Дорожная инфраструктура в Цхинвале

Автор Zakk Wylde, 26 декабря 2022, 12:24

« назад - далее »

Zakk Wylde

Десять улиц столицы Южной Осетии реконструируют в 2022 году

В рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2022 год в Цхинвале запланирована реконструкцию десяти улиц. Об этом «Рес» сообщил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Эдуард Дзагоев.

По его словам, работы по капремонту столичных улиц начнутся приблизительно в апреле, с учетом погодных условий.

«В текущем году планируется реконструкция двух тупиков на улице Осетинская, переулка Чочиева, улицы Сабанова, Гришика Санакоева, Генерала Сланова, Кулаева, Козонова, Валерия Газзаева и Привокзальной площади», - сказал Эдуард Дзагоев.

Как отметил министр, капитальный ремонт предполагает полную реконструкцию сетей и благоустройство.

Отметим, что в прошедшем году были сданы в эксплуатацию семь столичных улиц - Плеханова, Шавлохова, Мирная, Едисская, переулок Нартовская — А. Плиева и Владимира Путина на участке от городского стадиона до с. Хеит.

В 2020 году работы завершились на улицах Белинского, Революции, Табуева, Торговой, Кима, Целинников, Героев (от детского сада №18 в сторону микрорайона «Шанхай»).

В целом на реализацию трехлетней инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2020-2022 годы Россия выделяет порядка 4,5 млрд рублей. Столько же 4,5 млрд рублей было выделено ранее на реализацию двухлетней инвестпрограммы на 2018-2019 годы. Еще порядка 9,1 млрд рублей Россия выделила на предыдущую программу на 2015-2017 годы.


Zakk Wylde

В разных районах Цхинвала были установлены камеры видеонаблюдения. Программа «Безопасный город» работает пока в тестовом режиме. Камеры смонтированы на улицах города, в парках и на Театральной площади. Камеры фиксируют скорость движения автомобилей, нарушения правил дорожного движения.

Zakk Wylde

В столице Южной Осетии в мае начнется реконструкция 10 улиц

Работы по капитальному ремонту десяти улиц в Цхинвале в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии начнутся в мае, сообщил «Рес» министр строительства, архитектуры и ЖКХ Эдуард Дзагоев.

По его словам, на улицах первым долгом заменят подземные коммуникации, а после дорожники приступят к их реконструкции.

«Работы приблизительно начнутся в середине мая. Планируется реконструкция двух тупиков на улице Осетинская, переулка Чочиева, улиц Сабанова, Гришика Санакоева, Генерала Сланова, Кулаева, Козонова, Валерия Газзаева и Привокзальной площади», - уточнил Эдуард Дзагоев.

Как отметил министр, капитальный ремонт предполагает полную реконструкцию сетей и благоустройство.

Отметим, что в прошедшем году были сданы в эксплуатацию семь столичных улиц - Плеханова, Шавлохова, Мирная, Едисская, переулок Нартовская — А. Плиева и Владимира Путина на участке от городского стадиона до с. Хеит.

В 2020 году работы завершились на улицах Белинского, Революции, Табуева, Торговой, Кима, Целинников, Героев (от детского сада №18 в сторону микрорайона «Шанхай»).

В целом на реализацию трехлетней инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2020-2022 годы Россия выделяет порядка 4,5 млрд рублей. Столько же 4,5 млрд рублей было выделено ранее на реализацию двухлетней инвестпрограммы на 2018-2019 годы. Еще порядка 9,1 млрд рублей Россия выделила на предыдущую программу на 2015-2017 годы.

Zakk Wylde

#3
В Цхинвале приступили к благоустройству улиц в рамках Инвестпрограммы

На улице Валерия Газзаева в столице Южной Осетии приступили к реконструкции подземных инженерных сетей, сообщила «Рес» главный инженер ГУП «Водоканал» Инга Джиоева.

«К работам приступили в пятницу. На данный момент на объекте задействованы четыре сотрудника «Водоканал» и четыре единицы спецтехники. Всего в этом году реконструкция подземной инфраструктуры будет проходить на семи столичных улицах – Валерия Газзаева, Кулаева, Козонова, тупик улицы Осетинская 131, Сабанова, Сланова, Гришика Санакоева», - рассказала Джиоева.

