Культовые здания и сооружения в Южной Осетии

Автор Zakk Wylde, 26 декабря 2022, 11:21

« назад - далее »

Zakk Wylde

В селении Дменис Цхинвальского района завершена реставрация храма

Настенная роспись Храма Святой Троицы вдохновила Владислава и Вендика Валиева на реставрацию храма в селении Дменис. Они пригласили тех же художников расписать и стены Дменисского храма.



Zakk Wylde

Церковь нуждается в срочном ремонте: настоятель Храма Святого Георгия отец Георгий о ее состоянии

Трещины на Храме Святого Георгия, расположенном на Згудерской высоте, разрастаются. Даже невооруженным глазом стали заметны явные признаки разрушения. Настоятель отец Георгий бьет тревогу. Священнослужитель говорит, что здание может разрушиться в любую минуту.

«Церковь потихоньку разваливается, необходимо придумать какую-то программу для ее восстановления. Есть опасность, что во время литургии часть церкви обвалится на людей. Храм посещает много прихожан. Это очень намоленное место, оно имеет большую духовную возможность. И я знаю, что проблемы многих людей, с которыми они в молитвах обращались в этой церкви, в той или иной степени решались. Это важное место, и надо Храм спасать», – рассказал «Рес» отец Георгий.

Священник говорит, что эта церковь – самое древнее сохранившееся здание в столице, датируется VII веком. По его словам, церковь перестраивали не раз, но в каком-то веке она уже осталась в том состоянии, в котором находится сейчас.

Он отмечает, что трещины на ней появились давно, но ситуация усугубилась после строительства лестницы.

«Очень красивые лестницы к Храму построили, но строительство провели неграмотно, потому что нельзя такие сооружения ставить на сыпучую породу. Когда эти лестницы поставили, трещины после этого стали катастрофически увеличиваться. Надо было посоветоваться со священником, можно ли там делать дорогу или нет. Можно было провести строительство грамотно и безопасно для храма. Сейчас Храм трескается и через год-два, может, больше, он просто развалится», – подчеркнул священнослужитель.

Он отметил, что церковь необходимо укреплять или заново перестраивать, иначе она просто развалится.

«Этим должны заняться специалисты. Может, кто-то отзовется и предложит свою помощь. Кто-то из патриотов, кому небезразлична судьба этой церкви», – говорит он.

Еще одной проблемой отец Георгий назвал дорогу, ведущую в церковь через кладбище.

По его словам, дорога нуждается в ремонте, так как по ней невозможно проехать на легковой машине, и это становится препятствием для прихожан, желающих посетить церковь.

«Дорога, пролегающая через кладбище, ведет к нам тоже, и она разрушена. Туда можно проехать только на больших машинах. А эта дорога для нас важна, потому что у нас есть больные, которые не в состоянии подняться к церкви по лестнице, а на легковой машине просто не смогут сюда попасть из-за состояния дороги. Иногда возникает необходимость после службы ехать причащать больного с чашей для святого причастия и боишься расплескать из чаши кровь Христову. То есть, эта дорога тоже очень проблематична для нас», – заметил священнослужитель.

Отец Георгий выразил надежду, что найдутся неравнодушные люди с желанием помочь.








Zakk Wylde

#2
Церковь Святого Георгия (Сырх Дзуар) в Цхинвале подведут под кровлю

В Цхинвале продолжаются работы по восстановлению церкви Святого Георгия (Сырх Дзаур). Как рассказал «Рес» прораб Инал Арсоев, строители проводят кровельные работы.

«Сейчас ведется третья стадия работ. Работаем активно. Строители ведут опалубочные работы для заливки бетонной смеси и работают над кровлей здания. Работа над кровлей кропотливая, поэтому займет время», - рассказал Арсоев.

По его словам, после завершения кровельных работ строители приступят к наружным облицовочным работам.

«Займутся установлением окон, дверей, сантехническими работами», - заметил прораб.

Арсоев подчеркнул, что работы ведутся по мере поступления финансирования и поэтому назвать конкретные сроки завершения строительства сложно.

