Беспилотники

Автор Slava16, 25 октября 2022, 00:56

« назад - далее »


Zakk Wylde

Нижегородские ученые создали программу для беспилотного управления судами

 Ученые нижегородского технического госуниверситета имени Алексеева (НГТУ) создали систему автоматизированного управления двигательной установкой судна в Арктике по нацпроекту «Наука и университеты». Об этом сообщается на портале программы Минобрнауки «Приоритет 2030».

Разработка увеличивает скорость ледоколов, автоматизирует работу водителей и помогает экономить до 19% топлива. В систему входит бортовой компьютер, на который установлено специализированное программное обеспечение. Оно определяет параметры ледовых условий и подбирает соответствующую им тактику движения. В перспективе разработка может предоставлять беспилотное судовождение, рассказывают ученые НГТУ. 

Zakk Wylde

Ученые создали новые программы для беспилотных судов арктического плавания

Российские ученые создали новые программы для беспилотных судов в Арктике. Новая разработка увеличивает скорость ледоколов, автоматизирует труд судоводителей и помогает экономить до 19 процентов топлива.

Как рассказал «Российской газете» младший научный сотрудник НГТУ Андрей Себин, система включает в себя бортовой компьютер, в системный блок которого вмонтирован аналого-цифровой преобразователь, и датчики. Последние контролируют траекторию хода судна, скорость, время и пространство, в котором оно движется. Программа определяет ледовые условия и выбирает оптимальную тактику движения судна «набегами».

Разработчики подчеркивают, что эта программа в перспективе станет частью системы беспилотного судовождения — будущего морских транспортных перевозок. Это направление сегодня успешно развивается в России. В первом полугодии 2023 года на Балтике предполагается испытать еще одну новейшую разработку — комплекс видеонаблюдения, обеспечивающий автономное судовождение. Речь идет об оптическом наблюдении за автономными судами в море, которое необходимо для безопасности вождения кораблей в тех районах моря, где их особенно много. Для обработки видеоизображения будут применяться технологии машинного зрения и искусственный интеллект.

С мая по июль 2022 года в России было совершено 52 перехода кораблей в автономном режиме, сообщил генеральный директор «Ситроникс КТ» Андрей Родионов на Морском конгрессе в Москве. Некоторые из них управляли караванами судов. В подобных технологиях нуждаются крупные судоходные компании, работа которых подразумевает передвижение транспортных, ледовых и дноуглубительных судов. Такой караван представляет из себя судно-«матку» с пультом управления, за которым выстраиваются другие суда.

По словам Андрея Родионова, на 2023 год запланирован выход в море в автономном режиме паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые сегодня работают на линии Санкт-Петербург — Калининград.


Zakk Wylde

В России создадут надрельефную летающую платформу для доставки боеприпасов

Спецоперация показала, что не хватает скорости перемещения грузов и людей


Специалисты Центра перспективного вооружения при 46-м Центральном научно-исследовательским институте Минобороны РФ разрабатывают концепцию надрельефной машины для транспортировки людей и грузов в зоне боевых действий. Прототип летающей платформы должен появиться после 2025 года, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Центр перспективного вооружения при 46-м институте Минобороны России развивает концепцию надрельефной платформы. Сейчас в спецоперации ярко видно, что не хватает скорости перемещения грузов и людей. Война стала очень быстрой. Автомобильная техника не успевает», — рассказал специалист.

Он уточнил, что это будет не авиационный комплекс, дорогой и обслуживающийся высококвалифицированными авиатехниками. Летающая платформа, по его словам, с помощью движителей будет подниматься над поверхностью и двигаться, огибая рельеф. В ее технические требования закладываются простота в обслуживании и ремонтопригодность.



Zakk Wylde

Беспилотники для решения проблем рыбного хозяйства

Cотрудники Геоскана совместно со специалистами Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО) выполнили пилотный проект по применению БПЛА для решения ряда их задач. Во время работ использовался Геоскан Lite — беспилотник самолетного типа с продолжительностью полета до 80 минут.