В инвестпрограмме на 2022 год запланированы работы по реконструкции десяти улиц.

В 2021 году были сданы в эксплуатацию семь столичных улиц - Плеханова, Шавлохова, Мирная, Едисская, переулок Нартовская — А. Плиева и Владимира Путина на участке от городского стадиона до с. Хеит. В 2020 году работы завершились на улицах Белинского, Революции, Табуева, Торговой, Кима, Целинников, Героев (от детского сада №18 в сторону микрорайона «Шанхай»).






Zakk Wylde

#4
В Цхинвале проведут работы по замене подземных инженерно-коммуникационных сетей на десяти улицах

Сотрудники ГУП «Водоканал» Южной Осетии проведут строительно-монтажные работы по устройству канализационной и водопроводной сети на столичных улицах в рамках российской Инвестпрограммы. Об этом «Рес» сообщил и.о министра строительства, архитектуры и ЖКХ Эдуард Дзагоев.

«Работы по капитальному ремонту десяти улиц в Цхинвале в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии начнутся третьего июня. Первым этапом к работам приступит «Водоканал», вслед за ними «Энергоресурс – Южная Осетия», после дорожники», - сказал он.

Как отметил Дзагоев, до конца текущего года все 10 улиц будут сданы в эксплуатацию.

В инвестпрограмме на 2022 год запланированы работы по реконструкции двух тупиков на улице Осетинская, переулка Чочиева, улиц Сабанова, Гришика Санакоева, Генерала Сланова, Кулаева, Козонова, Валерия Газзаева и Привокзальной площади.

В 2021 году были сданы в эксплуатацию семь столичных улиц - Плеханова, Шавлохова, Мирная, Едисская, переулок Нартовская — А. Плиева и Владимира Путина на участке от городского стадиона до с. Хеит. В 2020 году работы завершились на улицах Белинского, Революции, Табуева, Торговой, Кима, Целинников, Героев (от детского сада №18 в сторону микрорайона «Шанхай»).

В целом на реализацию трехлетней инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2020-2022 годы Россия выделяет порядка 4,5 млрд рублей. Столько же 4,5 млрд рублей было выделено ранее на реализацию двухлетней инвестпрограммы на 2018-2019 годы.

Zakk Wylde

#5
В Цхинвале приступили к благоустройству Привокзальной площади

В Цхинвале приступили к работам по реконструкции Привокзальной площади в рамках российской инвестпрограммы. Работы начались с демонтажа старой тротуарной плитки и пьедестала, на котором когда-то стоял памятник вождю пролетариата Ленину.

В качестве генподрядчика работы выполняет РГУП «Дорэкспострой».

По словам прораба Алана Цховребова, предстоит замена старого асфальтового покрытия, брусчатки, бордюров, поребриков и устройство ливневой канализации. Дорожники уже капают траншею для прокладки труб. Кроме того, обсуждается возможность обустройства скверика в центре площади, установят лавочки и фонтанчики.

В зеленой зоне также возведут четыре небольших постамента, на них планируется установить бюсты выдающихся деятелей Осетии. Предполагается заменить и старые фонарные столбы. В сквер будет проведена водопроводная линия и устроена система полива газонов с цветами.

«Установка фонтанчиков, скамеек и другие предложения не были учтены в проекте, но в Министерстве строительства прорабатывают вопрос внесения изменений. Ищут возможности дополнительного финансирования объекта», — рассказал А. Цховребов.

Специалист заверил, что во время работ цветы и деревья в зеленой зоне не будут повреждены.

Работы сейчас ведутся только в центральной части площади и пока не сильно мешают движению автотранспорта. Пассажирские автобусы отправляются в рейсы с территории автовокзала. Определенный дискомфорт чувствуется, но будет продолжаться недолго.

Привокзальную площадь должны полностью благоустроить к концу текущего года. Строители надеются управиться до начала холодов.

