Дворцы и усадьбы

Автор Zakk Wylde, 03 декабря 2022, 16:08

« назад - далее »


Zakk Wylde

Усадьба Куракиных Степановское-Волосово

Тверские вотчины принадлежали Куракиным со времени присоединения Твери к Москве в начале XVI века. В 1781 году село Дорожаево с окрестными сёлами перешло по наследству Степану Борисовичу Куракину (1754—1805). При нём началось строительство нового имения в сельце Волосово. По имени князя усадьба получила второе название — Степановское. В XIX веке усадьба превратилась в целый мини-городок с театром, каланчой, обелисками, шлагбаумами.

В советское время усадьбу национализировали, а с начала 1960-х до середины 1990-х здесь размещалась психиатрическая больница. В итоге к началу 1990-х все строения были были в аварийном состоянии. Уже в наше время, председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Васильев купил разрушенную усадьбу «Степановское-Волосово» князей Куракиных в Тверской области за 32 млн рублей и уже более пяти лет восстанавливает ее на собственные деньги. Банкир заказывает скульптуры львов по образу и подобию оригинальных, заказывает окраску интерьера по картинам князя Куракина, заводит коров, кроликов и птиц.




Zakk Wylde

Усадьба Пущино на Наре

Бывшая загородная усадьба князей Вяземских на берегу реки Нара в деревне Пущино под Серпуховом была построена в конце XVIII века в строгом стиле русского палладианства (классицизма) выстроен сенатором Сергеем Ивановичем Вяземским (1743—1813).

В состав усадьбы входят руинированный господский дом, флигели (два из четырёх уничтожены в постсоветское время), парадный двор с фонтаном, парк с липовыми аллеями. Особенности постройки — греческий портик под низким фронтоном, полукруглые трехчастные окна, итальянские арки в цокольной части.

Разрушение усадьбы началось в 1970-е гг., чему способствовали местные жители, которые растащили памятник архитектуры на стройматериалы. В конце 1980-х усадьбу собирались восстановить и устроить там профилакторий для работников Бумажной фабрики, но руководство фабрики посчитало этот проект невыгодным в силу сильных разрушений и повреждений как самого основного здания, так и флигелей, находящихся рядом с ним.

По состоянию на 2012 год дворцово-парковый ансамбль находится на грани окончательного уничтожения. В 2014 году к реставрации усадьбы Пущино-на-Наре приступила инвестиционная группа компаний ASG, арендовавшая бывшее имение Вяземских в рамках программы восстановления усадеб Правительства Московской области.




Zakk Wylde

Усадьба Пущино на Оке: здесь снимал фильмы Михалков

Построена в конце XVIII века на местах, принадлежавших Пущиным. С 1806 г. Пущино становится «подмосковной» генерал-майора П. А. Офросимова и жены его, знаменитой московской барыни Настасьи Дмитриевны, которые считаются прототипами грибоедовских Фамусова и Ахросимовой.

Облик имения в 1928 году запечатлён на киноплёнку создателями фильма «Хромой барин». До 1971 года усадьбу Пущино занимала сельская больница. Вотчинная церковь с усыпальницей Арцыбашевых была снесена. Режиссёр Никита Михалков снимал здесь во второй половине 1970-х годов фильмы «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

В 1980-е гг. имение окончательно пришло в запустение и в начале XXI века находится на грани исчезновения. Министерство культуры Московской области возлагает ответственность за сложившееся положение на руководство Российской академии наук, в ведении которой находится земельный участок.

По состоянию на 2021 год на фасаде главного дома уже отсутствуют барельефы, разрушена парадная лестница, почти утрачены подлинные интерьеры: остатки камина, часть лепнины, фрагмент росписи и дубовый паркет под завалами строительного мусора напоминают о былой роскоши. Здание, оставшееся без крыши после её обрушения в 2019 году, нуждается в срочной консервации, проведении противоаварийных работ и последующей реставрации




Zakk Wylde

Ропшинский дворец

Основанный в начале XVIII века, дворец вошёл в историю Российского государства как место смерти императора Петра III. В разные годы в XVIII—XIX веках над созданием интерьеров дворца, его реставрацией и расширением усадебного ансамбля работали такие выдающиеся зодчие, как Бартоломео Растрелли, Пётр Еропкин, Юрий Фельтен, Карло и Джованни Батиста Скотти, Луиджи Руска.