Первая задача состояла в контроле заполняемости неводов для ловли лосося и камбалы. Они располагаются вдоль всего побережья Охотского моря на расстоянии от 1 до 7 км друг от друга, и сейчас для их обследования приходится арендовывать вертолет и с высоты на глаз оценивать, на сколько процентов заполнена площадь.

Специалисты Геоскана продемонстрировали эффективность применения БПЛА для решения данной задачи. По результатам одного полета Геоскана Lite они построили 26-километровый линейный ортофотоплан водной поверхности прибрежной зоны, на котором отчетливо видна заполняемость неводов (посмотреть инструкцию по построению ортофотопланов водной поверхности можно здесь).

Сотрудники Геоскана также обратили внимание специалистов КамчатНИРО на возможность использования Геоскана 701 для решения этой задачи. Борт сможет за полет отснять до 500 км береговой линии. Координаты и номера неводов заранее известны, и они не меняют своего положения (а если сети срывает во время шторма, их потом устанавливают на те же места), поэтому можно делать периодические залеты по одному и тому же полетному заданию, ведя дополнительно реестр с данными о заполняемости и другими релевантными характеристиками.

Вторая задача — мониторинг путей миграции лососевых рыб. Они появляются на свет в пресной воде, затем плывут в океан, где взрослеют, а вскоре возвращаются в пресную воду для размножения. Порой расстояния, которые преодолевают особи за период миграции, составляют тысячи километров.

Классический метод авиаучета рыбы также предполагает пролет над реками на вертолете и визуальный мониторинг специалистом без фото- и видеофиксации. Важно отметить, что аренда воздушного судна на Камчатке стоит значительных средств.

В рамках пилотного проекта для АФС было выбрано несколько нерестовых рек. По первой ссылке можно посмотреть ортофотоплан, построенный по результатам съемки в один пролет, а по этой ссылке — в два пролета. Рыба отмечена маркерами (в день АФС с ее количеством операторам не повезло).

По данным такого качества можно оценивать количество рыбы в ручном режиме, а именно: человек просматривает ортофотопланы и фиксирует наличие и примерную численность особей. Также возможно использование автоматического подсчета с помощью нейросетей, но на текущий момент готового и работающего решения не существует. Кроме того, в определенный период породы лососевых рыб в реке перемешиваются, и никакие нейросети никогда не определят, сколько поднимается, например, горбуши или нерки.
ЦитироватьКонстантин Веденеев, руководитель отдела технической поддержки и обучения ГК «Геоскан», подводя итоги пилотного проекта, отмечает: «Задача по контролю заполняемости неводов отлично выполняется с помощью БПЛА. Более того, возможна проработка услуги по предоставлению доступа владельцам неводов к реестру, в котором будет на регулярной основе обновляться информация о заполняемости сетей. Что касается задачи по мониторингу нереста, она выполняется частично, однако полученные с помощью АФС данные могут сильно помочь специалистам Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии в решении глобальной задачи учета лососевых рыб».






Zakk Wylde

#38
Источник-новейшие российские дроны-разведчики  "Тахион" успешно применяются на украине

Они осуществляют воздушную разведку скрытых позиций ВСУ

ТАСС, 5 декабря. Российскими войсками в зоне проведения военной спецоперации на Украине успешно используются новейшие комплексы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) "Тахион", осуществляющие воздушную разведку скрытых позиций подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ). Об этом ТАСС сообщил источник в силовых структурах.

"Российскими военными для ведения воздушной разведки позиций ВСУ применяются беспилотники "Тахион". Аппараты оснащены тепловизором, фото- и видеокамерой, с помощью которых обнаруживались даже хорошо замаскированные объекты противника, в том числе и ночью", - сказал собеседник агентства, отметив надежность этих БЛА.

По его словам, данный беспилотник используется российскими разведывательными подразделениями Сухопутных войск. Источник ТАСС отказался называть районы, где успешно, по его данным, применялся и продолжает использоваться "Тахион".

ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации. Ранее о применении на Украине БЛА "Тахион" официально не сообщалось.

О беспилотнике

Малый беспилотник "Тахион" создан ООО "Ижмаш - Беспилотные системы", разработан по аэродинамической схеме "летающее крыло". Предназначен для ведения воздушной разведки как днем, так и ночью. Эффективен при проведении аэрофото- и видеосъемки местности на удалении, а в случае необходимости может использоваться в качестве ретранслятора сигнала связи. На вооружение российской армии БЛА стали поступать с 2015 года.

Размах крыла аппарата - около двух метров, взлетная масса - около семи кг, максимальная высота полета - до 4 000 метров. Продолжительность полета составляет до двух часов, максимальная скорость - до 100 км/ч, радиус применения - около 40 км. Аппарат может применяться в условиях Крайнего Севера, его эксплуатация допускается в диапазоне температур от минус 30 до плюс 40 градусов. БЛА способен работать при неблагоприятных погодных условиях, в том числе ветре до 15 м/с. Тип двигателя - электрический. Запускается с помощью катапульты, а посадка происходит автоматически с парашютом.

Источник




Zakk Wylde

#41
Применение привязных дронов

Концепт беспилотных летательных аппаратов, несмотря на полученную за последние годы популярность, уходит корнями в период конца 19 и начала 20 века, когда Никола Тесла представил миру небольшое радиоуправляемое воздушное судно. Сейчас дроны применяются в доставке, картографии, обследовании коммуникаций.

Прорывом в области сборки беспилотных летательных аппаратов стала разработка и использование привязных систем. Привязные дроны полезны в случаях, когда требуется круглосуточное наблюдение над местностью в течение длительного периода.

Принцип работы привязных дронов


Привязные дроны решают проблему подзарядки и дозаправки — аппарат напрямую соединяется с наземным блоком питания или аккумулятором. Станция питания может устанавливаться в труднодоступных местах и удаленных территориях, а сам беспилотник соединен с блоком питания тросом, удерживающим аппарат на одном месте. Привязные дроны чаще всего парят над станцией питания, не перемещаясь в воздушном пространстве. Привязные дроны могут перемещать на себе оборудование для следующих целей:

  • осмотра территории. Современные камеры позволяют вести обзор в радиусе 360 градусов. Полезно для длительного осмотра местности, оценки ситуации в труднодоступных местах;
  • наладке беспроводных коммуникаций. С помощью привязных дронов передается сигнал на удаленные территории.
Преимущества привязных дронов

Привязные БПЛА выгодны по ряду причин, упрощающих их эксплуатацию. Прежде всего, в силу ограниченного радиуса передвижения или полной статичности аппарата уменьшается вероятность столкновения с другими аппаратами воздушного пространства.

Для управления привязным дроном не требуется длительное обучение. Беспилотник зафиксирован тросом, удерживающим его в воздухе. Ограниченная маневренность позволяет пилоту совершать только простые перемещения.

Автономные БПЛА совершают вылеты длительностью до 40 минут. Привязные дроны могут находиться в воздухе теоретически неограниченное время. Длительность нахождения в воздухе ограничивается функциональностью пропеллеров и работоспособностью коммуникационного оборудования или камер.

Также связь с дроном может осуществляться по кабелю, что обеспечивает лучшее качество связи с наземным оператором. Связь может осуществляться по беспроводному интернет-соединению или оптоволоконному кабелю.

Пограничный надзор

Вышеперечисленные особенности делают привязные дроны хорошим инструментом для пограничного надзора. Беспилотники оптимальны для охраны границ по следующим причинам:

  • возможность покрытия большой территории. Протяженные границы затрудняют пограничный надзор. Альтернативной большому штату пограничников может стать парк беспилотников;
  • возможность размещения в труднодоступных зонах. Станция мониторинга может отслеживать ситуацию с дронов, расположенных в труднодоступных областях;
  • оснащенность. На беспилотник может устанавливаться тепловизор, камеры с функцией ночного видения и датчиками движения;
  • особенности эксплуатации. Привязной дрон не требует подзарядки или дозаправки, при этом он может находиться в воздухе на протяжении нескольких часов или дней за один вылет.