«О конкретных сроках сейчас говорить трудно. С учетом всех возможных изменений можно рассчитывать на завершение всего комплекса работ к концу октября», — обозначил примерные сроки прораб.
Важным мероприятием является устройство «ливневки», она будет подключена к магистральной трубе по ул. Героев. Во время дождей Привокзальную площадь буквально затапливало. Теперь такой проблемы не должно быть.

В Инвестпрограмме на этот год также числится капремонт девяти столичных улиц: Валерия Газзаева, Сабанова, Генерала Сланова, Гришика Санакоева, Кулаева, Козонова, два тупика на ул. Осетинская, переулок Чочиева.

РГУП «Дорэкспострой» выступает единым генподрядчиком. В настоящее время предприятие параллельно проводит ремонт улицы В. Газзаева. На остальных указанных городских магистралях пока идут работы по замене сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Этим занимаются компетентные республиканские службы — РГУП «Водоканал» и РГУП «Энергоресурс — Южная Осетия».

Мероприятие по реконструкции инженерных сетей начиналось весной. Но, как объясняют строители, из-за затянувшихся президентских выборов и корректировки смет в связи с резким удорожанием цен на стройматериалы процесс запоздал.

Напомним, трехлетняя Инвестпрограмма содействия соцэкономразвитию РЮО (2020-2022 гг.) завершается в нынешнем году. Она включает в себя свыше 50 мероприятий. В предыдущие годы выполнена основная часть. Осталось реализовать порядка 20 мероприятий.

Zakk Wylde

#6
В Цхинвале проведут ямочный ремонт поврежденных участков улиц

В столице Южной Осетии проведут плановые работы по реконструкции дорожного полотна поврежденных улиц, сообщил «Рес» начальник ремонтно-строительного управления (РСУ) администрации Цхинвала Инал Газзаев. 

По его словам, Управление пристально следит за состоянием столичных улиц.

«Работы по устранению ям на дорогах проводятся ежегодно. Сейчас мы составляем проектно-сметную документацию. В ближайшие дни наши сотрудники проведут дополнительный мониторинг для выявления улиц, на которых необходимо провести ямочный ремонт. Будут проведены замеры, чтобы выяснить какой объем работ и где необходимо провести. После мы составим ведомости о дефектах, из которых будет составлена проектно-сметная документация», - сказал Газзаев. 

Он отметил, что после подачи необходимых документов и выдачи аванса – будет закуплено все необходимое. 

По словам собеседника агентства, ранее уже был проведен предварительный осмотр дорог и примерный список улиц, на которых будет идти ямочный ремонт уже известен. 

«На данный момент провести ремонт дорожного полотна предполагается на следующих улицах: Коцоева, Путина, (Московская), Пушкина, 8 Июня, на перекрестке улицы Советская и проспекта Алана Джиоева и на самом проспекте. 

Для нас самое главное – это наличие финансирования и материала - асфальта. Как только получим аванс – приступим к ямочному ремонту», - дополнил начальник РСУ. 

Газзаев отметил, что если не возникнет никаких сложностей, все работы по устранению ям на дорогах будут завершены в течение месяца.   

Напомним, что в прошлом году был проведен ямочный ремонт на улицах Героев, Осетинская, Горького, 8 Июня, Коцоева, Путина, проспекте Алана Джиоева, Сталина и др. 

Zakk Wylde

#7
Долгожданный ямочный ремонт городских улиц проводится в Цхинвале

Плановые работы по восстановлению дорожного полотна ведутся уже примерно месяц и завершены на улицах Путина (Московская), Пушкина, проспекте Алана Джиоева, сообщил «Рес» начальник ремонтно-строительного управления (РСУ) администрации Цхинвала Инал Газзаев.

Жители Цхинвала неоднократно обращали внимание на состояние городских улиц после зимы, образовавшиеся ямы создавали аварийные ситуации.

"На участках дорог, которые подлежат ремонту, сделаны вырезки и как только мы получим асфальт, сразу приступим к ямочному ремонту. Работы будут проводиться по всему городу, где есть дефекты дорожного полотна», - сказал Газзаев.

На данном этапе, ямочный ремонт планируется провести на улицах Коцоева, 8 Июня, на перекрестке улица Советская и проспекта Алана Джиоева и др.