К строительству храма «Сырх дзуар» приступили в 2019 году. Разрушение церкви произошло во время землетрясения 1991 года. Тогда, цхинвальцы говорили, что один из хранителей столицы принял удар стихии на себя, защитив город от разрушений и жертв. С тех пор остро стоял вопрос о необходимости восстановления церкви. Долгие годы горожане, жители района Дыргвис, где располагалось одно из самых почитаемых святилищ, ждали восстановления храма. Он являлся своего рода символом Цхинвала.

К возведению храма приступали неоднократно, однако довести до конца строительство не удавалось. Благодаря инициативной группе молодых ребят храм начали восстанавливать. За ходом работ следит Аланская епархия. По словам представителей епархии, проект утвержден и согласован с Министерством культуры.

Сырх Дзуар является памятником XIX века. Храм Святого Георгия, известен больше как Сырх Дзуар, как и множество церквей в Южной Осетии, был возведен на месте храма, возможно, более раннего периода.

В XIX веке православное священничество России организовало особое учреждение - «Осетинскую духовную комиссию», которая проделала большую работу, в том числе по строительству и восстановлению храмов в Южной Осетии. О том, что миссионерское общество строило храмы на месте ранних построек, говорят сохранившиеся архитектурные вставки во многих культовых сооружениях. На них изображения более раннего периода.




Zakk Wylde

#3
В Южной Осетии восстанавливают святилище Ичына

В селе Зонкар Цхинвальского района Южной Осетии восстанавливают святилище Ичына. Святилище восстанавливают в его первозданном виде. Идея восстановить храм принадлежит фамилии Валиевых.

Как рассказал «Рес» представитель фамилии Сергей Валиев, к строительным работам привлечены каменщики из Дагестана.

«Само строение диктует нам определенную тематику, которой мы следуем в его строительстве. Стены сооружают из речного камня. Для этого мы пригласили специалистов из Дагестана, работающих по старинной системе», – рассказал Валиев.

Как отметил Валиев, стены храма разваливались, старинный объект был на грани исчезновения.

«Святилище процентов на 70 было засыпано землей. Во время восстановительных работ обнаружились еще две пристройки здания, которые засыпало землей. Соответственно, объем работы увеличился, что отодвинуло и срок её завершения», – уточнил Валиев.

«Стены основного здания полностью построены, а возведение стен, обнаруженных во время земляных работ вокруг святилища, еще продолжается. На данный момент ждем черепицу для крыши», – сообщил он.

Валиев добавил, что в следующем году планируют благоустроить территорию святилища и поставить беседки.

Реставрационно-восстановительные работы храма начались в 2018 году, однако из-за проблем с финансированием строительные работы приостанавливались. Финансируется строительство фамилией Валиевых – выходцев из селения Зонкар.






Zakk Wylde

Сырх Дзуар: как идет строительство любимого храма народа Южной Осетии

В строительстве Сырх Дзуара (Красная церковь) в Южной Осетии активное участие принимает много неравнодушных людей, причем количество желающих внести свою лепту увеличивается с каждым днем.

Священник Аланской Епархии отец Симон (Людвиг Гаглоев) отмечает, что в основном люди сами приходят и предлагают свою помощь.

Сохранить исторический облик

Строительством всеми любимого храма – Сырх Дзуара занимается Аланская Епархия Южной Осетии, т.е. храм строится на средства Епархии и пожертвований. В прошлом году был вырыт котлован, строители провели все железобетонные работы, подготовили площадку под строительство храма. Однако, из-за пандемии коронавируса и введенных ограничительных мероприятий по недопущению распространения COVID – 19 работы шли медленно. Периодически сталкивались с проблемой доставки стройматериала, не могли приехать рабочие т.д.

«Но сегодня работы идут активно, и мы надеемся, что в будущем году, в День Святого Георгия мы сможем провести первую литургию», - говорит отец Симон.