Вскоре после революции советское правительство национализировало Ропшинское имение. На территории посёлка Ропша были образованы: Всесоюзный рыбный питомник, колхоз имени Ленина, позднее вошедший в состав совхоза «Красная Звезда», а также животноводческий совхоз «Октябрьский». Дворец отдали под нужды НИИ Рыбного хозяйства, предметы интерьера и обстановки были вывезены, часть попала в музейные коллекции, часть — распродана.

В годы Великой Отечественной войны, с сентября 1941 по январь 1944 года, Ропша была оккупирована фашистскими войсками. С высотных позиций в Ропше немецкие войска продолжали артиллерийский обстрел Ленинграда и его южных пригородов в течение двух лет. В 1944 году Ропша была освобождена в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции. При отступлении немецкие войска подожгли дворец, из-за пожара рухнула крыша, частично обрушились стены и был полностью уничтожен второй этаж. Серьёзно пострадал и дворцовый парк, который был изрыт траншеями и заминирован. На его территории осталось мемориальное кладбище советских солдат.

После войны Ропшинскую усадьбу заняла лётная войсковая часть, в здании дворца разместился штаб. В этот период была проведена реставрация, усадьба поддерживалась в хорошем состоянии. Позднее во дворце разместился Отдельный батальон химической защиты Ленинградского военного округа, с этого момента началась постепенная деградация построек. Батальон химзащиты покинул Ропшу в конце 1970-х, тогда во дворце были сняты полы, двери и окна. В 1985 году дворец был передан под управление Ломоносовской птицефабрики, которая решила организовать в усадьбе санаторий для сотрудниц. Вскоре после начала реставрационных работ в здании случился пожар, полностью уничтоживший кровлю и второй этаж. После этого дворец был заброшен. Хотя в 1970-х и 1980-х НИИ «Спецпроектреставрация» разработала несколько проектов восстановления Ропшинского ансамбля, ни один из них реализован не был.






Zakk Wylde

Дворец Николая Николаевича младшего: последняя великокняжеская резиденция в Петербурге

Петербург, как столица империи, был богат на всевозможные царские и княжеские резиденции и дворцы. Очень многие великие князья стремились построить себе резиденцию в столице. Широко известны Николаевский, Мраморный и прочие дворцы, принадлежащие великим князьям.

Но среди всего этого великолепия особняком стоит дворец Николая Николаевича младшего. Николай Николаевич был внуком Николая I и профессиональным военным, дядей правящего императора Николая II. К 1913 году для великого князя был построен относительно скромный дворец на набережной Невы, рядом с Петропавловской крепостью.

Во-первых, это последняя княжеская резиденция построенная в столице. Ну и помимо этого, у этого дворца была интересная особенность: если раньше главный вход у дворца всегда находился со стороны главной улицы, то у этого дворца вход как бы с заднего двора. Сделано это было потому, что в те времена за членам императорской семьи шла настоящая охота со стороны террористов, которые вполне могли поджидать князей на видном месте. Чтобы обезопасить великокняжеских особ, было придумано "спрятать" въезд в особняк от посторонних глаз и возможных атак радикалов.




Zakk Wylde

Особняк на Земляном Валу станет гостиницей.

Дому Хлудова-Пантелеева вернули первоначальный облик. Специалисты во время работ обнаружили художественный паркет, две изразцовые печи и мозаичный пол из мраморной крошки XIX века



Zakk Wylde

В Александровском дворце Царского Села открыли зал с горкой

Уже сегодня в Александровском дворце можно увидеть отреставрированный Зал с горкой, который входит в парадную анфиладу. Его отделка выполнена в конце XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Посетители впервые за 80 лет увидят зал таким, каким он был до начала Великой Отечественной войны. Это четырнадцатый по счету интерьер, открытый для посещения в ходе масштабной реставрации Александровского дворца.