Zakk Wylde

#8
РГУП «Дорэкспострой» приступил к благоустройству двух улиц города Цхинвал.

В столице Южной Осетии в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономического развития РЮО на 2020-2022 гг., РГУП «Дорэкспострой» приступил к благоустройству двух улиц г. Цхинвал. С 15 июля на Привокзальной Площади и на ул. В. Газзаева начались работы по благоустройству улиц. Задействована специальная техника и рабочие РГУП «Дорэкспострой».

По плану в 2022 году в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономического развития на 2020-2022гг. капитально отремонтируют 10 улиц г. Цхинвал; туп. ул. Осетинская; туп. ул. Осетинская дом 131; ул. В. Газзаева; ул. Сабанова; ул. Сланова; ул. Козонова; ул. Кулаева; пер. Чочиева; ул. Г. Санакоева; ул. Привокзальная Площадь.






Zakk Wylde

#9
В Цхинвале продолжаются работы по замене инженерных сетей на шести улицах

Государственное унитарное предприятие «Водоканал» Южной Осетии продолжает работы по реконструкции подземных инженерных сетей на шести столичных улицах в рамках Инвестпрограммы. Как рассказал «Рес» директор «Водоканала» Иван Сиукаев, по поставкам материалов задержек нет.

«Работы ведутся на улицах - Кулаева, Козонова, тупик улицы Осетинская 131, Сабанова, Сланова, Гриши Санакоева. Все магистральные сети практически заменены, мы сейчас начали работать по абонентским подключениям», - сказал он.

По словам Сиукаева, согласно графику, реконструкция подземной инфраструктуры на семи улицах города полностью завершится до конца текущего месяца.

«По срокам выполнения работ на улице Сланова работы завершатся 10 августа, а на улице Сабанова - 12 августа. На каждом объекте задействовано четыре единицы техники, всего на одной улице работают девять человек», - отметил руководитель ГУП.

Иван Сиукаев рассказал, что всего в рамках Инвестпрограммы на 2022 год запланированы работы по реконструкции десяти улиц.

«В предыдущие годы на трех улицах - тупике Чочиева, тупике Осетинской и на Привокзальной площади были полностью проведены аналогичные работы», - добавил собеседник агентства.

С окончанием всего комплекса мероприятий по реконструкции подземной инфраструктуры к благоустройству улиц приступит «Энергоресурс» и дорожники. Капитальный ремонт предполагает асфальтирование проезжей части и тротуаров, обустройство зеленых зон, установку уличного освещения и дорожных знаков.

В 2021 году были сданы в эксплуатацию семь столичных улиц - Плеханова, Шавлохова, Мирная, Едисская, переулок Нартовская — А. Плиева и Владимира Путина на участке от городского стадиона до с. Хеит. В 2020 году работы завершились на улицах Белинского, Революции, Табуева, Торговой, Кима, Целинников, Героев (от детского сада №18 в сторону микрорайона «Шанхай»)

Zakk Wylde

#10
Готова под асфальт: в Цхинвале благоустраивают улицу Валерия Газзаева

На улице Валерия Газзаева в столице Южной Осетии ведутся строительные работы в рамках российской Инвестиционной программы. На объекте проложены водопроводные и канализационные трубы, заменены сети газоснабжения.

Как рассказал «Рес» директор госпредприятия «Дорэкспострой» Алан Габараев, на данном этапе улица готова под асфальт.

«К работам мы приступили две недели назад. Дорожники завершили укладку тротуарной плитки, установлено освещение, улица готова под асфальт. Осталось заполнить зеленые зоны черноземом», - отметил Габараев.

По словам собеседника агентства, сотрудники «Дорэкспострой» параллельно ведут строительные работы на пяти столичных улицах – Генерала Сланова, Валерия Газзаева, двух тупиков на ул. Осетинская, переулок Чочиева и Привокзальной площади.

«Если предприятие «Водоканал» сдаст нам улицу Козонова, то завтра начнем ремонт данной улицы», - сказал он.

Габараев уточнил, что на остальных улицах - Гришика Санакоева, Кулаева, Козонова, Сабанова пока идут работы по замене сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения.