Новая церковь практически в точности повторит старый храм, но будет чуть выше и больше. Аланская Епархия приняла решение строить Сырх Дзуар новым строительным материалом, но облицовку сделать из камней старого храма. «Уже договорились со специалистом, который обещал нам распилить старые камни на плитки для облицовки. Была опасность, что они будут крошиться, но это не подтвердилось. Кроме того, если встанет вопрос нехватки старого камня для облицовки, то один из наших горожан по собственной инициативе предложил предоставить нам недостающее количество», - говорит он.

Как отметил священник, в строительстве храма принимают участие не только жители республики, но и сограждане, проживающие за пределами Южной Осетии. Предлагают технику, стройматериал, другие - материал для проведения электрики, отопления и внутренних отделочных работ. Есть люди, которые берут на себя выполнение отделочных работ и т.д. Еще один благотворитель готов на свои средства поставить окна и двери. Очень много неравнодушных людей готовы внести свою лепту в строительство Сырх Дзуара.

Работы в рамках канонов и планы на будущее

На данном этапе уже возведены стены храма, завершается строительство колонн. По словам священника, свод храма достаточно сложный, его нужно было соединять с внутренними арками, и потому никто не брался за работу. Но, с Божьей помощью, нашли специалиста на месте и строительство сводов уже на стадии завершения. Близятся к концу работы по возведению колокольни.

Вторым этапом в строительстве храма Аланская Епархия обозначила кровлю, которую покроют черепицей. После установки окон и укладки крыши, перейдут к внутренним работам. И в этом направлении уже идет поиск специалистов и необходимого строительного материала.

По его словам, обычай осетин зиу - трудовой взаимопомощи, всегда сплачивал народ. Отец Симон считает, что помощь неравнодушных людей также укрепляет православную веру, духовные ценности.

В ходе расчистки территории были обнаружены захоронения. Как говорит священник, каждый сантиметр котлована они расчищали руками, чтобы собрать все останки, по-человечески их перезахоронить и не осквернить их память. Отец Симон предполагает, что это останки строителей храма и их родственников. Были найдены около пяти захоронений, среди которых были и дети. «На время проведения строительных работ, мы временно их перезахоронили. Но после завершения строительства храма, мы похороним их за алтарной частью, облагородим территорию, поставим крест на их могиле. Вообще все работы проводили согласно всем канонам, всю землю вывозили в реку. В мусор ничего не выбрасывали», - пояснил священник.

Строительство Сырх Дзуара согласовано с министерством культуры Южной Осетии. В старом храме не было место для хора, не было отопления и т.д.

«Сегодня, мы должны учесть все требования и построить храм для народа. Намерены довести работы до росписи. Расписывать храм – это очень затратно, у нас есть некоторые идеи и по этому поводу, но пока об этом говорить не будем.

В планах - построить рядом с церковью трапезную, кельи для монашествующих, воскресную школу и т.д. Уже закупили всю необходимую церковную утварь для храма и проведения богослужений. С Божьей помощью все будет хорошо!», - уверен отец Симон.

"Аланская Епархия благодарна каждому¸ кто рядом с нами, помогает в силу своих сил и возможностей. Осетины всегда отличались отзывчивостью и благодетельством, это наблюдается и сегодня", - считает священник.

Рядом с Сырх Дзуар установлен специальный ящик для пожертвований. Каждый человек может прийти, посмотреть своими глазами строительство всеми любимого храма и пожертвовать в силу своих возможностей.

Также, желающие могут принести средства в церковную лавку Храма Рождества Пресвятой Богородицы Цхинвала.

Список людей, оказавших помощь, будет заложен в капсулу, которую захоронят в алтарной части нового храма. Также, за тех, кто принимает участие в строительстве храма, на каждом богослужении будет возноситься молитва Богу.



Zakk Wylde

Осетинское святилище Каузад внесут в реестр памятников истории и культуры России

Осетинское святилище Каузад внесут в реестр памятников истории и культуры Российской Федерации, сообщает ГТРК «Алания».

Святилище расположено в селении Камсхо Алагирского района Северной Осетии. Памятник, предположительно, был основан в XVI-XVIII веках.