Zakk Wylde

Россия начала активнее применять ударные БПЛА «Форпост-РУ»

Появились кадры средств объективного контроля нанесения ударов по блокпосту у Волчанска, расположенного в 12 км от райцентра Шебекино Белгородской области.

Первый удар российским разведывательно-ударным беспилотником был нанесен 2 декабря. Как сообщили позже, уничтожен пограничный блокпост с четырьмя боевиками ВСУ.

Спустя два дня, 4 декабря, «Форпост-РУ» был применен для удара по транспорту и личному составу противника в районе того же Волчанска. В результате автомобильная техника и 6 человек личного состава ВСУ были уничтожены.

БПЛА «Форпост-РУ» производится на Уральском заводе гражданской авиации полностью из российских комплектующих и с отечественным программным обеспечением. Он относится к классу тактических разведывательно-ударных дронов. Полная взлетная масса БПЛА составляет 500 кг, при этом «Форпост-РУ» несет до 120 кг полезной нагрузки.

Ранее эти беспилотники использовались исключительно как разведывательные. Они стоят не только на вооружении армии, но и МЧС. «Форпосты» использовались для разведки лесных пожаров в Сибири и на Камчатке. О первом применении беспилотника в качестве ударного в зоне СВО Минобороны сообщало в феврале.


Zakk Wylde

Ростех оснастил объекты ТЭК новой системой защиты от беспилотников

Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех завершил поставку первой партии новых систем подавления беспилотников «Серп-ВС» на объекты топливно-энергетического комплекса. Оборудование предназначено для борьбы с малыми дронами, может работать автономно на удаленной позиции и защищать как мобильные, так и стационарные объекты. Объединение нескольких таких систем позволяет организовать защиту протяженной инфраструктуры.

«Серп-ВС» способен подавить канал управления беспилотником, разорвать связь с оператором, вывести из строя навигационное оборудование, дезориентировать дрон в пространстве и сорвать выполнение полетного задания. Система нейтрализует сигналы GPS, ГЛОНАСС, Beidou (в диапазонах L1, L2, L5), а также разрывает управление дронами по Wi-Fi.

«Мы видим, с какими рисками связано растущее использование беспилотников как в военной, так и в гражданской сферах. Объекты топливно-энергетического комплекса относятся к критически важной инфраструктуре нашей страны. Разработка ,,Росэлектроники" позволяет повысить их безопасность с помощью радиоэлектронного воздействия на дроны самых разных производителей», — сказал исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.

Устройство может обеспечивать защиту от дронов как стационарных, так и мобильных объектов. Потребляемая мощность передатчика составляет 150 Вт, а дальность действия — до 3 км. «Серп-ВС» «видит» БПЛА-нарушитель в секторе от -10 до 80 градусов по вертикали и на 360 градусов по горизонтали. Связь с собственным пунктом управления осуществляется по сети Ethernet.

В составе «Росэлектроники» разработку, поставку и установку систем ведет.

«Развитие беспилотных летательных аппаратов привело к тому, что небольшие любительские дроны стали активно использоваться для промышленного шпионажа и совершения диверсий на объектах критической инфраструктуры. На высоте в несколько десятков метров такой аппарат невидим глазу, его невозможно сбить. Поэтому средства радиоэлектронной борьбы, в первую очередь ориентированные на работу с малыми летательными аппаратами, — единственное эффективное противодействие», — заявил заместитель генерального директора по развитию бизнеса НИИ «Вектор» Андрей Сорокин.

НИИ «Вектор» — одно из ведущих предприятий России по разработке и производству продукции в областях радиотехники и радиоэлектроники.