Директор предприятия подчеркнул, что капремонт десяти столичных улиц планируется завершить до конца года.

Отметим, что в прошедшем году были сданы в эксплуатацию семь столичных улиц - Плеханова, Шавлохова, Мирная, Едисская, переулок Нартовская — А. Плиева и Владимира Путина на участке от городского стадиона до с. Хеит.

В 2020 году работы завершились на улицах Белинского, Революции, Табуева, Торговой, Кима, Целинников, Героев (от детского сада №18 в сторону микрорайона «Шанхай»).

Напомним, трехлетняя Инвестпрограмма содействия соцэкономразвитию РЮО (2020-2022 гг.) завершается в нынешнем году. Она включает в себя свыше 50 мероприятий. В предыдущие годы выполнена основная часть. Осталось реализовать порядка 20 мероприятий.

Zakk Wylde

#11
В Цхинвале налаживают уличное освещение

На 34 улицах Цхинвала ведется текущий ремонт уличного освещения, ремонтные работы находятся на завершающей стадии, - сообщил «Рес» директор ГУП «Ир-дизайн» Роман Кокоев.

«Из 34 улиц столицы у нас остались – две центральные - Октябрьская и Героев, где на данный момент проходят ремонтные работы. Все работы будут завершены в течение недели», - рассказал Кокоев.

Он пояснил, что текущий ремонт предполагает замену лампочек и местами плафонов.

«Мы заранее определяем места поломок и меняем необходимые детали для освещения. Но, нередко бывают случаи, когда вновь поменянные лампочки через несколько дней перегорают. Но это уже производственный брак, с которым мы сталкиваемся в работе», - заметил он.

Кокоев добавил, что в столице на сегодняшний день не осталось ни одной неосвещенной улицы.

Zakk Wylde

#12
В Цхинвале завершена реконструкция подземных инженерных сетей на семи улицах

Специалисты ГУП «Водоканал» Южной Осетии завершили работы по реконструкции подземных инженерных сетей на семи городских улицах в рамках реализации Инвестпрограммы. Об этом «Рес» сообщил директор предприятия Иван Сиукаев.

«На объектах нашими сотрудниками были заменены магистральные трубы и абоненты подключены к канализационной и водопроводной сети. Старые трубы были изношены на 90%, из-за этого происходили частые аварии», - отметил собеседник агентства.

Сиукаев подчеркнул, что работы были выполнены раньше срока.

«Реконструкция подземной инфраструктуры была выполнена на улицах - Кулаева, Козонова, тупик улицы Осетинская 131, Сабанова, Сланова, Газзаева, Гриши Санакоева», - уточнил он.

Капитальный ремонт предполагает асфальтирование проезжей части и укладка тротуаров, обустройство зеленых зон, установку уличного освещения и дорожных знаков.

В 2021 году были сданы в эксплуатацию семь столичных улиц - Плеханова, Шавлохова, Мирная, Едисская, переулок Нартовская — А. Плиева и Владимира Путина на участке от городского стадиона до с. Хеит. В 2020 году работы завершились на улицах Белинского, Революции, Табуева, Торговой, Кима, Целинников, Героев (от детского сада №18 в сторону микрорайона «Шанхай»).

Zakk Wylde

#13
Старый мост Цхинвала - реконструировать или возводить заново: к истории резонансной стройки

Реконструкция Старого моста в Цхинвале, внесенная в инвестиционную программу содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2020-2022 годы, вновь в центре внимания жителей республики, активно обсуждается в соцсетях. Общественный резонанс приостановил начало строительных мероприятий в прошлом году. «Глас народа был услышан» в преддверии выборов. Однако, реконструкция моста по-прежнему в инвестпрограмме и финансирование под нее выделено. Но, обо всем по порядку...

Старый мост является частью архитектурной истории Цхинвала, частью его облика, его ауры, едва ли не последним островком, как сейчас принято говорить, «потерянного» города. Мост с прилегающими узнаваемыми зданиями запечатлен на полотнах почти всех художников республики. Старый мост является свидетелем нашей истории — по нему вели на расстрел 13 коммунаров, по нему уходили на фронта Великой Отечественной, он был последним рубежом обороны города во время грузинской агрессии начала 90-х годов. Понятны эмоции горожан, пытающихся сохранить хоть «что-то от старого Цхинвала».