Зал с горкой получил название благодаря своему главному композиционному элементу: в 1833 году по повелению Николая I и императрицы Александры Фёдоровны здесь установили привезенную из Аничкова дворца катальную горку, которую подарила императорским детям бабушка – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Дети императорской четы скатывались с горки на ковриках. Горка, претерпев ремонт в 1843 году, находилась в зале почти сто лет, до 1941 года.

Интерьер, как и другие залы парадной анфилады, сохранил некоторые элементы подлинной отделки. В процессе работ были реставрированы искусственный мрамор стен светло-серого и сиреневого оттенков, наборный паркет и камин; по историческим фотографиям воссоздан живописный фриз, имитирующий искусственный мрамор, а также дубовые дверные и оконные заполнения.

Во время работ в люнетах (архитектурных пространствах в форме полумесяца) под поздней окраской обнаружили подлинную масляную живопись на холсте, имитирующую окна, – ее расчистили, а утраты восполнили. В ходе реставрации потолка стало ясно, что розетка в его центре, считавшаяся лепной, – металлическая, подлинная, появившаяся в зале, скорее всего, в ходе ремонта интерьера в 1840-х годах; ее демонтировали, привели в порядок и установили на свое место.

Проект изготовления люстры по историческому образцу разработали специалисты Царскосельской янтарной мастерской; сложную и кропотливую работу по созданию копии люстры на 40 свечей выполнили в мастерской «Студия Южаковой».

В экспозицию вошли: мебель (из собрания музея); предметы убранства из бронзы и фарфора, в том числе парные фарфоровые вазы на камине и каминный экран, которые исторически происходят из этого интерьера; бронзовые часы и канделябры с фигурами Орфея и Эвридики.

Первоначально в архивных документах 1796–1809 годов этот интерьер назывался Первой парадной комнатой. По проекту Джакомо Кваренги стены были отделаны разноцветным «фальшивым» мрамором и украшены пилястрами с капителями. Помещение отапливалось «штучной изразчатой» печью с медными и железными дверцами. На полу был дубовый паркет. Потолок был расписан «под лепную работу» живописцами Джакомо и Феррари.

В 1833 году по повелению императора Николая I и императрицы Александры Федоровны в этом интерьере была поставлена катальная горка. Парадный зал «где Катальная гора», расположенный между Портретным и Библиотекой, стали со временем называть «Горковый», а потом — Зал с горкой.

Об использовании катальной горки директор Объединения дворцов и парков Детского Села Всеволод Яковлев писал: «Горка, занимающая середину продолговатой залы, поставлена при Николае I; его дети скатывались с нее на ковриках. В последнее царствование во время парадных завтраков и обедов возле горки располагался оркестр; под нею обычно хранились велосипеды Николая II и его детей. Ныне здесь размещены игрушечные автомобили... и два экипажа с велосипедным ходом, поднесенные кем-то сыну Николая II».










Zakk Wylde

Собственник планирует восстановить две старинные виллы возле немецкого консульства в Калининграде

Сейчас обе виллы на улице Тельмана сильно разрушены. Из-за отсутствия крыши в них практически полностью сгнили и провалились перекрытия. При этом в здание на Тельмана,19, которое по-прежнему числится в реестре памятников архитектуры, можно попасть только через подвал, потому что главные лестницы завалены.



Zakk Wylde

Господский дом усадьбы Пехра-Яковлевское

Пехра-Яковлевское — бывшая подмосковная усадьба князей Голицыных («Михайловичей»). В настоящее время расположена на территории городского округа Балашиха Московской области, находится в ведении Заочного аграрного университета и находится в полузаброшенном состоянии Господский дом сохранился в изменённом виде. Господский дом первоначально строился в 1783-1786 гг и был исполнен в стиле раннего классицизма. Это здание, состоящее из двух этажей, завершалось красивым куполом, а стены были украшены пилястрами, воссевшими на высокие пьедесталы.

Усадьба много раз перестраивалась, а в советское время горела, после чего её «восстановили» со многочисленными нарушениями изначальной планировки и утратой большей части декора. До настоящего момента сохранилось далеко не всё убранство.