В селении Камсхо жили представители фамилий Рамоновых и Моураовых. И те, и другие происходили из соседнего мамисонского селения Лисри. На новом месте они расположились отдельными кварталами. Моураовы построили там святилище, подобное тому, что было в Лисри.

Zakk Wylde

Елизаветенский Центр Аланского Богоявленского женского монастыря открылся после капремонта

За годы работы центр принял более пяти тысяч детей и их родителей, пострадавших в ходе теракта в Беслане, во время войны в Южной Осетии

Елизаветенский Центр Аланского Богоявленского женского монастыря открылся после капитального ремонта.

«Со второго января начались знаменитые Рождественские каникулы в Аланском Богоявленском женском монастыре. После ремонта было увеличено количество мест. А по благословению Владыки Центр был перепрофилирован из реабилитационного в паломническо-просветительский. И теперь в планах сестер принимать паломников со всей России», – говорится в телеграм-канале монастыря.

Также отмечается, что будет сформирован календарь детских каникулярных заездов и групп различной социальной направленности.
Отдельным пунктом стоят форумы и трудовые десанты для молодежи.

Напомним, что Елизаветинский детский реабилитационный центр был построен в 2006 году. За годы работы он принял более пяти тысяч детей и их родителей. Это дети и семьи, пострадавшие в ходе теракта в Беслане, во время войны в Южной Осетии, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, ребята, имеющие сложные нарушения развития. Программа реабилитации накопила большой потенциал, отмеченный многими экспертами в области помощи детям. Помощь нуждающимся оказывалась безвозмездно.

Zakk Wylde

Работы практически завершены: отдел охраны памятников Южной Осетии о восстановлении церкви Ичъынайы Уастырджы

Работы по восстановлению церкви Ичьынайы Уастырджы, которая расположена на возвышенности над селом Зонкар Цхинвальского района Южной Осетии, завершатся в 2023 году, сообщила агентству «Рес» начальник отдела охраны памятников и культурного наследия Минкультуры республики Лариса Багаева.

«Церковь находится на территории старого кладбища. Здесь встречаются надгробия XVII, XVII и XIX веков. На сегодняшний день в селе постоянно проживает всего два человека. С 2019 года там ведутся восстановительные работы», - сказала она.

По словам Багаевой, объект строили с использованием реставрационных технологий по рекомендациям инженера-реставратора высшей категории Ивана Стрельбицкого, из того же природного камня с использованием извести.

«Памятник был в полуразрушенном состоянии, проведена расчистка и восстановление стен, конструктивных деталей и свода объекта. На данном этапе работа практически завершена, возведен каркас под черепицу», - уточнила начальник отдела.

Собеседник агентства отметила, что памятник является образцом церковной архитектуры VIII-IX вв.

«Каменная алтарная преграда из травертина, и тромпы апсиды, и ступенчатые пристенные арки зала выделяют архитектуру памятника из числа остальных. Возведена из рваного камня разных размеров с использованием травертина. Объект имел пристройки с юга и запада, от которых сохранились основания. Массовые празднества приходятся на начало октября и связанны с окончанием празднования другого религиозного праздника - Джеры Дзуар», - рассказала Лариса Багаева.

Начальник отдела уточнила, что древний культовый праздник Ичьынайы Уастырджи собирает и объединяет разные поколения фамилии Валиевых.

«Становится местом знакомства и передачи богатых национальных традиций и обычаев, становится местом паломничества для многих поколений фамилии», - отметила Багаева.

Памятник сохранился благодаря тому, что северная часть горы защищает его от ветров и дождей, а так же материалы, используемые при строительстве того времени отличались долговечностью.

Церковь возведена из природного камня разных размеров, местами встречается в кладке сланец. Церковь прямоугольная с алтарем. В центральной части восточной стены окно со стрельчатой аркой. В алтарной части сохранились фрагменты алтарной преграды. Продольные стены поделены на две равные части с помощью трех пар трехступенчатых пилястр. Конструктивные детали выведены из пористого туфа. Интерьер освещается арочными окнами с восточной, южной и западной сторон. Южный вход архитравный, а западный арочный, но застроен.

С западной стороны сохранились фрагменты пристройки.