Старый мост, соединивший два берега Лиахвы, построен в далеком 1893 году и тогда появление единственного моста в Цхинвале явилось знаковым событием. Мост способствовал и развитию города, и стал его украшением. При строительстве установили каменные быки, между которыми был переброшен деревянный настил, приходивший в негодность время от времени. В те времена мост был центром Цхинвала — рядом парк, гостиница (в настоящее время здание военкомата). Реконструкция моста была произведена в 1903 году, в 1910 году деревянный настил сменил бетон.

Как выяснилось впоследствии, серьезные ошибки были допущены изначально при проектировании и строительстве.

Не был организован водоотвод с проезжей части моста, вода после дождя и таяния снега остается в середине пролетов, изобилующих сквозными трещинами. Радиусы поворота на подходах к мосту не соответствуют нормативным показателям. Поверхности тротуаров узкие и неровные.

Беспощадное время «увеличило» пункты недочетов при строительстве. Проектирование по старым нормам не учитывало особенности работы сооружений в процессе эксплуатации даже на 20-летнюю перспективу. Нагрузка моста рассчитана по старым нормам начала 20-го века, а для мостов, расположенных на автодороге четвертой технической категории, существуют иные нормы нагрузок.

Бетон — не камень, он имеет свойство изнашиваться, а железная арматура, оголенная при разрушении бетона, подвержена коррозии. Особенно, если за состоянием моста не следить долгое время.

Зимой 1991 года на Старом мосту был подорван автомобиль грузинских формирований, оккупировавших город. Две попытки подрыва моста были предприняты защитниками Цхинвала во время войны весны-лета 1992 года, таким образом хотели в случае необходимости остановить продвижение в город грузинской военной техники. Были сделаны подкопы, заложена взрывчатка. Необходимости в подрыве не возникло, агрессора удалось отбить на подступах, но арматуру повредили, наспех засыпав подкопы, что также не усилило прочности моста.

То есть, Старый мост представляет собой в настоящее время аварийное железобетонное сооружение, малопривлекательное с эстетической точки зрения.

Движение большегрузных автомобилей по мосту запрещено давно (однако, нарушителей запрета достаточно). В одно время была попытка запрета и движения легковых машин.

О необходимости реконструкции моста горожане,особенно жители левого берега Цхинвала, говорили не один год. Эта тема время от времени поднималась и в СМИ.

Наконец, свершилось. По предложению Комитета по промышленности республики реконструкция моста была внесена в инвестпрограмму на 2020-22 годы. Предпроектное обследование провела российская проектная организация. Обследование включало необходимые замеры, в том числе и прочности бетона, железной арматуры, по его итогам был составлен акт. Согласно этому документу, транспортно-эксплуатационные характеристики моста нарушены в виду физического износа пролетных строений. Неудовлетворительным признано состояние пролетных балок, которые,к тому же, в своем большинстве не имеют проектного объединения, вследствие чего нарушена их пространственная работа. Монолитные участки - в трещинах и сколах бетона. Конструкция деформационных швов разрушена на всех опорах. Перечислять все нарушения безопасности проезда и прохода по мосту можно долго — акт предпроектного обследования достаточно объемный. Заключение: «износ моста составляет более 70%» . По строительным нормативам при превышении 50% порога износа необходима реконструкция сооружения или снос и строительство нового.

Оставалось решить дилемму — строительство нового моста или реконструкция старого? По мнению главы Минстроя республики Эдуарда Дзагоева, необходимо строить новый мост.

«Под реконструкцией неспециалисты, как правило, понимают «что-то там подбетонировать, укрепить, подкрасить». Между тем , реконструкция моста — сложный процесс, целью которого является доведение характеристик его прочности до нормативных значений. Такой проект предусматривает дополнительные несущие конструкции, которые изуродуют вид моста. Не говоря о том, что реконструкция всегда обходится намного дороже нового строительства», - говорит глава Минстроя.

