил, что задел, полученный при создании ПТК «Орел» планируется «максимально задействовать», изменив при этом внешний вид нового «облегченного» корабля. «Не отказываемся от проекта. Проблемы возникли из-за того, что программы ПТК и РОС не взаимоувязаны. Хватались за пилотируемый корабль, не думая о других составляющих полета на Луну. В итоге целевая программа разложилась на кучу отдельных задач. Но проект будет востребован», — сказал он.

Напомним, многоразовый корабль «Орел» — перспективная отечественная разработка, предназначенная для осуществления доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также изначально на него возлагалась ключевая задача по российскому освоению Луны.

Zakk Wylde

В России разработали новую технологию контроля качества сплавов для ракетно-космической техники

Метод инструментального индентирования — эффективный способ контроля свойств металлических материалов для производства ракетно-космической техники. Он позволяет сократить финансирование и трудозатраты, а также избавляет от необходимости изготовления образцов для проверки механических характеристик металла. Технологию разработали ученые Национального исследовательского университета «МЭИ» совместно со специалистами холдинга «Российские космические системы», сообщили в пресс-службе Минобрнауки России.

На сегодняшний день на предприятиях ракетно-космической отрасли при вводном контроле качества металла, поступающего на производство, преимущественно проводят его испытания разрушающими статическими и динамическими методами. Для проведения испытаний твердости, упругости, растяжимости и других характеристик материалов необходимы изготовление большого количества образцов и использование дорогостоящего оборудования.

По словам ведущего инженера кафедры технологии металлов НИУ «МЭИ» Дарьи Жгут, пренебрежение трудоемким и затратным технологическим процессом контроля механических свойств материалов повышает риск выхода на рынок продукции ненадлежащего качества.

«При выпуске сложных и ответственных изделий такая ,,экономия" может обернуться серьезными потерями. Если же сделать технологию входного контроля качества быстрой и менее затратной, то у производителя не останется веских причин для игнорирования этапа входного контроля в своем производственном процессе», — отметила Дарья Жгут.

Ученые разработали метод инструментального индентирования. Он объединяет методики, технологии и специальное оборудование и позволяет значительно повысить производительность и информативность процесса контроля сплавов, при этом не нарушая целостность изделия и не меняя физические свойства металла. Кроме того, благодаря экономии дорогостоящего материала и отсутствию необходимости изготовления образцов на 65% снижаются затраты на операцию.

«Метод инструментального индентирования является перспективным и обладает очень высоким, еще не до конца раскрытым потенциалом применения для контроля качества металла. Даже при сегодняшнем уровне развития его использование существенно упрощает операции входного и межоперационного контроля в разы, повышая их производительность и эффективность. И мы рады, что являемся одними из первых, кому удалось продвинуться в разработке нормативной документации и внедрении этой технологии в производство отечественной наукоемкой продукции», — добавила Дарья Жгут.

В настоящее время командой проекта создан первый в России нормативный документ, регламентирующий определение характеристик прочности и пластичности алюминиевых, магниевых и титановых сплавов методом инструментального (кинетического) индентирования.

Также ими разработаны опытный экземпляр прибора для безобразцового контроля механических свойств металлических материалов и программное обеспечение для автоматизации технологического процесса. Сейчас он работает в тестовом режиме на участке «Российские космические системы». В перспективе планируется использовать разработанный метод на готовых изделиях ракетно-космической техники.

Источник информации: Минобрнауки России

Источник фото: пресс-служба НИУ «МЭИ»

Zakk Wylde

Ростех создал высокотемпературный композит нового поколения для межпланетных космических аппаратов

Обнинское предприятие «Технология», входящее в контур госкорпорации «Ростех», сообщило о создании композиционного материала нового поколения. Об этом сообщает официальный сайт компании. По словам разработчиков, данный материал может применяться при изготовлении радиаторов систем терморегулирования космических аппаратов для межпланетных программ.

«Изделия, выполненные из этого теплопроводного углепластика, более чем в три раза легче существующих мировых аналогов. Также они позволяют обеспечить нужный тепловой режим для работы оборудования при температурах до 400°С», — говорится в сообщении, размещенном на сайте «Ростеха».

Компания дополнительно указывает, что созданный материал — полностью отечественный. Производство полного цикла изделия ведется в России, что укрепляет импортонезависимость космической отрасли страны.

Государственный научный центр ОНПП «Технология» — единственный в России производитель сотопанелей из теплопроводного углепластика для космической техники. Из подобного пластика был изготовлен радиатор системы терморегулирования, который установлен на космическом аппарате «Арктика-М», выведенном на орбиту в феврале 2021 года.

Zakk Wylde

Эскизное проектирование Российской орбитальной станции должно закончится к концу этого года

Уже есть примерные оценки, как она будет выглядеть, рассказал «Звезде» исполнительный директор «Роскосмоса» Сергей Крикалев. Он также допустил, что продление эксплуатации российского сегмента МКС до 2028 может быть не последним.

«Совершенно понятно, что сколько бы мы не продлевали, рано или поздно что-то должно придти на смену», - сказал Крикале


Xanderyl

В России построят новый завод для массового производства космических спутников


https://t.me/blackponed/643
Взметнётся тотчас тысяча ракет, затянет небо мрачной пеленою, и в ужасе померкнет белый свет, сметаемый чудовищной волною.
А мы, надев парадный свой мундир, вопрос последний зададим Мессии: - скажи, зачем нам нужен этот мир, коль в нём не будет места для России?

Xanderyl

Взметнётся тотчас тысяча ракет, затянет небо мрачной пеленою, и в ужасе померкнет белый свет, сметаемый чудовищной волною.
А мы, надев парадный свой мундир, вопрос последний зададим Мессии: - скажи, зачем нам нужен этот мир, коль в нём не будет места для России?