Проектом строительства с последующей экспертной проверкой занималась организация, проводившая предпроектное обследование. Внешний вид моста, как говорит Эдуард Дзагоев оставался открытой темой для дискуссии.

В 2020 году проект был внесен в инвестпрограмму и получил финансирование в размере 147 миллионов рублей.

Озвученные на одной из пресс-конференций Минстроя планы по строительству нового моста вызвали широкий общественный резонанс.

Мнения горожан разделились. Одна часть выступала за строительство нового моста в ретро-стиле с сохранением архитектурного облика старого.

Другие решительно требовали сохранить старый мост, «подлатав» его. Имели место и мнения сделать мост пешеходным, своеобразным «цхинвальским Арбатом» для художников и мастеров народного промысла. Среди сторонников сохранения моста - начальник отдела охраны памятников архитектуры Министерства культуры республики того периода Нелли Табуева.  В качестве главного аргумента она ссылалась на заключение российского реставратора, приглашенного в Южную Осетию на восстановление храма и производившего «визуальное обследование моста» в противовес инженерным замерам и лабораторным исследованиям проектной организации. По мнению реставратора, мост можно реставрировать «где-то подлатав стеклопакетами, где-то подбетонировать инъекциями».

Далее началась почти детективная история с обменом письмами между ведомствами. Старый мост, как оказалось, находится в реестре памятников Цхинвала и его снос незаконен. О чем министр культуры (на тот период) Жанна Зассеева уведомила Министерство строительства, вынеся вердикт «мост сносу не подлежит».

По законам жанра в решение судьбы моста включились правоохранительные органы. Министру культуры ответили из прокуратуры. Тогдашний генеральный прокурор Магомед Багаев привел длинный перечень нарушений закона не только в вопросе включения Старого моста в реестр объектов культурного наследия в 2014 году, но и порядка ведения реестра. Потребовал «исключить случаи нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия» и даже «привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона». То есть, Старый мост рекомендовали вывести из реестра охраняемых памятников.

Одновременно с решением «правовых коллизий» пытались найти место под строительство нового моста, что, правда, не решает вопроса Старого, так как и при полном запрете движения транспорта (маловероятного с учетом менталитета цхинвальцев), есть риск разрушения моста под собственным весом, ответственность за разрушение не возьмет на себя ни один из сторонников «консервации».

Подходящего места под строительство нового моста найти не удалось.

Как говорит Эдуард Дзагоев, берег Лиахвы от улицы Путина и ниже по течению представляет собой плотную частную застройку.

«Теоретически под строительство моста можно было бы определить территорию бывшего механического завода, проведя всю предварительную работу. Однако на левом берегу мост может «выйти» на улицу Братьев Остаевых. Это узкая улица с частными домами, которые окажутся прямо у проезжей части моста. Нужна магистральная развязка для въезда и выезда», - разъяснил глава Минстроя.

Трудно предполагать, как могли бы развиваться события в другой период, но свою роль сыграл фактор приближающейся президентской кампании. Стройку «заморозили», отложив на более поздний период.

Сложную дилемму предстоит решить новой власти. Дискуссия в обществе возобновилась текущим летом, резонанс все тот же, в соцсетях оперативно созданы группы по «защите моста».

Если отвлечься от понятных каждому цхинвальцу эмоций , то в сухом остатке остается главная проблема — городу для развития, для реконструкции старой исторической части, для создания нормальной инфраструктуры Левобережья необходим мост, как стратегический объект, функциональная и надежная транспортная артерия, а не «законсервированный» памятник архитектуры. Если не построить мост сейчас, то в обозримом будущем такой возможности у города не будет.

Полноценная реконструкция моста, то есть доведение характеристик его прочности до нормативных значений, уничтожит тот самый исторический архитектурный облик, вокруг которого ломаются копья.

Сторонники сохранения моста с «косметическим ремонтом» ссылаются на мировую практику, и действительно, в современном мире бережно относятся к историческому наследию. Даже владельцы не могут предпринимать никаких действий по изменению облика собственной недвижимости.

Приводятся примеры и мостов, являющихся памятниками культуры, по которым возможно только пешее передвижение. Таких мостов, построенных еще в античные времена, в Средневековье, много в Италии, есть они в Греции, Иране, Турции, Китае. Это культовые объекты для туризма. Но те мосты построены или из вечного камня или из не гниющего веками дерева, железобетонных мостов среди них нет. И, наконец, главное — подобную роскошь могут себе позволить города, где достаточно мостов, отвечающих своему прямому назначению — транспортной магистрали. В противном случае поступают как в Турции, где каменный одноарочный мост через реку Мелес в Измире (бывшая Смирна) в Турции «спрятали» под новый мост.

Между тем, этот мост, который называют «Караванным» - самый древний в истории человечества. Его строительство датируется примерно 850 годом до н. э, римским периодом. Мост служил воротами Смирны. По некоторым версиям, этот мост пересекал древнегреческий поэт Гомер. Состоящая из тесаных каменных блоков поверхность строения сегодня скрыта под современным мостом. За прошедшие годы восстановлены поврежденные участки конструкции, особенно на верхних каменных рядах. В 1951 году исторический мост шириной 6 м был расширен до 17 м — к нему добавили железобетонную часть. Городу нужен был полноценный мост и пришлось пожертвовать историческим обликом уникального древнейшего моста. В мировой практике немало и таких прецедентов.

Наконец, в самом Цхинвале есть наглядный пример того, как опасения «уничтожения исторического облика» оказываются напрасными — здание гостиницы «Ирыстон». В свое время дискуссии «строить новое здание или реставрировать» были не менее ожесточенными, а требования «не трогать старое здание и сохранить исторический вид Театральной площади» - не менее гневными. В таких случаях «по старой цхинвальской традиции» строящие организации, госструктуры принято подозревать в стремлении «освоить деньги», забывая о законе строительного ремесла - «реставрация намного дороже новой стройки».

Финансовая сторона, как и определение приоритетности строительства гостиницы не является целью материала, есть факт — город получил стильный отель «четыре звезды» в стиле «ретро», куда более стильный, чем прежний, а исторический вид и самого здания и центральной площади не пострадали. Правда, мост — не здание и полностью повторить архитектурный вид при планируемом расширении вряд ли удастся, но внешний вид моста по-прежнему - открытая тема для дискуссии. Как, впрочем и сам вопрос - «законсервировать, подлатав, или строить новый мост».

Цхинвальцы старшего и среднего поколений иногда грешат подменой необходимости защиты исторического наследия ностальгией по детству и юности. Так, в свое время возмущение вызвал и снос здания центрального универмага — невразумительного сооружения брежневской эпохи и музыкального фонтана, который уместен в больших городах, на больших площадях или в парковой зоне, а не на небольшой центральной площади, загромождая ее , представляя собой большую часть года загрязненную неработающую и малоэстетичную конструкцию.

Но Старый мост — особый случай и по отношению к нему и по юридическим нюансам, поэтому решать вопрос предполагается с осторожностью. Дискуссии на «круглом столе» с привлечением всех заинтересованных сторон запланированы.

И еще один немаловажный нюанс — сохранение Старого моста с угрозой безопасности передвижения по нему уже не спасет «старый город». Его разрушение — еще не беда, можно было частью отреставрировать, отреставрировать старые уникальные храмы и построить новые здания в том же стиле. В 2014 году администрация Цхинвала заказала проект развития города с многолетней перспективой, в котором главный акцент был сделан на реставрацию старого города. Этим вопросом занимался известный архитектор Слава Джанаев. Макеты с полноценной набережной красивыми зданиями в этностиле и т. д. так и остались в форме макетов. Очевидно, до того времени, когда республика будет в состоянии обеспечивать свое развитие сама. А тем временем старый город хаотично застраивается - и это уже беда. Вопрос — имеются ли какие-то архитектурные службы, какие-то организации, призванные следить за такими процессами — риторический.



Zakk Wylde

#14
На Привокзальной площади продолжаются работы по благоустройству территории.

Реконструкция Привокзальной площади проходит в рамках инвестпрограммы, на участке трудятся дорожные службы. Первый этап завершен, демонтированы тротуарная плитка и бордюры, снят старый слой асфальтного покрытия. Сейчас идет прокладка инженерных сетей.